В соответствии с принципом суверенного равенства каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок ее взаимодействия с международным правом. Одновременно этот принцип определяет, что каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства[67].
В соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву при осуществлении суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства сообразуются со своими международно-правовыми обязательствами (Заключительный акт СБСЕ 1975 г.).
В случае расхождения международного обязательства и внутреннего права государство не может ссылаться на свое внутреннее право в качестве оправдания невыполнения обязательства (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Исключение сделано лишь для случаев, когда согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение положения внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры. При этом нарушение должно быть явным и касаться нормы внутреннего права особо важного значения. В таком случае государство может ссылаться на это обстоятельство как на основании недействительности его согласия (ст. 46 той же Конвенции). Противоречие обязательства нормам даже конституционного права, не относящимся к компетенции, не может служить таким основанием.
|
|
В приведенных положениях отражено издавна существующее правило, в соответствии с которым международное право возлагает на государства обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется внутренним правом. Исключение составляют те случаи, когда в самом договоре предусмотрен порядок реализации. Например, договор может содержать обязательство издать определенный закон. В резолюции такого авторитетного международного учреждения, как Институт международного права, говорится: «...В принципе именно правовые системы каждого государства определяют
наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на национальном уровне»1.
Издание закона или иного нормативного акта внутреннего права, противоречащего международному обязательству, может служить основанием для протеста и даже принятия контрмер со стороны других государств. Примером может служить заявление Государственной Думы РФ от 6 июля 1994 г. в связи с принятием в Латвии закона о гражданстве.
В общем государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить ее взаимодействие с международным правом, выполнение вытекающих из него обязательств. Существуют особые случаи взаимодействия международного и внутреннего права. Наиболее показательно в этом плане Европейское сообщество. Лежащие в его основе международные договоры создали особую правовую систему: после вступления в силу они стали частью права участвующих стран и обладают приматом перед национальным правом. На их основе решения органов ЕС обрели прямое действие внутри государств.