Система образования включает: дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
28. Государство
является наиболее крупным социальным институтом, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация (раслаивание), выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
Существует много теорий возникновения государства,
Теологическая (религиозная, божественная);
Патриархальная (отеческая – от отца к сыну):
Договорная (естественно-правовая);
Насилия (внутреннего и внешнего – завоевания, порабощения);
Психологическая (желание одних подчиняться, других – властвовать);
Классовая (разделение труда, появление частной собственности)
В государстве уже четко разделяетсяуправляющая и управляемыеподсистемы
|
|
Государственный аппарат — это комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти. Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, котораясодержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Другой не менее важной функцией государства являетсяподавление сопротивления угнетенных классов, установлениеотношений господства и подчинения.
Господство — это навязывание воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения.
Функции Государства:
1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;
4. Регулирование общественных отношений на основе прав;
5. Координация интересов на основе компромисса;
6. Контроль с целью повышения эффективности управления;
7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.
29. Церковь как социальный институт.
Воздействие религии на общество реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь.
- наличие профессионального духовенства,
- церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью,
- наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя структура представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем: уп равляющая - включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, контролем поведения, разработку и применение санкций. Управляемая
|
|
Регулирование отношений осуществляется при помощи организационно-институциональных норм. Они определяют характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Раннехристианские общины на первых этапах становления христианства охарактеризовываются как культовые сообщества.
Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда:
- в его рамках образуется прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом,
- вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер,
- происходит выполнение социальных функций как по отношению к членам, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству.