Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теоретико-методологические проблемы археологии является синтез предшествующего археологического знания и формирование у студентов представлений об археологии как единой познавательной системы через раскрытие содержания ее теоретических и методологических проблем и способов их решения. В конечном итоге - формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом.
Задачи освоения дисциплины:
· Формирование у студентов общих представлений о специфике профессиональной научно-исследовательской деятельности;
· формирование знаний о познавательных возможностях используемых археологами концепций, гипотез, теорий, подходов, методов в изучении различных сфер общественной жизни;
· закрепление принятых в академическом сообществе практик письменного и устного общения;
· ознакомление студентов с основными принципами этики научной работы;
· выработка у студентов умений и навыков конкретной методологии научного исследования,
|
|
· помощь студентам в организации своей исследовательской деятельности,
· создание условий для того, чтобы студент мог ориентироваться в познавательных возможностях тех или иных теорий, концепций, гипотез, подходов, методов научного исследования
· научение студента грамотно оценивать получаемый научный результат;
· закрепление навыков конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования научной литературы;
· закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами;
· закрепление навыков библиографического описания; правил цитирования;
· закрепление навыков технологии работы с научной литературой;
· закрепление навыков оформления научной работы.
·
Место дисциплины в структуре ООП
Принципы построения курса:
Курс входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП
Курс адресован студентам 1 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по магистерской программе «Археология» и изучающих дисциплину «Теоретические и методологические проблемы археологии»
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины «Методы археологического исследования», «История археологии в лицах»
Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции
ОК1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (повышенный уровень)
ОК2 – способность порождать новые идеи (креативность) (пороговый уровень)
ОК 4 – способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (повышенный уровень)
|
|
ОК5 – способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
ОК6 – готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать не стандартные решения, разрешать проблемные ситуации) (пороговый уровень)
ПК1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; (пороговый уровень)
ПК3 – способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; (пороговый уровень)
ПК4 – способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов
ПК5 – способность применять современные методы и методики исследования; (повышенный уровень)
ПК6 – способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; (пороговый уровень)
ПК7 – способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; (повышенный уровень)
ПК8 – способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности; (повышенный уровень)
ПК9 – способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (пороговый уровень)
ПК11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры; (пороговый уровень)
ПК12 – способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (пороговый уровень)
ПК13 – знанием современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (пороговый уровень)
ПК14 – способность использовать в исторических исследованиях тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем; (повышенный уровень)
ПК15 – способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
ПК17 – умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора в цивилизационной составляющей (пороговый уровень)
ПК18 – способностью к применению современных информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Философия и методология науки» в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, «Актуальные проблемы исторических исследований» в базовой части профессионального цикла, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла «Основные проблемы славяно-русской археологии», «Проблемы средневековой археологии Евразии», «История и историография археологии» ООП.
Программа курса построена на основе проблемного подхода к изучению археологии. Она включает рассмотрение теоретико-методологических проблем мировой археологии, российской и региональной археологии.