Программа рабочей дисциплины
«Междисциплинарные подходы в современной исторической науке»
Направление подготовки:
История»
Магистерская программа:
«История стран Запада в новое и новейшее время»
Квалификация (степень) выпускника:
магистратура
Саратов – 2012
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курса – показать возможности междисциплинарного подхода, объединяя данные отдельных дисциплин о строении объекта и раскрывая новые связи между различными его уровнями, дать теоретическое системное представление об основных закономерностях функционирования и развития объекта как целого. В рамках дисциплины ставятся задачи:
- рассмотреть процесс становления методов исторического исследования в контексте породивших их научных парадигм;
- дать анализ зарождения и развития феномена междисциплинарности в истории, методологических принципов и возможностей применения междисциплинарных методов;
- обучить студентов навыкам применения в исторических исследованиях методов смежных дисциплин, в первую очередь тем из них, которые обладают наибольшим объяснительным потенциалом с точки зрения общей концепции ООП.
|
|
- подготовить студентов, будущих исследователей и преподавателей, к использованию достижений мировой историографии в этой сфере, ознакомив их с опытом применения междисциплинарных методов, проанализировав конкретные примеры их реализации в исторических исследованиях.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Курс относится к циклу дисциплин М.2.Б.1. и читается во втором и третьем семестрах. Требует базовых знаниq по курсам читаемым на уровне бакалавриата «Теория и методология истории», «Историография». «Источниковедение». В магистерской программе «История стран Запада в новое и новейшее время» данный курс связан с такими курсами как «Художественная литература и изобразительное искусство как исторические источники», «Историческая демография и география стран запада», «Философия и методология науки» «Актуальнее проблемы исторических исследований». Успешное освоение данного курса призвано помочь студенту в написании магистерской диссертации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать историю формирования и развития, сущность междисциплинарных подходов к изучению исторических процессов;
- Уметь применять принципы междисциплинарности при изучении исторических процессов и явлений в их социокультурных, политических, экономических измерениях;
- Владеть навыками анализа проблем в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе современных научных междисциплинарных подходов.
|
|
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «История», квалификация (степень) «магистр»:
а) общекультурные (ОК):
- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень (ОК-1);
- порождать новые идеи (ОК-2);
- адаптироваться к новым ситуациям, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);
- использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ; (ОК-5);
- принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации; (ОК-6);
б) профессиональные (ПК):
- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);
- способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
- способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
Способностью к инновационной деятельности; умением ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
- критически анализировать собственную научную и прикладную деятельность; (ПК-8);
- способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
В научно-исследовательской деятельности:
- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);
- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
- знание современных методологических принципов и методических приемов исследования (ПК-13)
- использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы. (ПК-14);
- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
В педагогической деятельности:
- умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а так же роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);