В условиях использования новых информационных технологий многие компании перестраивают свою традиционную иерархическую структуру, основанную на функциональной специализации и централизованной системе вертикального подчинения. Традиционная иерархическая структура пригодна, когда:
1. все виды деятельности можно разделить на простые, повторяемые операции, которым можно легко и быстро обучить, а затем эффективно производить их в массовом порядке;
2. существенные выгоды обеспечивают функциональная специализация менеджеров и повышение их профессионализма в своей области;
3. нужды потребителей в достаточной степени стандартны, что позволяет легко найти способы и разработать пути их удовлетворения.
Современные типы организационных структур обладают следующими характеристиками:
v меньшее количество уровней управления;
v создание рабочих групп, состоящих из специалистов разных профессий, а также проектных групп;
v изменение рабочих процессов для сокращения их раздробленности между разными функциональными отделами;
|
|
v небольшой штат сотрудников, выполняющих поддерживающие (обеспечивающие) функции;
v партнерские отношения с основными поставщиками;
v наделение руководителей нижнего уровня и рядовых сотрудников полномочиями;
v свободный обмен информацией по вертикали и горизонтали;
v оснащенность компьютерами и системами телекоммуникаций;
v акцент не на деятельности как таковой, а на результат.
Разработку и внедрение новых организационных структур управления обычно рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
составить общую схему бизнес-процесса, включая связи с другими видами деятельности в цепочке ценностей;
попытаться упростить процесс, по возможности исключая из него определенные участки и анализируя возможность модернизации оставшихся;
определить какие участки могут быть автоматизированы (обычно это простые, повторяемые операции, которые могут обеспечить новые возможности и выигрыш от высокой производительности в будущем);
оценить каждый участок процесса (каждый вид деятельности) на предмет его важности в отношении стратегии;
взвесить все "за и против" относительно выведения за пределы компаний тех видов деятельности, которые не являются основными и не вносят существенного вклада в организационные возможности и создание главных достоинств;
разработать новую структуру для выполнения оставшихся видов деятельности: реорганизовать персонал (отдельных сотрудников и группы) в соответствии с новой организационной структурой.
Развитие информационных технологий управления в корне изменяет методы координации и контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений. Новыми явлениями стали сетевые коммуникации и "виртуальные офисы", повысившие самостоятельность работников, а также расширение участков прямой работы с клиентами.
|
|
Виртуальное предприятие представляет собой полностью интегрированную организацию, в которой информационные потоки пронизывают все службы и отделы. Его архитектура определяется принципами наиболее полной адаптации к изменениям среды, максимально быстрой реакции на них и максимальной гибкости организационной структуры.
Основные черты виртуальных предприятий:
непременное последовательное и эффективное использование современных информационных и коммуникационных технологий;
динамичная увязка и объединение компетенций партнеров;
территориальная независимость;
открытость и гибкость;