СРС |
Выучите наизусть.
Основная литература
1. Жили – были … уроки русского языка. Базовый уровень. Миллер Л.В., Политова Л.В. Златоуст 2013г. 144 с.
2. Русский язык. Учебное пособие для 10 классов естеств.- матем. направления общеобразоват. шк
Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. 296 с.
3. Русский язык. Т.В. Попова, Л.В. Архипова, Т.П. Баркова,
Т.В. Губанова, Н.Г. Посадская, Л.А. Шахова. Учебное пособие Второе издание, исправленное и дополненное.г. Тамбов 2010г.стр.189.
Дополнительная литература
1..Учебник русского языка для студентов – иностранцев естественных и технических специальностей. І – ІІ Курсы. Практическая грамматика. Авторы: Жуковская Е.Е., Золотова Г.А., Леонова Э.Н., Мотина Е.И. – Москва.2011г.стр.238.
2..Русский язык для всех: учебник / под ред. В.Г. Костомарова. – 14-е изд. – М.:
Русский язык, 2010..
3. Русский язык для всех. Давайте повторим и почитаем / под ред. В.Г. Костома-
рова. – М.: Русский язык, 2011г.стр175.
4. Степанова, К.М. Русский язык для всех: грамматический справочник: сло-
|
|
варь / К.М. Степанова; под ред. В.Г. Костомарова. – 12-е изд. – М.: Русский язык,
2010гюстр187.
5. Хавронина, С.Д. Русский язык в упражнениях / С.Д. Хавронина, А.И Широ-
ченская. – 8-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык, 2011.стр216.
Грамматический комментарий |
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №60 | ||
Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Природа Грамматическая тема: Падежные формы имени существительного | Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна |
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого? Чего? |
Дательный | дать | Кому? Чему? |
Винительный | вижу | Кого? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |
1. Прослушайте отрывок из романа русского писателя Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей». Как описывает автор природу Алматы? Чем она его удивила? |
2. Ответьте на вопросы:
Сколько видов растений растет на просторах Казахстана?
Какие животные обитают в степях, озерах и горах Казахстана?
Что нового о природе Казахстана вы узнали из текста?
3. Выпишите все имена существительные и определите падеж имен существительных в первом абзаце текста «Природа Казахстана»
4. Составьте диалог на тему «Отдых на природе» и разыграйте по ролям
- ………………………………….
- ………………………………….
- ………………………………….
- ………………………………….
- ………………………………….
5. Составьте текст-описание (5-7 предложений) на одну из данных ниже картинок
6. Составьте диалог, описывающий впечатление от горных пейзажей: используйте в своем диалоге строку из стихотворения В.Высоцкого: «Выше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
|
|
- От лица туриста-иностранца.
- От вашего лица.
7. Выпишите из текста имена существительные в именительном падеже.
Природа, родник, родина, просто доброта. Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, народ, природа, родина…Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля плодородная. Земля урожая. Земля-мать.
Для русского человека природа всегда была свободной, волей, привольем. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, плыть по течению больших рек, дышать вольным воздухом.
Русская природа мягкая, она ухожена человеком. Отношения природы и человека – это отношение двух культур. Одна (человеческая культура) не может существовать без другой (природы культуры). Страна – это единство народа, природы и культуры.
8. Просклоняйте данные существительные по падежам и подберите антонимы к ним.
Добро –
Земля –
Воля –
Культура –
Любовь –
Сила –
Тепло –
9. Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения.
Природа Казахстана, нетронутые места, красивое озеро, горные вершины, великая степь, солнце, флора и фауна, животный мир, растения, голубое небо, оберегая природу, заповедная зона, горная река, зеленая трава, пение птиц, уединение.
8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Байкал
Байкал – неотъемлемая часть русского национального сознания. Недаром это озеро называют священным. В этом слове – всенародная любовь к Байкалу, поклонение его могучей первородной силе, почитание непобедимого, гордого духа. В народном сознании Байкал стал символом кристальной чистоты, правды, свободной доли и высоких стремлений. Поэтому и народ величает озеро славным морем и Священным Байкалом.
Байкал – великий памятник природы. Ему нет равного на земном шаре. Далекое азиатское озеро среди великих горных хребтов и глухой медвежьей тайги. Почему оно вызывает такой огромный интерес и поистине всенародную тревогу и заботу?
Самая замечательная особенность Байкал – его древность. Байкал – одно из самых старых и, видимо, самых надежных долгожителей среди озер всего света.
В Байкал несут свои воды сотни больших и малых рек и ручьев, его берега поражают монументальной, дикой красотой, в окружающих лесах обитают медведи, а каменные останцы на островах напоминают идолов острова пасхи.
Однако Байкал изменился. На его берегах выросли города и заводы, рядом прошла железная дорога и асфальтированное шоссе, расположились туристские базы. Этот бурный поток цивилизации – яркий пример стихийного натиска на природу. Сумеет ли природа Байкал выдержать такой небывалый наплыв техники и людей?
9. Ответьте на вопросы:
1. Какая проблема тревожит автора?
2. О каких изменениях Байкала говорится в тексте?
3. Какое из озер Казахстана тоже постигла участь Байкала?
10. Прочитайте выразительно стихотворение А.Фета. |
Вечер. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, лучами, Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, - Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. | ||
1.Укажите, с каким словом сочетается существительное город а) Шумный b) Шумовой c) Шумливый d) Шум 2.Укажите слова, которые не употребляются без не- а) (Не)взрачный, (не)брежный b) (Не)внимательный, (не)внятный c) (Не)счастный, (не)дружелюбный d) (Не)здоровый, (не)нормальный 3.Укажите словосочетание с качественным прилагательным. а) Глубокие знания b) Университетская библиотека c) Дипломная работа d) Медвежья берлога 4. Укажите словосочетание с относительным прилагательным. а) Арифметическое действие b) Талантливый ученый c) Высочайшая вершина d) Сложная задача | ||
|
|