1. Прочтите текст. В процессе чтения выделите диалектные слова, словоформы, отражённые на письме фонетические особенности говора. Затем выделите отражённые в сюжете ситуации речевой коммуникации действующих лиц — как героев повествования, так и второстепенных персонажей.
2. Какие термины необходимо использовать для определения коммуникативных ситуаций в главах повести? Составьте рабочий словарь, включающий необходимые термины (словарь может пополняться в течение работы над текстом).
Дайте определение выделенным в тексте коммуникативным ситуациям, опираясь на классификацию типов коммуникаций (внутриличностная, межличностная, коммуникация в малой группе и общественная).
3. В выделенных в тексте ситуациях речевой коммуникации выявите и определите виды иллокуции (например, информация (констатация), сожаление (сетование), угроза, осуждение и др.
3. Дайте главе название с учётом отражённых в каждой из них коммуникативных ситуаций (вербальных или невербальных), при этом в названии должна быть отражена ключевая для каждой главы коммуникативная ситуация.
|
|
4. Выделите ситуации речевой коммуникации (эпизоды), восходящие к народным традициям и народному мифологическому сознанию. Выпишите лексико-грамматические единицы (слова и словоформы), относящиеся к плюсскому говору, а) из речи персонажей, участвующих в коммуникативном процессе; б) из авторской речи. Подумайте, как повлиял бы отказ от диалектизмов на решение коммуникативной задачи, поставленной автором текста (задачи, нацеленной на осуществление лингвокультурологической коммуникации читателя и изображённой среды). Стали бы менее понятны современному читателю коммуникативные ситуации, показанные в эпизодах, основанных на народных традициях и врованиях? Объясните, почему Вы так считаете. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Какова роль диалектизмов в данном эпизоде?»
5. А) Выберите и выпишите из пятой главы лексику, связанную с процессом говорения (какими словами описано говорение, слушание, восприятие, понимание), глаголы говорения, которыми вводятся реплики персонажей, слова автора, характеризующие процесс говорения и слушания. Б) Выберите и выпишите из пятой главы элементы невербальной коммуникации (жесты, мимика, взгляды, манера двигаться и говорить). На основании сделанной выборки (А+Б) охарактеризуйте ситуации речевой коммуникации как успешные и неуспешные.
6. Напишите в формате рассуждения развёрнутый ответ на вопрос: «Как вы считаете, что мешает взаимопониманию персонажей, а что, напротив, способствует успешной коммуникации?» С учётом полученного рассуждения напишите сценарий учебного фильма «Успешная и неуспешная коммуникация» по одной из глав (на ваш выбор).
|
|
7. Как вы считаете, с кем из героев повести «Придорожье» у Вас могла бы состояться успешная коммуникация, а с кем — нет? Вообразите и опишите ситуацию общения одного из персонажей (героев) повети с персонажем (героем) любого художественного произведения о русской деревне НА ВАШ ВЫБОР.
8. Вообразите ситуацию: Вы являетесь специалистом по рекламе в фирме, которая занимается продажей сельскохозяйственных товаров. Ваша задача — с использованием диалектизмов составить рекламные тексты, целевая аудитория которых проживает на территории современной Плюсской волости и в большей или меньшей степени владеет местным говором.