Контролируемая самостоятельная работа по теме «Русская культурологическая мысль»

Цель задания: уметь анализировать и сравнивать разные философские концепции русских мыслителей XIX – XX веков. Студент раскрывает одну из предложенных тем и представляет результат в виде культурологического эссе.

Вариант 1.

Объясните, в чем особенности подхода к проблемам реформирования России славянофилов и западников. В чем их взгляды совпадали, а по каким вопросам они расходились? Подтвердите свои выводы на основе анализа концепций В. Татищева и А. Хомякова. Как видит будущее России и Запада И. Киреевский?

Вариант 2.

Назовите основные законы возникновения и развития культурно-исторических типов в концепции Н. Я Данилевского. Как Данилевский представляет ход исторического развития? Какие группы народов он выделяет? Какие фазы в развитии культурно-исторических типов он выделяет?

Вариант 3.

Объясните, что такое «всеединство» в теории В. С. Соловьева. В чем разница между истинным и ложным всеединством? Как Вы понимаете, что такое «мистический эволюционизм» Соловьева? Какие нравственные принципы русской культуры выделяет философ? Согласны ли Вы с ним? Свою точку зрения обоснуйте.

Вариант 4.

Проанализируйте общие черты, характерные для религии и культуры, с точки зрения Н. А. Бердяева. Какие начала в культуре выделяет Бердяев? Согласны ли Вы с тем, что революционное начало разрушает культуру? Свой ответ обоснуйте на примерах. Какие типы культуры выделяет Бердяев?

Вариант 5.

Назовите основные идеи теоретиков евразийства. Что объединяет их со славянофилами, и что общего у них с западниками? Какое государственное устройство они предлагали для России? С какими их идеями Вы согласны, а с какими нет и почему?

Вариант 6.

Одна из основных характеристик культуры, по М. М. Бахтину, это диалогичность. Как Вы это понимаете? Проанализируйте смысловое наполнение понятия «диалог» в философии Бахтина. Что такое монологизм и диалогизм в культуре? Приведите примеры.

Вариант 7.

Как Вы понимаете «общее дело» в философии Н. Ф. Федорова? Как философ понимает единство исторического процесса и какую роль он отводит науке в жизни общества? В чем он видит отрицательные черты прогресса? Найдите доказательства связи человека и Космоса в концепциях В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. Какова Ваша позиция?

Вариант 8.

Объясните понятие «символ» и «семиосфера» в теории Ю. М. Лотмана. Какие знаковые системы выделяет Лотман? Назовите основные характеристики семиосферы. Какие языки формируют семиотическое пространство? Как Вы понимаете смысл информационной функции семиосферы?

Темы рефератов:

  1. «Русская идея» и попытки ее осмысления западниками и славянофилами.
  2. Антагонизм «Европа – Россия» в концепции Н. Я. Данилевского.
  3. Идея «соборности» в философии А. Хомякова.
  4. Взгляды на культуру В. Татищева и И. Киреевского, их отличие.
  5. Возникновение и взаимодействие двух типов цивилизаций: Россия – Запад в философии И. Киреевского.
  6. Идея «всеединства» в культурологии В. С. Соловьева.
  7. Анализ культуры в философии В. Соловьева.
  8. Проблематика свободы и творчества в философии культуры Н. Бердяева.
  9. Культура и религия в концепции Н. Бердяева.
  10. Евразийство как преодоление антиномии славянофильства и западничества.
  11. Судьбы России сквозь призму теории евразийцев.
  12. Российский социум как «симфоническая личность» в теории евразийцев.
  13. Культура как диалог в философии М. Бахтина.
  14. Феномен пассионарности в теории Л. Гумилева.
  15. Этногенез и его основные фазы в теории Л. Гумилева.
  16. Идея «общего дела» в философии Н. Федорова.
  17. Наука в системе культуры и ее роль в судьбах человечества в философии Н. Федорова.
  18. Связь человечества с Космосом в концепциях В. Вернадского и А. Чижевского.
  19. Биосфера и ноосфера в теории В. Вернадского.
  20. Основные идеи гелиобиологии А. Чижевского. Влияние Солнца на социальные и природные процессы на Земле.
  21. Анализ культуры в философии Ю. Лотмана.
  22. Языки семиосферы: общая характеристика.
  23. Семиосфера и ее основные признаки в теории Ю. Лотмана.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: