Призыв как указание к конкретному действию

Призыв — более эффективное средство, чем вопрос, если речь идет об указании совершить какое-либо действие. В воззвании содержится не вопрос по поводу какого-либо решения — в нем уже заключено само решение. Найдите отличия в следующих примерах.

Пример 1: «Господин Мюллер, не могли бы вы открыть окно?» — хотя это не прямой вопрос, но, так как здесь употреблен глагол «мочь», с большой вероятностью можно утверждать, что господин Мюллер встанет со своего места и выполнит просьбу. Сейчас он ведет себя вежливо.

«Господин Мюллер, вы откроете окно?» — более правильная формулировка.

Пример 2: «Господин Мюллер, откройте, пожалуйста, окно позади вас!» И это он тоже сделает.

Но:

• Вопрос предоставляет принятие решения собеседнику, призыв предполагает, что уже есть готовое решение, не забывайте об этом!

• Призыв — это четкое указание, как действовать или что нужно сообщить, которое требует использования прямого

обращения!

Вы, возможно, возразите: не звучит ли призыв несколько невежливо?

Нет, потому что, во-первых, главную роль здесь играет тон, а во-вторых, большинство людей этого даже не замечают; услышав призыв и начав действовать, они реагируют, не раздумывая о том, что «попались на удочку».

С того момента, как я на одном журналистском семинаре в издательстве Axel-Springer заменил обсуждение темы «Техника постановки вопросов» обсуждением другой темы — «Призыв», на многих занятиях я провожу «тестирование» своих слушателей. В обычном разговоре многие этого не замечают, а в сознательно контролируемой беседе 80% участников, к которым обращались с призывом, сразу «заводились», в то время как остальные реагировали на происходящее с легкой усмешкой. Как и вопросы, призывы — чудесный инструмент, помогающий разнообразить коммуникацию, потому что вы можете применять его ко всему спектру словесных формулировок так же, как это описывается в предыдущей главе. Следуйте образцу, информацию о котором вы найдете на с. 157 и последующих. В целом вы можете использовать те же упражнения, что и при отработке техники постановки вопросов, — они приведены в книге, начиная со с. 164 и далее. Переделайте вопросы в призывы и следуйте указаниям к упражнению.

Однако есть одно принципиальное отличие призыва от вопроса: призыв не предлагает искать решение, а преподносит его как данность!

Поменяйте в обычном разговоре все вопросы на призывы, и вы поймете, что:

• вам это дается с трудом, так как с детства нас учат другим приемам ведения коммуникации: нас намеренно

«перевоспитывают», чтобы вместо призывов мы пользовались вопросами;

• ваш стиль коммуникации становится более прямым и непосредственным;

• ваши собеседники начинают себя вести так же.

И помните: в зависимости от дозы призывы могут быть и «ядом», и

«лекарством». Постоянно «призывать» — так же глупо, как и всегда и всюду только «спрашивать»!

Еще несколько примеров формулирования:

в форме вопроса в форме призыва
А каково ваше мнение? Выскажите нам ваше мнение!
Что вы думаете об этом? Поведайте нам о ваших сооб-ражениях!
Вы можете что-нибудь сказать по этому поводу? Поделитесь с нами вашей оценкой!
Не могли бы вы высказать свое мнение? Сформулируйте вашу позицию!
И что же дальше? Пожалуйста, продолжайте развивать тему дальше!
Вы не против стать cледующим ведущим дискуссии? Возьмите на себя дальнейшее -ведение дискуссии, пожалуйста!
Не могли бы вы изложить это полностью? Доведите, пожалуйста, вашу мысль до конца!

Примеры коммуникативного призыва (= четкое указание и прямое обращение)

? «Объясните, пожалуйста...»

? «Обоснуйте это!»

? «Объясните мне все же...»

? «Расскажи, пожалуйста...»

? «Господин Мюллер, примите на себя роль ведущего дискуссию...»

? «Пожалуйста, откройте дискуссию...»

? «Докажите это!»

? «Скажите!»

? «Опишите нам...»

Примеры призывов к действию

(= четкое требование произвести действие и прямое обращение)

? «Давайте все же примем это».

? «Сделайте это!»

? «Застенографируйте, пожалуйста».

? «Доверься мне!»

? «Поцелуй меня!»

? «Подумай серьезно о том, что делаешь».

? «Обозначьте тему разговора».

Еще раз:

Интересны как коммуникативные воззвания, так и призывы к действию, но заменой вопроса служат, прежде всего, первые, относящиеся непосредственно к ведению разговора. Пожалуйста, одновременно с правилами постановки вопросов обратите также внимание на еще два принципа. Каждый разговор преследует какую-то цель, и призывы — не просто необходимость время от времени напоминать о себе собеседнику. Они помогают определить и реализовать эту цель. Правильное использование призывов — умение, которое, как и любое другое, требует тренировки. Поэтому тренируйтесь. Желаю приятно провести время!

Автор

Доктор Карстен Бредемайер работает в качестве консультанта в области менеджмента, ранее занимал пост руководителя группы консалтинговых компаний. Став теологом, он, пока работал над диссертацией, зарабатывал на жизнь журналистикой в Бонне. Тогда же он разработал специальный телевизионный тренинг, синтези-ровав приемы, используемые в средствах массовой информации, и коммуникативные техники — Бредемайер считается ведущим немецкоговорящим коучем-консультантом в этой области. «Доктор Диалектика», как называют его участники семинаров, сотрудничает с германскими, австрийскими и швейцарскими фирмами, такими, как Allianz, Deutsche Bank, Novartis, Pharma, BP, Axel-Springer-Verlag, Deutsche Telekom, Ruhrgas, Gruner + Jahr, Haniel, Wai Mart, SAP, Sun Microsystems. Он является главой компаний Clever-Tanken.de GmbH и Startrack Film-und Fernsehproduktionsgesellschaft GmbH. К тому же доктор Бредемайер — один из основателей компании по стратегическому консалтингу — Bredemeier Seidler Bornheim Group GmbH.

Черная риторика — это умение:

.спользовать все необходимые риторические средства и методы для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к нужному для вас заключению и результату;

отличать, в каком контексте и при каких вопросах ваши аргументы ничего не значат или, наоборот, являются определяющими;

разрешать противоречия и давать -«красную нить» каждому разговору;

превращать негативное мышление и поведение собеседника в позитивное и конструктивное; юдчиво и элегантно устранять ловушки;

горячих дискуссиях не терять головы и вести себя уверенно.

Об авторе:

Доктор Картстен Бредемайер работает в качестве консультанта и тренера в области менеджмента, ранее занимал пост руководителя группы консалтинговых компаний. Он считается ведущим тренером в области коммуникативной техники для всей немецкоговорящей Европы. «Доктор Диалектика», как называют Бредемайера участники семинаров, сотрудничает с германскими, австрийскими и швейцарскими фирмами, такими, как Allianz, Deutsche Bank, Novartis, Pharma, BP, Axel-Springer-Verlag, Deutsche Telekom, Ruhrgas, Gruner + Jahr, Haniel, Wal Mart, SAP, Sun Microsystems.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: