Исторический прогресс и право

Существует ли прогресс в процессе развития права и в чем он заключается? Большинство специалистов исходят из того, что прогресс, конечно же, существует и он связан с тенденциями ис­торического прогресса, проявляющегося в гуманизации общест­венных отношений и в увеличении свободы выбора для индивида.

П. Сорокин, известный российский социолог, еще в 1919 г. выделил несколько критериев прогресса в праве, не потеряв­ших своего значения и поныне. Это:

интересы личности, предполагающие развитие права в инте­ресах личности и ее развития;

правовое равенство личности, исходящее из правового и мо­рального равенства личностей;

количественный рост солидарности и социально-благожела­тельного поведения, учитывающий количество лиц, по адресу которых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защища­ются правом — с другой;

качественный рост солидарности и социально-благожела­тельного поведения, оценивающий уровень требований права, предъявляемых людям в отношении взаимно-благожелательно­го поведения;

уменьшение наказаний, характеризующее снижение уровня наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и обществен­но полезному поведению;

качество тех средств, которыми добиваются социально-бла­гожелательного поведения, оценивающих уровень сознательно­сти и чувства долга при выполнении правовых норм.

В трудах многих других правоведов и социологов подчеркива­ется определяющее значение свободы в жизни людей для оценки места и роли права в истории. Прогрессирующий процесс освобо­ждения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс. В этом смысле можно сказать, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей. С точки зре­ния права этот процесс означает, что представители все новых слоев и классов общества признаются формально равными субъ­ектами права. Всеобщий масштаб и равная мера права измеряют и оформляют свободу индивида. Право создает нормативную струк­туру свободы в общественной жизни, се пределы, границы между свободой и несвободой на соответствующей стадии исторического развития, поскольку именно у права есть только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального ра­венства. Форма здесь — не внешняя оболочка. Она содержательна и точно выражает суть регулируемых правом отношений — меру свободы индивидов по единому масштабу.

Историческое развитие свободы и прав человека представ­ляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качест­ве формально юридически свободных личностей.

Академик В. С. Нерсесянц в этой связи справедливо указы­вал, что основной закономерностью развития общественных отношений в ходе истории является прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей. Свобода индивида при этом выступает в качестве главного кри­терия и основного итога достижений человеческой цивилиза­ции на соответствующей ступени ее развития.

А поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничительную линию меж­ду свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу, постольку неуклонно возрастает и его роль в жизни общества. В правовом государстве действия свободных индивидов, неза­висимых друг от друга субъектов, одинаково подчинены требо­ваниям закона. Наиболее высокая ступень свободы в виде все­общего формально-правового равенства людей достигнута в ус­ловиях индустриального общества в XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: