Античное общество

В античности, когда человек представлял окружающий мир гораздо про­ще — гораздо меньшим по объему, обществом охватывались только такие житейские отношения, в которых греки или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообще­ством земляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обще­стве являлись братство и любовь. А поскольку они составляют основу семьи. то именно с семьи он начинал свое учение об обществе. Общество — прежде

всего семья. Семейная любовь называ­лась социальной, и отношение жены к мужу было социальным. Семья назы­валась обществом потому, что возни­кала путем договора — заключения брачного союза. Поэтому брак — ис­точник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим.

В переносном смысле понятие общества распространялось также на го­сударственные отношения. В Греции государством называли город-полис. Первоначально он предназначался исключительно для военных целей, слу­жил оплотом обороны и исходной точкой нападения. Его население пред­ставляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо понимать как развитие городского быта, переход к мирным професси­ям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время сло-

жилось понимание политического как мирного способа решения проблем и неполитического как военного.

Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные

объединения и группы. Помимо об­щины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, ду­ховная, религиозная жизнь человека протекала в более мелких социальных группах — всемейно-родовой органи­зации, в религиозных и профессио­нальных коллегиях (называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes), а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно эти малые социальные группы образовывали не­посредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых про­текала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принима­лись решения и исполнялись планы и намерения1.

В отличие от греков римляне при­дали понятию «социальное» исключи­тельно юридическое значение, а обще­ствами называли союзы, образованные ради достижения не столько нрав­ственных целей, сколько имуществен­ных. В римской теории частного и публичного права, которая лежит в осно­ве современной европейской цивилистики, прослеживаются истоки учения о гражданском обществе. У римлян общество — не что иное, как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной иму­щественной цели.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означав­шим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество — respublicum (буквально — публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская с/ vilas больше, не­жели греческая polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договор­ной ассоциации. Государственная община в Древнем Риме постепенно раз­рослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также меж­дународное общение. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало живую практику взаимоотношений. Гораздо больше оно отражало мораль­ный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, дости-

Ляпустин Б.С. Женщины и ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69.

жение единой цели всеми гражданами, а не отдельной коммуной или кпораиией2. " °Р~

В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные тели города, точнее города-государства. Таковым являлась самоуправляюп "" яся община, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не приц Ы~ более крупная общность людей — нация. Стех пор вместо городов-госудап • ^ (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (вспомни^ города-государства в Северной Италии XV-XVI вв.), появились государства*' нации (nation-state), или национальные государства.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возник­ло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило ра­бовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество

Раздоры, кровопролития, узурпация потрясали древний мир так же, как и современный. Это дало основание древнегреческому философу Геракли­ту сказать: если у людей и есть нечто общее, то это — война. Действитель­ность была далека от идеала. Огромное государство, построенное на тех же отношениях согласия, что и общество, являлось скорее целью, к которой надо стремиться, но которую, возможно, нельзя достичь. Проблема согласия государства и общества обострилась в тот период, когда Рим из мелкой общины превратился в мировую державу.

Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство. Российская импе­рия, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименова­ния не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: