Теория обучения

Сущность обучения. Движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Сущностные характеристики образовательного процесса. Разрешение противоречий как движущие силы образовательного процесса. Логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Понятие: закономерности обучения. Внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Понятие: принципы обучения. Система принципов обучения. Общая характеристика принципов обучения. Понятие о целостном педагогическом процессе. Обучение и воспитание как целостная система. Анализ образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения их взаимообусловленность и взаимозависимость. Двусторонний характер процесса обучения. Преподавание как педагогическая деятельность. Учение как познавательная деятельность школьника. Взаимосвязь и взаимозависимость преподавания и учения. Многообразие видов обучения, их классификация и характеристика. (Объяснительно-иллюстративное обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Дистанционное обучение.) Сравнительный анализ видов обучения. Современные модели организации обучения. Понятие «модель обучения». Личностно-ориентированное обучение. Гуманистическая и адаптивная модели обучения. Развивающая модель обучения. Психолого-педагогическая характеристика основных видов обучения в современной школе.

Анализ современных дидактических концепций. Понятие: дидактическая концепция. Общая характеристика современных дидактических концепций. Теория культурно-исторического развития человека Л.С. Выготского как основа педагогической концепции развивающего обучения. Общая характеристика концепции развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Концепция управления дидактическим процессом Н.Ф. Талызиной.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Понятие и сущность «содержания образования». Источники и факторы формирования содержания образования. Культура и социальный опыт как основные источники формирования образования. Основные компоненты содержания современного образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Образование в контексте социализации. Понятие образования как вида социализации. Функции образования как фактора социализации. Цели образования. Процессуальные аспекты образования. Содержательные аспекты образования. Методы образования. Эффективность и результаты образования. Основные тенденции развития образования в ХХI веке. Общая характеристика инновационных подходов в современном образовании.

Государственный образовательный стандарт. Основные положения «Закона об образовании РФ», как документа регламентирующего содержание образования в современной школе. Государственный образовательный стандарт, его структура и содержание. Базисный учебный план, его инвариантная и вариативная составляющие.

Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования: учебный план (базисный, типовой, учебный план общеобразовательной средней школы); учебный предмет и учебная программа; учебная литература. Перспективы развития базисного и вариативного образования в России. Современные учебные программы, пособия и учебники.

Методы обучения. Понятие и сущность метода и приема обучения. История развития методов обучения. Основные подходы к классификации методов обучения: – по источнику передачи знаний (С.И. Петровский, Е.Я. Голант); – на основе учета логического аспекта методов обучения, по месту применения методов в процессе обучения, по характеру логического пути усвоения учащимися знаний, по источнику приобретения знаний учащимися, по степени активности учащихся, по форме реализации метода в процессе обучения (М.А. Данилов); – на основе сочетания источникового и логического подхода (Н.М. Верзилин); – на основе усиления роли исследовательского метода и возрастания степени самостоятельности учащихся в обучении (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); – по условным задачам (Б.П. Есипов); – на сочетании источникового основания и уровня самостоятельной учебной деятельности школьников (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев); –на основе сочетания методов преподавания с соответствующими методами учения (М.И. Махмутов); – на основании проявления поискового характера деятельности (Ю.К. Бабанский и др.). Современные классификации методов обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, А.В. Хуторской и др.). Выбор оптимального сочетания методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Сравнительные возможности методов обучения.

Формы организации обучения. Основные подходы к классификации форм обучения. Общие формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Конкретные формы организации обучения. Оценка эффективности использования основных форм организации обучения. Урок как единица процесса обучения. Типология и структура урока. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Урок как целостная система. Дидактические требования к современному уроку. Анализ и самооценка урока.

Классификация средств обучения. Понятие средство обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Средства материализации умственных действий. Визуальные, аудиальные и кинестетические средства обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: