Художественная обработка дерева


Художественная обработка дерева восходит к глубокой древности. В России, богатой лесами, дерево всегда было одним из любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Разнообразием приемов и техник художественной обработки дерева отличаются многие области страны.

Топор, нож, кисть были главными инструментами в руках крестьянина. Плотницким искусством издревле славились Русский Север, Верхнее и Среднее Поволжье. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось крестьянское искусство вещи. Высокие эстетические качества, содержательность изделий из дерева были всегда соединены с их утилитарностью. Это во многом определяло и способы художественной обработки и характер орнаментации, сохраняющей единство в монументальных произведениях домовой резьбы или скульптуры и в декоре домашней утвари, начиная от ткацкого станка, прялки, рубеля и кончая посудой, детской игрушкой.

Самая распространенная техника резьбы в прошлом — плоскорельефная; для нее характерна неглубокая порезка, при которой рельефный орнамент (чаще всего растительный или неметрический) и его фон находятся на одном и том же уровне.

Плоскорельефная резьба имеет несколько видов: контурная резьба — на поверхность изделия ножом наносят узкие двугранные порезки; геометрическая трехгранно-выемчатая резьба — выполняется стамесками разной величины, которыми вырезают на поверхности изделия трехгранные углубления, выемки; ногтевидно-выемчатая резьба — выполняется ложчатым долотом, которым режут круглые ногтевидные углубления.

В развитии традиций плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба. Народными мастерами создано богатейшее по формам и ритмам узорочье из простейших порезок, выемок, образующих треугольники, круги, ромбы и пр.
Искусство деревянной объемной скульптуры и игрушки с успехом развивается на Богородской фабрике художественной резьбы с присущими только этому промыслу технологией и художественными приемами.
Большое развитие получило изготовление художественных изделий из дерева на токарной основе с росписью на предприятиях Горьковской области, вырабатывающих матрешку; с росписью и выжиганием — на предприятиях Московской и Калининской областей.
Для росписи применяются масляные, темперные и анилиновые краски. Некоторые художественные промыслы сохраняют свою специфическую технологию росписи, характерную только для данной местности, например, хохломская роспись, городецкая и др. Роспись может производиться как горячим способом (хохломская), так и холодным (городецкая). Тонкое травное хохломское письмо в праздничном сочетании черного, красного и золота не похоже па крупную кистевую роспись Городца, живописную в своей основе. У каждого промысла свои традиции, своя история.

Хохломская роспись — традиционный русский промысел, искусство изготовления деревянных расписных изделий. Промысел зародился на рубеже XVII—XVIII вв. в Заволжье, на территории современного Ковернинского р-на Горьковской обл., в среде местных ремесленников, изготовлявших деревянную посуду. Участие в промысле иконописцев-старообрядцев, знавших приемы дешевого «золочения» дерева, способствовало возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов в золотой цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы подвергались грунтовке раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого производилась роспись. Причем часть его поверхности обязательно оставляли незакрашенной. После выполнения росписи предмет покрывали лаком, приготовленным из того же льняного масла, и подвергали «закалке» — прогреванию в печи, где под влиянием высокой температуры пленка лака желтела, а просвечивающий сквозь нее слой порошка олова становился похожим на золото. Эта техника сохранилась в своей основе до наших дней, однако порошок олова заменен алюминием, льняное масло — синтетическим лаком, а для «закалки» изделий оборудованы современные электропечи.
Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». Рисунки «верховой» росписи наносятся мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. К их числу принадлежит «травная» роспись с красными и черными травками, веточками и кустами, сквозь которые мерцает золотистый фон, а также орнамент «под листок», отличаюшийся от нее более крупными овальными листочками и мелкими ягодками, расположенными симметрично вокруг стебля. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Его выполнение начинают с нанесения контурных очертаний мотивов, а потом закрашивают окружающий фон. Детали крупных мотивов прорисовываются штрихом. Поверх черного или цветного фона иногда исполняется мелкий узор — «приписка». Своеобразной разновидностью росписи «под фон» являются рисунки «кудрина», в которых причудливые фантастические формы цветов, листьев и плодов создаются из круглых завитков, наносимых быстрыми плавными движениями кисти. В рисунках хохломского орнамента есть мотивы, восходящие к орнаменту древней Руси. Сохранены и характерные для древнерусского орнамента приемы исполнения росписи свободно от руки кистью, позволяющие создавать разнообразные варианты композиции.
Первоначально ассортимент хохломских изделий составляла токарная посуда; столярные изделия стали изготовляться на продажу лишь во второй половине Х1Хв. Свое название промысел получил по имени торгового села Хохлома, откуда изделия отправляли на базары и ярмарки. В XVIII — начале XIX в. он приобрел характер крупного мануфактурного производства. К концу XIX — началу XX в. начинается угасание промысла в связи с.удорожанием древесины и снижением спроса на деревянную посуду на сельском рынке. Земские деятели пытаются научить мастеров изготовлять изделия для городских магазинов, заставляя их копировать рисунки, специально создававшиеся для них городскими художниками. Это наносило немалый ущерб художественным достоинствам хохломских изделий.
В первые же годы Советской власти началось возрождение ценных традиций промысла. Объединение мастеров в артели, их переход к работе в общественных мастерских, участие в выставках декоративного искусства, помощь опытных художников и искусствоведов— все это способствовало воспитанию на промысле творческих коллективов. Начиная с 1918 г. в г. Семенове развивается новый центр хохломского искусства, возникновение которого связано с организацией в городе школы художественной обработки дерева.
В 1923 г. хохломские изделия экспонировались на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1925 г. успех изделий промысла на Международной выставке в Париже дает возможность мастерам работать на экспорт. Выставки «Искусство Хохломы» в 1936 г. и «Народное творчество» в 1937 г. в Москве свидетельствуют об изменениях, происшедших в хохломском орнаменте. Расширяется круг мотивов, обогащается цветовая гамма. Мастера ищут новые возможности отражения действительности, вводя в орнамент элементы советской эмблематики, создавая своеобразные тематические орнаментальные росписи — панно «Весна», «Осень», «Урожай» и т. д. Наряду с изготовлением товарной продукции уделяется внимание экспериментальной работе, создаются уникальные выставочные произведения.
После победы над фашистской Германией мастера много работают <над новыми рисунками хохломского орнамента с цветами, плодами и колосьями, которые символизируют величие и красоту освобожденной советской земли. Желание сделать произведения особенно праздничными, торжественными приводит художников к увлечению орнаментом «под фон» с золотыми силуэтами на красном фоне; виртуозной тонкостью отличается графический рисунок. 50—60-е годы ознаменованы в хохломском промысле достижениями в области расширения ассортимента изделий и создания новых форм бытовых вещей — комплектов посудных изделий для салата, компота, ягод, орехов, блинов, а также декоративных изделий для убранства интерьера, разнообразных сувениров. Хохломский промысел имеел два крупных центра — Семинскую фабрику художественных изделий «Хохломский художник» и производственное художественное объединение «Хохломская роспись».
Коллектив Семинской фабрики —это в основном потомки старейших хохломских мастеров, поэтому здесь особенно прочно удерживаются традиции промысла. Семинским орнаменталистам свойственна способность тонко чувствовать красоту полевых трав и цветов, лесных ягод. В орнаменте они ценят простоту и лаконичность форм, четкость ритма, яркие радостные сочетания красок.
К ассортименте изделий фабрики сохраняются формы старинной посуды, под влиянием которых и новые виды изделий приобретают строгость и простоту. Композиция их росписи основана на живописном сочетании красочных пятен.
Искусство мастеров Семенова развивалось на основе тех же традиций, но в условиях города. Его формированию способствовало обучение мастеров в художественной школе, учившей приемам орнаментальной графики. Орнамент здесь более графичен. Отличается изяществом контурного рисунка и тонкой штриховой разживкой. Для него характерны сложные формы садовых и комнатных цветов, выполненные в технике росписи «под фон».
Изделия с хохломской росписью неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, в том числе: М.— 1853, Спб. — 1870, М. — 1882, Нижний Новгород— 1896, Спб. — 1902, Спб.— 1913, Париж—1867, Филадельфия—1876, ВСХ—1923, Юбилейная—1928, ВНТ — 1937, Париж —1937, Брюссель—1958 (золотая медаль), и т.д..

Фабрика «Городецкая роспись» (г. Городец). Возникла на базе старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях по реке Узоле. Изготовляли подставки для прядильного гребня (донца), которые украшали вначале скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба. Основные сюжеты инкрустированных донец: кони с всадником, кони, запряженные в карету, птица, сидящая на цветке-дереве. С середины 60-х годов XIX в. инкрустация заменяется росписью. Братья Мельниковы в д. Хлебаиха сначала дополнили инкрустацию цветом, а потом перешли на роспись красками, которая ускорила процесс изготовления донец, нарядных и ярких, что явилось началом нового Городецкого стиля в крестьянской росписи. К 80-м годам новый промысел достиг расцвета. Расписные изделия мастеров узольских деревень распространены по всей стране. Для городецкой росписи характерно разнообразие сюжетов из крестьянского, купеческого и городского быта. На донцах изображали нарядных дам и кавалеров в узорчатых палатах, хористок ярмарочного балагана, чинное застолье, катанье на тройках. Роспись выполняли клеевыми красками. Ей были присущи выразительные силуэты, ритмичность сочно положенных красочных пятен, яркая живописность и композиционная цельность.
В с. Курцеве наряду с донцами мастера делали игрушку, которую чаще всего резали из сосны или осины с помощью топора, ножа и украшали нарядной росписью, в которой использовали локальные тона красного, желтого, зеленого и черного цветов. Цвет органично сочетался с характером материала, формой и пластикой изделий. Это были изображения разудалых ямщицких троек, сказочных птиц и коней.
В конце XIX — начале XX в. городецкое искусство живет в творчестве таких замечательных мастеров, как И. А. Мазин и Ф. С. Краснояров (с. Курцево), И. К. Лебедев (д. Косково). Каждый из этих мастеров имел свою манеру росписи, по-своему осваивал и творчески развивал традиции.
В годы Советской власти, когда прядильные донца оказались ненужными, встал вопрос, как спасти традиционное искусство городецкой росписи.
В 1936 г. городецкие мастера организовали в Курцеве артель «Стахановец» и сделали первую попытку возродить городецкую роспись на новой предметной основе. Они стали изготовлять детскую мебель и декоративные панно. Но деятельность мастерской в конечном счете свелась к поискам новых сюжетных мотивов из современной жизни. Проблема традиций и современности решалась в плане сюжета, но не вещи в целом, что не могло привести к положительным результатам. Подражание природе в трактовке новых мотивов орнамента сводилось к утрате многих ценных традиционных приемов, ослабляло декоративные качества росписи. Во время Великой Отечественной войны эта мастерская прекратила свое существование.
В 1954г. мастер А. Е. Коновалов снова организовал в Курцеве артель «Городецкая роспись». Старых мастеров уже не было в живых. Поэтому с помощью НИИХП под руководством ст. науч. сотрудника В. М. Вишневской были разработаны образцы детской мебели с росписью, выпускаемые фабрикой и поныне. Это стол со стульями (автор 3. А. Архипова), конь-качалка (автор Е. И. Воронцова). Мастером А. Е. Коноваловым были созданы декоративные тарелки.
В настоящее время фабрика выпускает деревянную детскую мебель, токарные декоративные тарелки, столярную игрушку, украшенные росписью с мотивами цветов, коней и птиц. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону мебели, окрашенной нитрокрасками. Вначале наносятся цветные силуэты изображения. Небольшое количество «оживок» белилами образуют линейную разделку пятна и сообщают орнаменту условную объемность. При окончательной отделке изделие покрывается плотной и прочной пленкой лака. Приемы белильной разделки цветовых пятен, раскрасочный характер росписи восходят к поздним традициям городецкой росписи.
В 1967 г. в НИИХП под руководством ст. науч. сотрудника М. А. Некрасовой была предпринята новая попытка возрождения городецкой росписи, ее живописных качеств, восстановления приемов свободного кистевого письма по цветному фону и техники клеевых красок. Эксперименты проводились в лабораторных и производственных условиях. Художники Е. И. Воронцова и А. В. Бабаева разработали серию посудных изделий на токарной основе. Е. И. Воронцова создала ряд утилитарно-декоративных вещей на основе гнутых конструкций из шпона. Применение темперных красок для росписи по грунту позволило достичь тонкого живописного эффекта. Краски в сочетании с цветным фоном и под покрытием матового лака приобрели теплоту и мягкость. Из-под кисти городецких мастериц Г. Кудриной, А. Новаторовой, В. Пузыч родились интересные варианты росписи чаш, тарелок, поставков. Начало, положенное экспериментальной работой, открыло широкие возможности для создания нового оригинального вида деревянной расписной посуды, позволяет творчески развивать лучшие традиции городецкой росписи — ее живописность.

Часто в декоративных целях мастера используют природную красоту самого материала: различных пород дерева и капо-корня (наростов на стволах и корнях березы). В таких случаях эффект достигается полировкой, вощением, подкраской и другими приемами, выявляющими тонкий узор самой текстуры дерева.
С давних пор во всех лесных районах страны была распространена резьба по бересте. Значительный промысел прорезной бересты сложился в окрестностях г. Великого Устюга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: