Организация вербального взаимодействия

Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык, они должны придерживаться

принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила

составляют принятую основу вербального взаимодействия. Основу речевой коммуникации (вербального взаимодействия)

составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

Выделяются конкретные

постулаты (требования), соблюдение которых в общем и в целом соответствует выполнению этого принципа:

1) твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для выполнения целей диалога;

2) твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется;

3) старайся, чтобы все высказывание было истинным:

а) не говори того, что ты считаешь ложным;

б) не говори того, для

чего у тебя нет достаточных оснований;

4) не отклоняйтесь от темы;

5) выражайся ясно: избегай непонятных выражений; будь краток; избегай неоднозначности;

6) принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим (требований, правил):

1) максима такта - эта максима относится к личной сфере, предусматривает определенную дистанцию; не следует

затрагивать принципиально опасные (личную жизнь, вопросы политики);

2) Максима великодушия - это максима необременения собеседника (хороший коммуникативный акт не должен быть

дискомфортным для участников общения);

3) максима одобрения - это максима позитивности в оценке других;

4) максима скромности - это максима неприятия похвал в свой адрес;

Одним из условий успешного коммуникационного акта является реалистическое, по возможности объективная самооценка.

Сильнозавышенная или сильнозаниженная самооценка могут отрицательно повлиять на установление речевого контакта.

5) максима согласия - предполагает отказ от конкретной конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а

именно сохранения предмета обсуждения;

6) максима симпатии - это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для преспективного

предметного разговора;

7) принцип кооперации и принцип вежливости составляет основу так называемого коммуникативного кодекса. Базовые

категории формирующие коммуникативный кодекс - это коммуникативная цель и коммуникативное намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерии истинности и искренности.

Следует иметь в виду, что у помянутые максимы не имеют абсолютного значения, и ни одна из максим сама по себе не

обеспечивают успешного взаимодействия собеседников.

Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовывать речевое

общение и повысить его эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: