Цель задания: уметь анализировать и сравнивать разные философские концепции русских мыслителей XIX – XX веков. Студент раскрывает одну из предложенных тем и представляет результат в виде культурологического эссе.
Вариант 1.
Объясните, в чем особенности подхода к проблемам реформирования России славянофилов и западников. В чем их взгляды совпадали, а по каким вопросам они расходились? Подтвердите свои выводы на основе анализа концепций В. Татищева и А. Хомякова. Как видит будущее России и Запада И. Киреевский?
Вариант 2.
Назовите основные законы возникновения и развития культурно-исторических типов в концепции Н. Я Данилевского. Как Данилевский представляет ход исторического развития? Какие группы народов он выделяет? Какие фазы в развитии культурно-исторических типов он выделяет?
Вариант 3.
Объясните, что такое «всеединство» в теории В. С. Соловьева. В чем разница между истинным и ложным всеединством? Как Вы понимаете, что такое «мистический эволюционизм» Соловьева? Какие нравственные принципы русской культуры выделяет философ? Согласны ли Вы с ним? Свою точку зрения обоснуйте.
Вариант 4.
Проанализируйте общие черты, характерные для религии и культуры, с точки зрения Н. А. Бердяева. Какие начала в культуре выделяет Бердяев? Согласны ли Вы с тем, что революционное начало разрушает культуру? Свой ответ обоснуйте на примерах. Какие типы культуры выделяет Бердяев?
Вариант 5.
Назовите основные идеи теоретиков евразийства. Что объединяет их со славянофилами, и что общего у них с западниками? Какое государственное устройство они предлагали для России? С какими их идеями Вы согласны, а с какими нет и почему?
Вариант 6.
Одна из основных характеристик культуры, по М. М. Бахтину, это диалогичность. Как Вы это понимаете? Проанализируйте смысловое наполнение понятия «диалог» в философии Бахтина. Что такое монологизм и диалогизм в культуре? Приведите примеры.
Вариант 7.
Как Вы понимаете «общее дело» в философии Н. Ф. Федорова? Как философ понимает единство исторического процесса и какую роль он отводит науке в жизни общества? В чем он видит отрицательные черты прогресса? Найдите доказательства связи человека и Космоса в концепциях В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. Какова Ваша позиция?
Вариант 8.
Объясните понятие «символ» и «семиосфера» в теории Ю. М. Лотмана. Какие знаковые системы выделяет Лотман? Назовите основные характеристики семиосферы. Какие языки формируют семиотическое пространство? Как Вы понимаете смысл информационной функции семиосферы?
Темы рефератов:
- «Русская идея» и попытки ее осмысления западниками и славянофилами.
- Антагонизм «Европа – Россия» в концепции Н. Я. Данилевского.
- Идея «соборности» в философии А. Хомякова.
- Взгляды на культуру В. Татищева и И. Киреевского, их отличие.
- Возникновение и взаимодействие двух типов цивилизаций: Россия – Запад в философии И. Киреевского.
- Идея «всеединства» в культурологии В. С. Соловьева.
- Анализ культуры в философии В. Соловьева.
- Проблематика свободы и творчества в философии культуры Н. Бердяева.
- Культура и религия в концепции Н. Бердяева.
- Евразийство как преодоление антиномии славянофильства и западничества.
- Судьбы России сквозь призму теории евразийцев.
- Российский социум как «симфоническая личность» в теории евразийцев.
- Культура как диалог в философии М. Бахтина.
- Феномен пассионарности в теории Л. Гумилева.
- Этногенез и его основные фазы в теории Л. Гумилева.
- Идея «общего дела» в философии Н. Федорова.
- Наука в системе культуры и ее роль в судьбах человечества в философии Н. Федорова.
- Связь человечества с Космосом в концепциях В. Вернадского и А. Чижевского.
- Биосфера и ноосфера в теории В. Вернадского.
- Основные идеи гелиобиологии А. Чижевского. Влияние Солнца на социальные и природные процессы на Земле.
- Анализ культуры в философии Ю. Лотмана.
- Языки семиосферы: общая характеристика.
- Семиосфера и ее основные признаки в теории Ю. Лотмана.