Дети не любят, когда их ругают, независимо от того, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напоминает им об их ответственности, дети обычно стремятся переложить вину на кого-то еще или придумывают различные объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери:
"Лора, ты оставила открытое повидло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев." Лора скорее всего отклонит это обвинение:
"Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!" Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды.
Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они начинают стремиться к избеганию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим.
|
|
Данная техника позволяет:
• Объяснить детям понятие ответственности, проанализировать, как она проявляется в мыслях и поступках.
• Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных.
• Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом.
• Помочь детям осознать, что ответственное поведение повысит их самооценку.
Практические рекомендации
В качестве практических рекомендаций нижеприведен пошаговыйплан занятия.
Шаг 1: Опишите ситуацию, в которой кто-то не проявил должной ответственности.
Проясните, что ожидалось в даннойситуации и что произошло в действительности.
Шаг 2: Нарисуйте на доске или большом листе бумаги "диаграмму ответственности» и спросите детей, какую долю ответственности они хотят взять на себя.
Отметьте эту часть ответственности на диаграмме. Например, если ребенок берет на себя 20% ответственности, диаграмма будет выглядеть так, как показано на иллюстрации.