Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться
принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила
составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального взаимодействия)
составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.
Выделяются конкретные
постулаты (требования), соблюдение которых в общем и в целом соответствует выполнению этого принципа:
1) твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для выполнения целей диалога;
2) твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется;
3) старайся, чтобы все высказывание было истинным:
а) не говори того, что ты считаешь ложным;
б) не говори того, для
чего у тебя нет достаточных оснований;
4) не отклоняйтесь от темы;
5) выражайся ясно: избегай непонятных выражений; будь краток; избегай неоднозначности;
6) принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим (требований, правил):
1) максима такта - эта максима относится к личной сфере, предусматривает определенную дистанцию; не следует
затрагивать принципиально опасные (личную жизнь, вопросы политики);
2) Максима великодушия - это максима необременения собеседника (хороший коммуникативный акт не должен быть
дискомфортным для участников общения);
3) максима одобрения - это максима позитивности в оценке других;
4) максима скромности - это максима неприятия похвал в свой адрес;
Одним из условий успешного коммуникационного акта является реалистическое, по возможности объективная самооценка.
Сильнозавышенная или сильнозаниженная самооценка могут отрицательно повлиять на установление речевого контакта.
5) максима согласия - предполагает отказ от конкретной конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а
именно сохранения предмета обсуждения;
6) максима симпатии - это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для преспективного
предметного разговора;
7) принцип кооперации и принцип вежливости составляет основу так называемого коммуникативного кодекса. Базовые
категории формирующие коммуникативный кодекс - это коммуникативная цель и коммуникативное намерение.
Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерии истинности и искренности.
Следует иметь в виду, что у помянутые максимы не имеют абсолютного значения, и ни одна из максим сама по себе не
обеспечивают успешного взаимодействия собеседников.
Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовывать речевое
общение и повысить его эффективность.