Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
Существуют 4 группы правил разработки стратегии:
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием. Любая работа начинается с разработки документа «техническое задание»
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией. (общий замысел: цели, задачи и механизм реализации)
|
|
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Параметры стратегий:
1. процесс выработки стратегии не завершается совершением немедленных действий, а заканчивается выбором общих направлений.
2. сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом творческого поиска. Роль стратегии в поиске – помочь сосредоточить внимание на определенных конкретных участках работы.
3. в ходе формулирования стратегии нельзя угадать все возможности. Неполная, обобщенная, неточная информация о различных альтернативах.
4. для отбора проектов применяются стратегии и ориентиры.
Ориентир – цель, которую стремится достигнуть фирма.
Стратегия – средство достижения цели. Ориентир – более высокий уровень принятия стратегических решений.
Принципы формирования стратегий. Процесс выбора стратегии включает ряд конкретных задач (этапов):
1. оценка текущей стратегии фирмы;
2. анализ портфеля продукции;
3. выбор стратегии фирмы;
4. оценка выбранной стратегии.
Выбор стратегии. Принимается решение какими средствами будут добиваться целей. Это сердцевина стратегического менеджмента. Выбор стратегии – это стратегическое решение (что делать, в каком направлении развиваться).