Системы массового обслуживания.
Учебные вопросы:
Структурные компоненты СМО.
Одноканальная СМО с отказами.
Многоканальные СМО с отказами.
Одноканальные СМО с ожиданием.
Многоканальные СМО с ожиданием.
Некоторые структурные компоненты СМО.
1) Каналы (обслуживающие приборы):
2) l=1/tп - поток заявок в ед-цу времени (напр-р, заявок в час).
3) m=1/tобсл - производительность канала в ед-цу времени (напр-р, заявок в час).
Примерами СМО явл: телеф станция, супермаркеты, любые автоматизированные системы сбора и обработки И-и, ЭВМ и т.д.
Под каналом можно понимать систему или отдельные устройства обработки. Н-р, канал связи, процессор, ОЗУ, ПЗУ или их отдельные элементы.
Поток заявок явл случайным. Время обслуживания тоже случайно. След-но, процессы в СМО случайные и всеми вопросами построения СМО занимается теория СМО. Предметом теории СМО явл определение зависти между хар-ром потока заявок, числом каналов обслуживания, их произв-тью, правилами организации систем и эффективностью обслуживания.
|
|
Понятие СМО очень широкое. Классификация:
- в зав от числа каналов обслуживания различают одно- и многоканальные СМО;
- в зав от организации работ различают СМО с отказами и с ожиданием (с отказами: если заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, получает отказ и покидает систему; с ожиданием: если заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, становится в очередь и ожидает обслуживания)
-- каналы с ожиданием делятся на СМО с ограниченной и неограниченной очередью
Это неполная классификация.
Анализ систем того или иного класса предполагает получение хар-к и показателей.
1) Рассматривают СМО с отказами в обслуживании
2) с неограниченной/ограниченной очередью
3) с разными дисциплинами обслуживания (FIFO, LIFO)
4) с приоритетами (бесприоритетные, с абсолютными, относительными приоритетами)
Показатели:
а) А – абсолютная пропускная способность – это среднее число заявок, обслуживаемых за единицу времени;
б) относительная пропускная способность q – это отношение среднего числа заявок, обслуживаемых системой за ед-цу времени, к среднему числу заявок, поступивших на вход системы за то же самое время. q – это вер-ть того, что заявка, пришедшая в систему, будет принята к обслуживанию.
A=lq
При рассмотрении 1) важны: А, q, Pотк – вер-ть отказа, - среднее число занятых каналов.
При рассмотрении 2) важны: - среднее время ожидания (нахождения) заявки в очереди; - среднее время пребывания заявки в системе; - среднее время обслуживания; - среднее число заявок в очереди.
= +
При рассмотрении 3),4) важны: все выше перечисленные.
|
|
Основные характеристики и положения:
- интенсивность потока заявок l
- интервал времени между заявками, поступающими на обслуживание, имеет показательный закон:
- закон распределения потока обслуживания также показательный (с интенсивностью m):
Моменты при анализе:
1) поток заявок с соответствующими интенсивностями и законом распределения (1)
2) производительность канала, определяемая интенсивностью потока обслуживания m с соотв. законом распределения (2)
3) число каналов
4) правила организации работы системы.
В рамках этих 4-х пунктов мы охватываем все виды СМО.
Все процессы в СМО явл. простейшими (потоки событий Пуассоновскими, процессы – Марковские Случайные Процессы).