Шкаф, 0.1, 1,0.9,0.01, 2,0,0.01, 3,1,0.01, 4,0,0.01, 5,0,0.01, 6,1,0.01, 7,1,0.01

При разработке базы знаний нужно соблюдать следующие правила:

1. вероятность P= 0 указывать нельзя, т.к. теряется смысл опроса по данному исходу.

2. Не указывайте Py и Pn равными друг другу, т.е. нельзя записывать, например,

1, 0.4,0.4 т.к. это означает, что данное свидетельство не влияет на вероятность исхода, т.е. бессмысленно его упоминать).

3. Допустимым для Py и Pn считается использование 3-4 знаков после запятой.

4. вероятность Py или Pn должна содержать десятичную точку, а не запятую (т.е. 0.01, а не 0,01), т.к. запятая служит для разделения групп друг от друга (дополнительно группы разделяются пробелами – для удобства чтения).

5. В БЗ запись правила для каждого исхода должна располагаться на одной строке, перенос на другую строку считается концом исхода.

6. Допускается отвечать не на все вопросы, сохраняя их нумерацию.

7. Порядок вопросов, на которые составляются ответы, может быть произвольным.

8. Если сумма априорных вероятностей Р(Н) всех исходов равна 1, то в базе знаний приведены все возможные исходы (примеры 3-5). Если сумма всех Р(Н) меньше 1, т.е не все возможные исходы известны эксперту (например, нельзя перечислить все болезни, которые могут вызвать недомогание у пациента), то базу знаний следует создавать по другому принципу.

В этом случае априорные вероятности исходов Р(Н) находятся путём статистических исследований, а их сумма будет меньше единицы (невыполнение этого условия не принципиально важно, просто результаты станут менее надёжными). Значения Py и Pn также берутся из статистики (или указываются примерные значения, кажущиеся правдоподобными эксперту), т.к. вычислить их невозможно.

11. При большом количестве вопросов (свидетельств), не следует указывать их все в каждом правиле. Во-первых, это лишняя работа, а во-вторых, среди свидетельств могут оказаться не влияющие на вероятность данного исхода. Например, вопрос о поле клиента важен при оценке вероятности выбора юбки в качестве одежды, но бесполезен при распознавании у него простуды или гриппа.

12. Если в БЗ всего два исхода (Геймер или Не геймер в примере 3), а Py и Pn для каждого вопроса равны либо 1, либо 0, при этом во втором правиле эти значения инвертируются (относительно первого правила), то классификация Геймер-Не геймер заканчивается после первого же ответа – экспертная система выводит вероятность полученного исхода (например, "(1.00000) Геймер), выводит текст "Конец консультации" и останавливается. Это происходит потому, что максимально уверенный ответ («Точно да» или «Точно нет») на любой вопрос однозначно классифицирует пользователя как геймера или не геймера.

13. чем выше (ближе к 1) будет значение Ру и ниже (ближе к 0) – значение Рn, тем с большей вероятностью Р(Н) будет распознаваться соответствующий исход. Например, если для Геймера в правилах задавать Ру = 1 и Рn = 0,5, то итоговая Р(Н) будет равна 0,98462, а при задании Ру = 1 и Рn = 0,1 итоговая Р(Н) составит 0,99927.

Если при составлении БЗ допущены ошибки, то при её запуске появится сообщение об этом с указанием места ошибки - номера строки и номера позиции в строке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: