Конституционные принципы формирования дополнительных источников благ на случай старости

В соответствии со статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации политика российского государства как государства социального направлена на создание условий, обеспечивающих человеку достойную жизнь и свободное развитие личности. Данная норма, закрепляющая в качестве одной из ценностей социального государства достойную жизнь, фактически определяет социальное государство как институциональную гарантию общих принципов охраны и невозможности умаления достоинства личности, закрепленных в статье 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Другой ценностью, имманентно присущей российской модели социального государства, является свободное развитие личности. Системный характер правовой конструкции государства предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей, лежащих в ее основании. Вследствие это возникает вопрос: как в российском социальном государстве связаны между собой достойная жизнь и свободное развитие личности? Направленность политики государства на эти две ценности позволяет рассматривать их как цели социального государства. Вместе с тем, если первая из данных целей – достойная жизнь, может рассматриваться в качестве конечной цели государства, то вторая конечной целью быть не может.

Действительно, иное позволяет оправдать существование, при котором развитие (то есть, получение и накопление личных и имущественных благ), является самоцелью. Подобное существование позволяет рассматривать фигуры классических эгоистов - античного Нарцисса и пушкинского Скупого рыцаря, в качестве героев современного российского социального государства. Это очевидным образом противоречит коллективистским принципам и целям существования российского народа, закрепленным в преамбуле Конституции Российской Конституции – принципам общей судьбы на своей земле, ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также цели обеспечения благополучия и процветания России. Подобные принципы и цели, скорее, свидетельствуют об обратном – в частности, о том, что на основе не внешнего принуждения, а свободы воли (свободного развития), моральной обязанностью каждого человека станет помощь в формировании достойной жизни тем россиянам, которые в силу ряда объективных обстоятельств менее чем он преуспели в этом. Дополнительным подтверждением этому служит норма статьи 39 (часть 3) о поощрении благотворительности.

В то же время, свободное развитие, которое представляет собой определенный процесс, вполне может рассматриваться в качестве предусмотренного конституционной нормой способа достижения основной цели социального государства - достойной жизни. Таким образом, норма статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагает, что государство, по общему правилу, не обладает правом формировать достойную жизнь каждому человеку, в том числе, определять состав, объем и особенностями личных и имущественных благ, являющихся ее содержанием (как это было в радикально-патерналистском социалистическом государстве, в СССР). Конституционные нормы предоставляют государство полномочия не по формированию, а только по созданию условий для формирования достойной жизни и возможностей для использования такого способа ее формирования, как свободное развитие личности. Саму же достойную жизнь – ту конкретно, которую достойной считает сам человек, должен, по общему правилу, формировать этот человек в режиме свободного развития личности, то есть, самостоятельно.

Вторая часть статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации (как в социальном государстве), охраняется труд и здоровье людей. Таким образом, данная норма закрепляет еще две ценности, конституирующих социальное государство – труд и здоровье людей. Возникает вопрос: как связаны данные ценности с ценностями социального государства, закрепленными в первой части указанной статьи – с достойной жизнью и свободным развитием личности. Сначала необходимо отметить, что труд и здоровье являются по отношению к достойной жизни и свободному развитию личности ценностями первого уровня (базовыми ценностями). И труд, и здоровье, с одной стороны, входят в состав благ, которые характеризуют достойную жизнь, являясь непременными ее атрибутами. Действительно, иное позволило бы известному образу «Емели на печи» стать достойным примером для подражания, освященным авторитетом российской Конституции. С другой стороны, труд и здоровье служат необходимыми предпосылками для существования у человека реальной возможности достигнуть достойной жизни самостоятельно. Именно на этих ценностях покоятся достойная жизнь и свободное развитие личности.

Человек достигает достойной жизни своим трудом, если для этого нет препятствий, связанных с состоянием его здоровья или другим обстоятельством, следствием которого является отсутствие возможности трудиться. Здесь необходимо указать на то, что принцип самостоятельности формирования человеком достойной жизни является некоторой конкретной реализацией общих принципов свободы и неприкосновенности личности, закрепленных в статье 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации. При этом, как и любая иная реализация принципа свободы, принцип самостоятельности формирования человеком достойной жизни является не только благом, но и обременением, предполагая, по общему правилу, возложение на человека обязанности трудиться.

В отношении же тех, кто не может трудиться в полную меру, в том числе, вследствие состояния здоровья, государство отступает от закрепленного в конституционных нормах общего правила – возлагать права и обязанности по формированию своей достойной жизни, в том числе, корреспондирующий ей системы благ, преимущественно на самого человека, действующего на основе принципа свободы воли. Лица, которые не обладают здоровьем, зачастую не могут своим трудом создать необходимые им для достойной жизни блага, то есть, являются слабыми и обездоленными, и поэтому по отношению к ним государство, которое стремиться быть социальным, не только вправе, но и обязано проявить свой патернализм (отеческую заботу). Иное противоречило бы конституционному принципу равенства, закрепленному в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

При этом забота государства может осуществляться по различному: с возложением на человека обязанности осуществлять предварительное сбережение благ на случай наступления социальных рисков и без возложения такой обязанности. Примером первого похода может служить обязательное страхование. На лицо возлагается обязанность заблаговременно, когда оно трудится в полную силу, осуществлять принудительные сбережения (в широком смысле) в форме страховых взносов на случай реализации социального риска, связанного, в том числе, с возникновением проблем со здоровьем у него самого, либо у близких к нему людей – своих родных, работников и пр. Осуществление предварительного сбережения – при чем, не только обязательного, но и добровольного, позволяет лицу даже при реализации социального риска оставаться в сфере действия общего принципа формирования достойной жизни: а именно, формировать эту жизнь самостоятельно.

В то же время, принудительность предварительного сбережения благ представляет некоторое ограничение конституционного права собственности на данные блага, так как при этом ограничивается конституционная свобода распоряжение своим имуществом, закрепленной в статье 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Однако, данное ограничение права собственности на созданные блага осуществляется в конституционной значимых целях – в целях защиты такой основы конституционного строя как принцип социального государства, а также защиты прав и интересов других лиц. Здесь следует специально отметить, что достижение последней цели возможно в рамках механизма страхования, предполагающего проявление солидарности перед лицом несчастья (социального риска). Такая возможность практически отсутствует при предварительном индивидуальном сбережении. Именно это обстоятельство, как представляется, является причиной повсеместного использования в качестве формы обязательного сбережения механизма обязательного страхования, а не механизма обязательного индивидуального сбережения. Отметим здесь также следующее. Соответствующий дополнительный источник благ формируется при предварительном сбережении возмездно, за счет результатов труда конкретного человека, и это придает выплачиваемым в его рамках пенсиям и пособиям трудовой характер.

Примером второго подхода к формированию дополнительного источника благ являются два крайних полюса интенсивности вмешательства государства: поощрение добровольного сбережения и осуществление так называемой «государственной благотворительности». Поощряя добровольное сбережение человеком благ на случай реализации социального риска, государства более «мягко», чем при обязательном сбережении, способствует самостоятельному формированию человеком имущественных предпосылок для своей достойной жизни и достойной жизни иных лиц в период несчастий и (или) неустроенности. Именно данную цель преследует норма статьи 39 (часть 3) Конституции Российской Федерации о поощрении добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности, которые реализуются на основании предварительного и текущего добровольного сбережения благ.

Государство и общество не могут допустить, чтобы люди, по состоянию здоровья, по недостатку предусмотрительности или по другим причинам не скопившие достаточно средств и не нашедшие помощи в порядке частной благотворительности, умирали от голода, расплачиваясь за объективные обстоятельства и (или) собственные ошибки. Это предполагает существование такого дополнительного источника благ, который сформирован не частными лицами за счет средств от своей трудовой деятельности, а государством, реализующим свою социальную функцию за счет средств, аккумулируемых в порядке формирования публичного бюджета. За счет данных средств человеку или его близким безвозмездно предоставляется дополнительный источник необходимых благ (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и пр. лиц без определенного места жительства, содержание сирот в детских домах, предоставление им после совершеннолетия квартиры и т. д.) Соответствующие пенсии и пособия в данном случае не имеют трудового характера.

Как при первом, так и при втором походе, государство нормативно предусматривает структуру (перечень) тех социально значимых благ, которые необходимы для минимально достойной жизни слабых и обездоленных (уже самостоятельно, без участия самого человека), а также объем данных благ. Это связано с соблюдением требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. При принудительном сбережении установление такого минимума решает задачу нечрезмерности обязанности по подобному сбережению, возложенной на человека. Исполнение ее приводит к ограничению конституционного права собственности на произведенные блага – статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, При этом данное ограничение осуществляется федеральным законом в целях зашиты такой основы конституционного строя как принцип социального государства. Всем указанным выше конституционным нормам корреспондирует, в своей основной части, правило статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которое предусматривает установление государственных пенсий и пособий законом.

В случае же «государственной благотворительности» ограничение обязанности государства и, соответственно, корреспондирующего ему конституционного права человека на социальное обеспечение – статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предоставлением благ только для достижения самого минимума достойной жизни, связанно с нечрезмерностью обременений, возложенных уже на государство. Соответствующие ограничения права на социальное обеспечение вводятся федеральным законом в целях экономической безопасности государства, которое кроме расходования средств на решение социальных задач, должно финансировать также оборону, охрану общественного порядка и пр.

Здесь специально следует обратить внимание на следующее. Формирование дополнительного источника благ за счет средств бюджета еще не означает, что данный источник функционирует на безвозмездных началах и не носит трудового характера. В ряде случаев особенности труда определенных категорий лиц, в том числе конституционный характер обязанностей государства в отношении них (к таким категориям относятся, в частности, военнослужащие и приравненные к ним лица), может потребовать введения специального порядка аккумулирования и учета результатов их труда, сберегаемых для использования в периоды реализации социальных рисков, а также выплаты соответствующих пенсий и пособий. Следствием тесной прикосновенности деятельность данных лиц к функционированию государства является то, что наиболее эффективным станет финансирование указанных пенсий и пособий за счет средств государственного (публичного) бюджета в порядке бюджетного процесса. Однако, подобный порядок финансирования не свидетельствует и не может свидетельствовать об отсутствии у данных пенсий и пособий трудового характера.

Нормативное закрепление структуры (перечня) тех социально значимых благ, которые характеризуют минимум достойной жизни, и их объема позволяет также упростить осуществление государственного контроля, который имманентно присущ любой деятельности государства, в ходе обеспечения данного минимума. Подобные нормативы благ представляют собой социальные стандарты, наиболее важные элементы отдельных видов которых закреплены в статье 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В частности, в этих конституционных нормах закреплены элементы следующих видов социальных стандартов:

1) стандартов имущественного обеспечения - гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия,

2) стандартов ситуаций, предполагающих патерналистскую заботу (поддержку) государства - это состояние семьи, состояния материнства, отцовства и детства, инвалидность и достижение пожилого возраста,

3) стандартов институциональных гарантий патерналистской заботы (поддержки) государства – это стандарт, конкретизирующий систему социальных служб.

Все виды данных стандартов содержат в своем составе те стандарты, что имеют отношение к дополнительному источнику благ в старости. Это: государственные пенсии (стандарт имущественного обеспечения), достижение пожилого возраста (стандарт ситуации) и социальную службу, устанавливающую и выплачивающую государственные пенсии (стандарт институциональных гарантий). Подобное обстоятельство еще раз свидетельствует о повышенном значении такого особого периода как старость и адекватного ему дополнительного источника благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: