Музыкальная культура

Характерным явлением культурной жизни начала века стали литературно-музы­кальные собрания, инициаторами которых выступали выдающиеся русские лите­раторы. Широкую известность приобрели музыкальные собрания у А. А. Дельвига, где наряду с поэтами А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, Н.И. Гнедичем, Д.В. Ве­невитиновым бывал композитор М.И. Глинка.

Музыкальный салон М.Ю. Вильегорского, просвещенного композитора-лю­бителя, имел общепризнанное значение «привилегированного» концертного зала


столицы. Здесь блистали лучшие русские артисты и приезжие знаменитости, при­чем иностранные гастролеры могли рассчитывать на успех у аудитории в пуб­личных концертах только после закрытых вечеров у М.Ю. Вильегорского.

В Москве 1820-х годов средоточием музыкальной жизни был дом А. С. Гри­боедова на Новинском бульваре, где встречались композиторы А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, первый русский критик-музыковед В. Ф. Одоевский.

Но самым знаменитым был музыкальный салон ЗА. Волконской, прославлен­ной красавицы, певицы, писательницы, поселившейся в Москве в 1824 г. у Тверских ворот в настоящем палаццо с римскими статуями и помпейскими фресками. На ве­черах в ее доме устраивались литературные чтения, концерты, театральные пред­ставления, оперные любительские спектакли, живые картины, маскарады, детские спектакли по пьесам Расина. В салоне Волконской постоянно собирались члены философско-литературного кружка «Общество любомудрия» Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, СП. Шевырев. Литературные чтения посещали почти все известные поэты: В.А. Жуковский, ЕА. Баратынский, Н.М. Языков, АА. Дельвиг, ссыльный польский поэт А. Мицкевич, И.И. Козлов (посвятивший княги­не свой знаменитый перевод плача Ярославны из «Слова о полку Игореве»), писа-телиМ.Н. Загоскин, И.С. Тургенев, А.С. Грибоедов. Все вокальные знаменитости, с успехом выступавшие в 20-е годы в России, - Полина Виардо, Анжелика Каталани,

- непременно бывали на музыкальных вечерах княгини. Именно в салоне Зинаиды
Александровны был устроен знаменитый музыкальный вечер в честь уезжавшей в
ссылку к мужу М.Н. Волконской (урожденной Раевской), на котором присутство­
вал А.С. Пушкин, читавший «Послание к узникам»:

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье...

Великий поэт был частым гостем в салоне ЗА. Волконской. «Возвращайтесь,

- писала она ему вослед. - Великому русскому поэту подобает писать или среди
раздолья степей, или под сенью Кремля; творец «Бориса Годунова» принадлежит
городу царей». В ответ Пушкин послал ей свою поэму «Цыганы» с известным сти­
хотворным посвящением:


Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, При бальном лепете молвы Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, И над задумчивым челом,


Двойным увенчанным венком, И вьется, и пылает гений. Певца, плененного тобой, Не отвергай смиренной дани, Внемли с улыбкой голос мой, Как мимоездом Каталани Цыганке внемлет кочевой.


Музыкально-литературные кружки 20-30-х годов объединяли лучших пред­ставителей русской интеллигенции и сыграли важную роль в развитии театраль­ной и музыкальной общественной жизни.

Большую роль в развитии русского театра, формировании исполнительских школ в опере, драме, балете сыграли крепостные театры, на подмостках которых впервые проявились таланты П. Жемчуговой, Т. Гранатовой и многих других.

Традиция крепостного театра постепенно уступала место публичным городским казенным театрам, где выдвинулась целая плеяда драматических актеров, таких как Е.С. Семенова, А.С. Яковлев, П.С. Мочалов.


Театральный репертуар был необычайно широк: наряду с пьесами А. П. Сума­рокова и Д.И. Фонвизина, писателей XVIII в., шли патриотические трагедии В.А. Озерова, остроумные водевили А.А. Шаховского, «волшебные» оперы СИ. Да­выдова и К. Кавоса, авторов нового века. Поставленная в 1807 г. трагедия В. А. Озерова «Дмитрий Донской» вызвала невиданную бурю восторга. Вместе с тем успехом пользовались комедийные жанры - комическая опера, водевиль, комедия.

Существенную роль в развитии театра играл водевиль - легкая комедия с пением и танцами,- ставший в 20-х годах едва ли не самым популярным жанром. Успех был связан не только с наивной «развлекательностью» водевиля, в нем затрагивались острые, злободневные темы современности, отражались знакомые картины рус­ского быта. Так, например, большой популярностью во время войны 1812 г. поль­зовался водевиль Кавоса «Крестьяне, или Встреча незваных», в котором главным действующим лицом была партизанка-старостиха Василиса. Присущие водевилю черты острой сатиры и злободневности способствовали становлению реализма в русском театре. Неслучайно водевиль считается той почвой, на которой выросла гениальная пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Именно в начале XIX в. начали складываться высокие традиции русской хоре­ографической школы, стяжавшие мировую славу русскому балету. Его развитию немало способствовал знаменитый балетмейстер, крупный новатор в области вол­шебного поэтического балета, Шарль Дидло (1767-1837). Дидло поразил зрителей новой, невиданной балетной техникой, особенно прыжками, имитирующими по­лет, - баллонами, которыми он гордился как своим изобретением и которые стали возможны на русской сцене благодаря таланту русских танцовщиков А.И. Истоми-нойиА.П. Глушковского. Лучшее описание искусства Истоминой дал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:


Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола,


Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.


Для русского театра стало традицией исполнение национально-характерного танца: русские, украинские, казачьи пляски, мазурки, венгерские, испанские тан­цы ставили во всех балетах и дивертисментах (вставных номерах в драматических, оперных, балетных спектаклях XVII-XIX вв.).

Яркая картина театральной жизни 1810-1820-х годов нарисована в «Евгении Онегине»:


Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил;


Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавой; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой; Там и Дидло венчался славой; Там, там, под сению кулис, Младые дни мои неслись.


В опере в значительной степени сохранялись формы, сложившиеся в предше­ствующую эпоху, когда разговорные диалоги чередовались с песенными номера­ми. Это была чаще всего бытовая опера на сюжет из народной жизни с использо­ванием народных песен.

В начале XIX в. зародились новые оперные жанры, получившие дальнейшее развитие в творчестве М. И. Глинки. К ним относятся опера-сказка и историко-


патриотическая опера. Русская сказочная опера возникла под несомненным влия­нием романтизма 1800-х годов с его живым интересом к народнойжизни, фольклору. Первым образцом такой «волшебной оперы» стала опера «Русалка» композиторов СИ. Давыдова и К. Кавоса. За основу была взята немецкая опера «Дева Дуная», переработанная в духе русских народных сказок.

Ни одна опера, кроме «Мельника-колдуна», не имела такого успеха, что объ­яснялось не столько занимательностью сценической постановки с множеством де­коративных эффектов, сколько музыкой С. И. Давыдова: фантастические сцены оперы отличались красочной, прозрачной оркестровкой, танцевальные эпизоды -национальным колоритом, вокальные номера основывались на народных мелоди­ях, но в форме больших арий и ансамблей.

Среди патриотических опер наиболее значительная - «Иван Сусанин» К. Кавоса. Либреттист оперы известный драматург А.А. Шаховской остановился на подвиге русского народа в его борьбе с польской интервенцией в XVII в., вызывая прямую ассоциацию с героической борьбой против Наполеона в XIX в. Но основываясь на традиционных в то время образцах французской «оперы спасения», К. Кавос лишил ее подлинной трагедийности, поскольку в ней отсутствовал стержневой момент -идея героического подвига главного героя. В финале на помощь приходил русский отряд, и опера заканчивалась нравоучительными куплетами:

Пусть злодей страшится И грустит весь век, Должен веселиться Добрый человек.

В ряду величайших деятелей русской национальной культуры стоит Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - композитор, чье многогранное творчество открыло собой новую эпоху в развитии русской музыки, определило ее дальнейшие пути и в плане разработки новых жанров, и в плане мелодики (опора на народные песни).

На творчество русских композиторов, в том числе и Глинки, огромное влияние оказала реалистическая эстетика Пушкина, который, изучая устное народное твор­чество, народную речь, создал новый классический литературный язык. Глубоко народные по духу и складу его произведения «Руслан и Людмила» и «Русалка» были положены в основу либретто известных классических опер Глинки и Дарго­мыжского, лирические стихотворения стали романсами.

Центральное место в творчестве М. И. Глинки занимают оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», определившие собой дальнейший путь русской оперной школы. Именно от них в дальнейшем развились две ветви оперной классики: на­родная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера. «Жизнь за царя» - героическая опера, главная роль в которой принадлежит народу и его представителю - крестьянину-патриоту. Народ вершит судьбы отечества в ответ­ственные моменты его истории, выдвигая героев, способных на бессмертный под­виг. Именно таким изобразил героя поэт-декабрист К.Ф. Рылеев в одной из своих «Дум», положенных в основу оперы:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

Поэтому смерть Сусанина воспринимается как победа, приносящая счастье народу, - погиб герой, но спасена родная земля. Отсюда и жизнерадостный фи-


нал: опера заканчивается не сценой гибели Сусанина, а картиной народного торжества - грандиозным хором «Славься!». «Жизнь за царя» - первая русская опе­ра широкого симфонического развития, без разговорного диалога, но с двумя на­родными хорами, которые начинают и завершают оперу и выражают идею патрио­тизма и героизма русского народа.

М. И. Глинка является основоположником и русской симфонической музыки, лучшими образцами которой и сегодня считаются «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и «Вальс-фантазия». Почти во всех использованы на­родные, песенные или танцевальные темы и воссоздаются образы реальной дей­ствительности: народное гулянье в «Камаринской» и народное празднество под знойным солнцем юга в «Арагонской хоте». «Камаринская» - не только картина народного веселья, это правдивое воссоздание черт национального русского ха­рактера - смелости, широты, даже разухабистости, юмора и задушевного лиризма. В основе музыки лежат две народные песни - свадебная «Из-за лесу, лесу темного» и плясовая «Камаринская», которые чередуются, образуя так называемую форму двойных вариаций, близкую народной музыке. Историческое значение «Камарин­ской» для русской симфонической школы раскрыто в известных словах П.И. Чай­ковского: «Вся она в Камаринской, подобно тому, как весь дуб - в желуде».

Романсы Глинки, которые он сочинял на протяжении всей жизни, отразили не только эволюцию его творчества, но и вообще русской лирики. Двадцатые годы XIX в. знаменовали собой расцвет русского сентиментально-лирического бытового ро­манса, и в творчестве М. И. Глинки нашли отражение элегии поэтов-современников - В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова. Вершиной этого периода стала известная элегия «Не искушай» на стихи Е.А. Баратынского:


Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все оболыценья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям!


Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.


Конец 30-х - начало 40-х годов - пушкинская эпоха в камерном вокальном твор­честве М. И. Глинки. Музыкальный строй романсов М. И. Глинки на слова А. С. Пушкина «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья» полностью соответствует поэтическим образам пушкинского текста. Прекрасен ро­манс на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», где музыка полностью сливается с поэзией:


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.



Богата и многообразна вокальная лирика позднего периода, в которой отрази­лись веяния новой эпохи, окрашенной настроениями лермонтовского раздумья и трагической самоуглубленности. Скорбные интонации звучат в драматических ро­мансах-монологах «Песнь Маргариты», «Ты скоро меня позабудешь», «Не гово­ри, что сердцу больно». Вместе с тем среди поздних романсов М. И. Глинки есть и светлые, жизнерадостные. Таковы вакхические застольные песни на стихи А. С. Пушкина «Заздравный кубок» и «Пью за здравие Мери».

Творчество М. И. Глинки, в котором отражены сцены народной жизни, народ­ный характер, чувства и переживания отдельного человека, способствовало даль­нейшему развитию музыки по пути реализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: