Содержание
1 Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………4
1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП………………………………………………………………………………..4
1.2 Структура курса………………………………………………………………4
1.3 Содержание дисциплины……………………………………………………5
1.4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….9
1.4.1 Планы практических занятий……………………………………………..9
1.4.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………….14
1.4.3 Перечень основной и дополнительной литературы……………………38
1.5 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов…………………………………………………………………………39
2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.42
3 Методические рекомендации для преподавателя………………………….42
4 Методические указания для студента………………………………………45
Рабочая учебная программа дисциплины
Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП
|
|
Курс «Филологический анализ текста» имеет профессионально-педагогическую направленность и находится на пересечении таких дисциплин, как «Современный русский язык», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Стилистика и культура речи», «Риторика». Дисциплина имеет синтезирующий характер. Соединяя воедино лингвистические и литературоведческие знания студента, она поднимает его на новый научный и методологический уровень. «Тенденция к объединению лингвистических и литературоведческих концепций формы и содержания словесно-художественного произведения на основе углубленного синтеза их, на основе изучения смысла, идеи, замысла как словесно-структурного элемента художественного целого плодотворна и перспективна», − указывал академик В.В. Виноградов.
Дисциплина входит в структуру учебного плана по специальности, являясь выборной дисциплиной к блоку ОПД (ОПД В.2). Исходя из чего её материал детализирует дидактическую единицу «Теория текста» (С. 18 ГОС ВПО).
Цель курса – научить студентов интерпретировать текст на основе его основных единиц и категорий.
Задачи курса:
– рассмотреть теоретические вопросы изучения текста;
– изучить различные подходы к анализу текста, приёмы интерпретации текста;
– формировать у студентов умения и навыки анализа текста и отдельных его категорий.
Требования к знаниям и умениям студентов:
– знать определение текста и его свойств, ориентироваться в основных аспектах изучения текста, уметь выделять уровни текста, различать типы текстов;
|
|
– уметь анализировать концептуальное, семантическое пространство текста, разбираться в структурной и коммуникативной организации текста;
– уметь производить комплексный анализ текста.
Структура курса
Тематический план
(7 семестр)
№ | Темы занятий | ЛК | ПЗ | СРС |
1. | Теория текста. Текст как объект филологического анализа | |||
2. | Теоретические аспекты изучения текста | |||
3. | Экстралингвистические параметры анализа текста Жанрово-стилевая организация текста | |||
4. | Семантическое пространство текста и его анализ | |||
5. | Концептуальное пространство текста | |||
6. | Денотативно-событийное пространство текста | |||
7. | Пространственно-временная организация текста | |||
8. | Эмотивное пространство текста | |||
9. | Структурная организация текста Связность и членимость текста | |||
10. | Коммуникативная организация текста | |||
11. | Роль доминирующих текстовых средств в формировании текста | |||
12. | Анализ речевой структуры художественного текста | |||
13. | Паралингвистические параметры художественного текста | |||
Итого | 54 (в том числе 2 ч. КСР) |