Индоисламская художественная культура

В XIII в. в политической и культурной жизни Индии произошли важные перемены. Еще с XI в. Индия все чаще подвергалась набегам тюркских завоевателей, что привело к завоеванию в XII в. Северной Индии мусульманскими феодалами и образованию Делийского султаната. Страна вступила в новый этап своего развития — эпоху позднего Средневековья. Иноземные пра­вители способствовали проникновению в Индию нового религиозно­го мировоззрения — ислама и новых культурных традиций. И хотя на юге страны, свободном от завоевателей, продолжали существовать ме­стные культы и консервировались местные традиции, определяющим фактором в новых культурных тенденциях стало индоисламское ис­кусство. Господствующее положение мусульман оказало самое разно­образное влияние на культурное развитие Индии. Большая часть ин­дийского населения приобщилась к мусульманству, что привело к так называемому индоисламскому периоду в культуре страны. Этот период не только заложил фундамент многих политических противоречий сегодняшней Индии (отделение от Индии Пакистана и Бангладеш), но и сформировал очень необычную культуру, давшую многие образ­цы высокого искусства, с одной стороны, и разрушившей многие па­мятники прежних периодов — с другой.

Исламизации Индии способствовали мусульманские идеи о все­общем равенстве людей перед Аллахом, возможность избавиться от кастовой зависимости, поэтому члены низших каст с охотой перехо­дили в новую религию. Соглашались на это и высокопоставленные индийские чиновники, сановники и правители, которые таким обра­зом сохраняли свое привилегированное положение. А индуизм, будучи абсолютно терпимым к любой религии (он считал веру в того или иного бога личным делом каждого), никак не противодействовал его распространению. Но индийцы, принявшие мусульманство, во мно­гом оставались индуистами по культуре, что коренным образом из­менило некоторые основные нормы и ценности ислама, сблизило его с индийской культурой.

Так, индийские мусульмане переняли существовавшие в Индии идеи о кастовом различии людей. Поклонение местным божествам превратилось в почитание никогда не существовавших в действи­тельности мусульманских святых. Также была частично принята практика йогов, характерная для индуистов. В свою очередь ислам также повлиял на индуизм и индийский образ жизни. Например, обычай затворничества женщин широко распространился в Индии после появления ислама. Ощутимым оказалось влияние ислама на литературу и зодчество, в котором схемы мусульманских культовых сооружений оказались преломлены через традиции индийской худо­жественной культуры.

Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере ин­дийской архитектуры, так как требовало совершенно новых по своей конструкции культовых зданий. На севере Индии с XIII в. началось широкое строительство новых сооружений, характерных для стран Востока, но неведомых прежде в Индии и не связанных с ее обычая­ми, — мечетей и минаретов, мавзолеев и медресе (теологических школ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскош­ными дворцами, рядами улиц и базарами. В строительстве вместо прежней сухой кладки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии.

Исламская религия вела непримиримую борьбу с идолопоклон­ством, а потому прежние сюжеты индийского искусства были полно­стью изъяты и запрещены, культовые здания лишились скульптур­ных украшений, коренное изменение претерпела былая система взаимоотношений архитектуры и скульптуры. Теперь вместо насы­щенных жизнью бесчисленных рельефов, отображающих богатство жизни людей, животных, растений, можно было увидеть лишь гео­метрический орнамент и арабские надписи. Столкновение двух раз­ных эстетических систем мышления привело к тому, что в архитекту­ре мусульманских областей Индии почти полностью был утрачен тот синтез архитектуры и скульптуры, который составлял основу зодче­ства прежних эпох.

Тем не менее многие архитектурные приемы и элементы, при­шедшие в этот период в Индию из Средней Азии и Ирана, были коренным образом переработаны и переосмыслены в соответствии с местными традициями индийского искусства. Схемы мусульманских культовых сооружений преломлялись через традиции индийской ху­дожественней культуры. Запрет на скульптурные изображения (ис­лам запрещает изображать не только человека, но и любые живые существа), украшавшие прежние храмы, новые конструктивные принципы мусульманской архитектуры стали диктовать индийским мастерам иные закономерности, принципы и формы зодчества. На первых порах созданию новых архитектурных решений содействова­ли сами разрушения, причиненные мусульманами индийским архи­тектурным памятникам. Фрагменты разоренных зданий — столбы, колонны, скульптурные мотивы, которые стали широко употреб­ляться при постройке мусульманских культовых зданий, — вносили новые неожиданные черты в строй архитектурного образа. Вскоре чужеземные строительные традиции приобрели на индийской почве свое более органическое воплощение. Индийские мастера приспосо­били к новым требованиям свои вкусы, ввели свои материалы, свое понимание красоты. Они научились искусно сочетать разные породы камня, придавая фактуре стен новую выразительность, сочность и цветовую насыщенность. Тонкая, изумляющая своим мастерством резьба, ажурная и инкрустированная, — вот чем поражает теперь ин­дийская архитектура в своем декоративном уборе.

Основными типами архитектурных сооружений стали мечеть, минарет, медресе и мавзолей. Среди них — настоящие шедевры ми­ровой архитектуры, большинство из которых появляется в период Великих Моголов. Начало объединению двух архитектурных направ­лений было положено во время строительства в новой столице Ин­дии Дели огромного минарета Кутб-Минар, законченного в 1230 г. Стройный и одновременно мощный ствол минарета достигал в высо­ту 73 м, а диаметр основания имел 16 м. Сочетание золотистого и красного песчаника роднят Кутб-Минар с индуистскими башнями — шикхара, придают ему ощущение материальности, монументального величия и пластичности форм.

Следующий этап в развитии индийской архитектуры приходит­ся на XVI—XVII вв. Он стал возможен в результате объединения Индии в централизованное государство Великих Моголов, выход­цев из Средней Азии. Средневековая культура Индии в это время переживала последнюю, завершающую стадию развития. Своего наивысшего взлета индийское зодчество достигает в XVI в. при правлении Акбара, сумевшего привлечь к себе на службу талант­ливых зодчих и художников. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Эти черты нашли свое худо­жественное выражение во временной резиденции Акбара — городе Фатхпур-Сикри, который представлял собой грандиозный двор­цовый и храмовый ансамбль, гармонично соединявший в себе, природные и рукотворные формы. Каждое сооружение этой сто­лицы представляло собой значительный архитектурный комплекс.

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается отход от монументального стиля преды­дущего столетия. Тяга к рос­коши и изяществу знаменует медленное угасание мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого построен один из самых значительных архитектурных па­мятников XVII в. — мавзолей Тадж-Махал. Созданный строителями разных странИндии, Турции, Ирана, Афганистана,он увековечивал память умершей жены Шах-Джахана. Нежные оттенки пропускающего свет белого мрамора, из которого возведены и само здание, и венчающий его луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость. Это новое качество, появившееся в индийской культуре XVII в. и столь не свойственное ей в прошлом, усиливалось просторностью арочных проемов, как бы устранявших стену, лишавших ее материальности, весомости и плотности. Красота и изящество Тадж-Махала совершенны.

Развитие художественней культуры периода Великих Моголов было ознаменовано не только бурным расцветом зодчества, но и рас­цветом миниатюры, также принесенной в Индию из стран Среднего Востока, откуда и были вывезены мастера-миниатюристы. Моголь­ская миниатюра была тесно связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. В создании мас­терских миниатюр на первых этапах участвовали иноземные худож­ники, но вскоре в искусстве миниатюры появились черты, характер­ные для индийской живописи в целом. В городах возникли мастер­ские, появились собственные школы миниатюристов.

Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличают чет­кие контуры, сочные линии, пластичность форм. Она старалась точ­но передать детали и дать подробный пересказ событий. Особенно популярными были историко-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, героических деяниях могольских правителей. Ин­дийская могольская миниатюра была отмечена и особым интересом к природе, к миру животных. С XVII в. она все больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, причем важную роль в ней начинает играть пейзажный фон. Но в миниатюре нарастает те­матический интерес и к личности человека. Следствием этого инте­реса стало появление острохарактерных портретов правителей, кото­рые предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, то пресы­щенными жизнью. К XVIII в. могольская миниатюра теряет свою художественную значимость.

XVIII век завершил длительный и разнообразный этап развития феодальной индийской культуры. Колониальная зависимость страны пагубно отразилась на ее художественней культуре, надолго приоста­новив ее развитие. Ведь даже освободившись из-под власти моголов, искусство Индии во многом продолжало мусульманские традиции, эклектично соединяя их с индуистскими. Тем не менее и в Новое время появляются значительные архитектурные сооружения и ком­плексы, например город Джайпур — один из лучших образцов горо­да-ансамбля в мировом градостроительстве. Регулярная планировка города позволила привести в стройную систему различные его эле­менты: улицы, здания, площади и т.д. Но главным средством дости­жения архитектурного единства служит применение одних и тех же форм карнизов, куполов, арок. Здания в столице также выдержаны в едином стиле, но по формам и композиции не повторяют друг друга. Из них самое замечательное — городской дворец Джайпура, представ­ляющий целый комплекс зданий; среди них знаменитый Хава Махал (Дворец ветров), огромное здание с множеством ниш и эркеров, соз­дающих прохладу и движение воздуха и как бы слегка гудящих от ветра. Наружные и внутренние стены здания украшены инкрустиро­ванным мрамором, резьбой по камню и фресками. Между зданиями разбит английский парк, хорошо сочетающийся с окружающим гор­ным ландшафтом.

Неблагоприятным для художественной культуры страны было и влияние англичан, с появлением которых Индия вступает в коло­ниальный период своей истории. С XVIII в. в Индии появляются постройки европейского типа, совершенно не гармонирующие с окружающей местностью и ранее возведенными сооружениями. Со второй половины XIX в. в Индии практически прекращается строи­тельство храмов и дворцов в национальном стиле. Только в декоре богатых домов сохраняются традиционные элементы. Правда, ин­дийские национальные мотивы начинают появляться в европейских зданиях. Разрушительным было влияние англичан и на индийскую живо­пись. Английским художникам, приезжавшим в страну, было прису­ще огромное чувство превосходства, пренебрежения ко всему неанг­лийскому. Подлинная индийская живопись представлялась им ли­шенной гармонии, перспективы и светотени и вообще не восприни­малась как искусство. Поэтому многие индийские художники стара­лись во всем подражать европейским традициям и вкусам. Так они усваивали многие технические навыки, но для творчества, индивидуальности и оригинальности места уже не было.

Библиографический список

Боги, брахманы, люди. М., 1969.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985. ВасильевЛ.С. История религий Востока. М., 1988. ГачевГ. Образы Индии. М., 1993.

Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япо­ния. М., 1997.

Гусева Р.Н. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971. История и культура Древней Индии. М., 1990. КосамбиД. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1962. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематиче­ский словарь. М., 2004.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): Пер. с англ. М., 1990.

Тюляев СИ. Искусство Индии. М., 1968. Хумайон Кабир. Индийская культура. М., 1962. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: