Глава II. Вокальные формы

Историческое место вокальных форм

В европейской музыкальной культуре, ориентированной на мелос и пение, вокальные формы первичны и имеют гораздо более длитель­ную историю развития, чем формы инструментальные. На становление инструментальных форм вокальные жанры также оказали прямое влия­ние. По нашей наиболее общей классификации (см. Гл. I) к собственно вокальным относятся, прежде всего, романсы, песни, хоры, отдельные оперные номера XIX в., те же жанры XX в., если они обладают идентичными средствами формообразования. В данном классе музыкальных форм действует принцип главенства музыкального начала при некото­ром влиянии на целое конструктивных и выразительных свойств слова. Такое соотношение составляет важнейший способ существования музыки в союзе со словом, и метод анализа вокальных форм может быть ценен для анализа также и других классов жанров и форм, связанных с вока­лом. В историческом аспекте связи и зависимость музыки и слова были столь различны, что возникла необходимость исторической типологии форм вокальной музыки, включая хоровую. В самом крупном плане во­кальные формы можно разделить на тексто-музыкальные, инструмен­тально-вокальные и собственно вокальные.

Под тексто-музыкальными (музыкально-текстовыми) подразуме­ваются формы европейского средневековья и Возрождения, в которых порядок разделов музыкальной композиции предопределяется расположе­нием строк поэтического слова. Сюда относятся формы трубадуров и тру­веров, мейстерзингеров и миннезингеров, полифонические композиции Машо, Витри, Дюфаи. Тип слитной музыкально-текстовой формы присущ мадригалу XVI в. К этой же группе примыкают формы, связанные с куль­товыми жанрами этих эпох: григорианское пение, протестантский хорал, русский знаменный распев. Формы инструментально-вокальные сложи­лись в эпоху барокко, их главная особенность в том, что инструменталь­ные принципы подчиняют себе закономерности слова и определяют ло­гику целого (арии, хоры И.С. Баха, Генделя). Собственно вокальные формы представляют собой группу именно музыкальных композиций, структура которых лишь отчасти регулируется формой поэтического текста — его строфическим строением. Сюда относятся романсы, песни, хоры, вокальные ансамбли XIX-XX вв.; те же принципы распростра­няются и на отдельные оперные номера — арии, ансамбли, хоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: