Влияние информационных технологий управления на организационную структуру предприятия

В условиях использования новых информационных технологий многие компании перестраивают свою традиционную иерархическую структуру, основанную на функциональной специализации и централизованной системе вертикального подчинения. Традиционная иерархическая структура пригодна, когда:

1. все виды деятельности можно разделить на простые, повторяемые операции, которым можно легко и быстро обучить, а затем эффективно производить их в массовом порядке;

2. существенные выгоды обеспечивают функциональная специализация менеджеров и повышение их профессионализма в своей области;

3. нужды потребителей в достаточной степени стандартны, что позволяет легко найти способы и разработать пути их удовлетворения.

Современные типы организационных структур обладают следующими характеристиками:

v меньшее количество уровней управления;

v создание рабочих групп, состоящих из специалистов разных профессий, а также проектных групп;

v изменение рабочих процессов для сокращения их раздробленности между разными функциональными отделами;

v небольшой штат сотрудников, выполняющих поддерживающие (обеспечивающие) функции;

v партнерские отношения с основными поставщиками;

v наделение руководителей нижнего уровня и рядовых сотрудников полномочиями;

v свободный обмен информацией по вертикали и горизонтали;

v оснащенность компьютерами и системами телекоммуникаций;

v акцент не на деятельности как таковой, а на результат.

Разработку и внедрение новых организационных структур управления обычно рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

составить общую схему бизнес-процесса, включая связи с другими видами деятельности в цепочке ценностей;

попытаться упростить процесс, по возможности исключая из него определенные участки и анализируя возможность модернизации оставшихся;

определить какие участки могут быть автоматизированы (обычно это простые, повторяемые операции, которые могут обеспечить новые возможности и выигрыш от высокой производительности в будущем);

оценить каждый участок процесса (каждый вид деятельности) на предмет его важности в отношении стратегии;

взвесить все "за и против" относительно выведения за пределы компаний тех видов деятельности, которые не являются основными и не вносят существенного вклада в организационные возможности и создание главных достоинств;

разработать новую структуру для выполнения оставшихся видов деятельности: реорганизовать персонал (отдельных сотрудников и группы) в соответствии с новой организационной структурой.

Развитие информационных технологий управления в корне изменяет методы координации и контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений. Новыми явлениями стали сетевые коммуникации и "виртуальные офисы", повысившие самостоятельность работников, а также расширение участков прямой работы с клиентами.

Виртуальное предприятие представляет собой полностью интегрированную организацию, в которой информационные потоки пронизывают все службы и отделы. Его архитектура определяется принципами наиболее полной адаптации к изменениям среды, максимально быстрой реакции на них и максимальной гибкости организационной структуры.

Основные черты виртуальных предприятий:

непременное последовательное и эффективное использование современных информационных и коммуникационных технологий;

динамичная увязка и объединение компетенций партнеров;

территориальная независимость;

открытость и гибкость;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: