(по В.В. Серикову[38])
Личностный подход в образовании расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала. Понятие «нравственная норма» как элемент личностного сознания условно, ибо категории честности, справедливости, ответственности, доброты и прочие ничего не нормируют, оставляя человеку возможность самому найти способ нравственного самовыражения. В этом коренное отличие нравственного «правила» от «правила левого винта».
Нравственное начало в обучении – это то, что противостоит его «попредметной специализации»[39], так как нравственное отношение к миру не зависит от природы познаваемого объекта, оно связывает все области человеческих исканий сильнее, чем любые межпредметные связи. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении – сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация – это та, которая актуализирует силы ее саморазвития.
Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация (в данном случае неважно, создается она в обучении или в какой-либо другой сфере развития личности) может содержать в своей основе:
• нравственный выбор;
• самостоятельную постановку цели и ее достижение под контролем собственного сознания и воли;
• реализацию роли соавтора учебного процесса;
• препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия;
• ощущение собственной значимости для других людей;
• самоанализ и самооценку своих достижений;
• отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей;
• осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.
Конечно, воспитательное воздействие, отвечающее этим критериям, … должно реализовываться всеми возможными средствами, имеющимися в распоряжении педагога, включая и его собственную личность, его собственный нравственный опыт. «Отступление» от материала урока в сферу личностных ценностей и переживаний не есть именно отступление, а скорее, придание учебному процессу подлинной диалектичности. … Вообще, здесь нет особой новации: любые педагогические успехи обусловлены актуализацией сил учителя и учащихся.
Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал как бы определяет сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те, в свою очередь, неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы.
Приложение 10.