Виды информационных технологий и возможности их использования в обучении ИЯ

Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

Плюсы ИКТ: 1)ускоряют передачу знаний не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; 2)повышают качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям и дают каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем; 3)внедрение ИКТ является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Весте с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.

Проблемы в России, связанные с внедрением ИКТ: 1) значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями. 2) Эффективность использования разработанных ресурсов, вопреки ожиданиям, все еще не очень высока. Достаточно большое количество потенциальных пользователей не используют представленные ресурсы по тем или иным причинам, а пытаются разработать свои собственные. 3) Недостаточная разработанность не только методической базы использования ИКТ в образовательном процессе, но и методологии разработки ИКТ для этой сферы заставляет участников учебного процесса на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. 4) феномен зависимости от Интернета (Internet Addiction Disorder, или IAD).

Уровень ИКТ-компетентности обучающихся определяется наличием у них навыков овладения информационным пространством, когнитивных умений, связанных с поиском информации и основами информационной безопасности, их способностью создавать и организовывать сетевое взаимодействие.

Виды ИКТ: 1. мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам; 2. интерактивная доска; 3. электронный учебник (входят блок операции и блок контроля с тренировочными упражнениями, игровыми, моделирующими, проектными заданиями и контролирующими тестами, а информация повествовательного, описательного и объяснительного характера перемещается в дополнительную часть); 4. электронные презентации (для решения локальных образовательных задач); 5. создание анимационных сюжетов или флэш-мультфильмов; 6. телекоммуникационные проекты (веб-квесты, например); 7. электронное портфолио (для него требуется: накапливать материалы, составлять коллекции учебных работ, демонстрирующих достижения в дисциплине, прогресс в обучении, результаты успешного решения проблем и т.д); владеть навигационным дизайном, представлять в портфолио продукты высокого качества; рефлексировать); 8. социальные сервисы и сетевые сообщества; 9. веблоги (пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей); 10 вебинар (web-based seminar) - онлайн-семинар, лекция или презентация, организованные при помощи веб-технологий в режиме прямой трансляции

23. Эмоциональная основа речи. Исследование эмоциональности в лингвистике и психолингвистике.
В основе психолингвистического подхода к явлениям речи лежат два тезиса
. Первый относится к факту акустической природы языка. Из него вытекает, что единицы порождения и восприятия речи, отличаясь между собой, имеют общую акустическую природу. Именно признаки звучащей речи маркируют в восприятии все то, что мы различаем в потоке речи и описываем в лингвистических единицах, начиная с процесса переложения речи на буквенный код, и кончая лингвистическим анализом текста.
Вторым тезисом является признание эмоционального характера функционирования языка, или эмоционального базиса речи. Модели порождения речи в представлении известных психолингвистов исходят из наличия мотива коммуникации, или стимула порождения высказывания, имеющего эмоциональную основу. В различных терминах эта мысль присутствует в моделях Н.И. Жинкина И.Н. Горелова, А.А. Леонтьева. С позиции говорящего процесс порождения речи имеет эмоциональную основу, и субъективно выска­зывание не может не быть соотнесенным с неким эмоциональным состоянием, т.е. являться нейтраль­ным.
В лингвистике исследование эмоционального фактора происходило на базе письменного материала, что обусловило сам характер подхода к анализу выраженных средствами языка эмоцио­нальных состояний. Описание системы языка и его единиц происходило с позиций, в которые не вхо­дили и не могли найти место психолингвистические данные. Структурное описание языка длительное время рассматривалось как далекое от речевых процессов и позиции говорящего. Речь воспринима­лась как реализация системы языка, данные процесса порождения речи не рассматривались в интересующем нас аспекте. В поле зрения исследо­вания эмоциональности могла закономерно попасть только эмоционально окрашенная лексика. Несомненно, в языке можно выделить лексемы с ярко оценочным характером. Однако системное описание экспрессивных средств возможно не на основе рассмотрения системы языка, а на речевом материале, анализируемом с психолингвистической точки зрения, то есть с позиции говорящего и слушающего. Такая позиция рассмотрения убеждает в том, что средства звучащей речи способны прида­вать эмоциональный характер любой лексеме, при этом возможно функционирование в речи лексем с эмоциональным значением, контрастирующем с их коннотатом.
Причина отсутствия методики анализа экспрес­сивных средств речи, на наш взгляд, кроется в неперспективной точке отсчета от языка как системы и языковых средств выражения эмоций. Лексические средства называют эмоциональные состояния. Перенос точки зрения при рассмотрении экспрессивных средств с языка и его единиц на речь в психолингвистическом аспекте, то есть на процессы ее порождения и восприятия и тем самым на говорящего и воспринимающего речевое сообщение субъекта, позволяет выработать систему механизмов исследования.
Следующим важным для нашего рассмотрения психолингвистическим выводом является наличие трех основных эмоциональных модальностей: 1) радость; 2) горе; 3) гнев\страх. Из этого можно сделать заключение о том, что на уровне средств звучащей речи в экспрессивной функции можно говорить о системном изменении некоего набора средств в определенных направлениях, что создает в восприятии впечатление этих базовых эмоций. Концепция Е.Н. Винарской позволяет автору выде­лить паралингвистические средства эмоциональной выразительности для русского языка. К таким сред­ствам относятся тембровые характеристики русских гласных. Те из них, которые связаны с ростом эмо­ционального напряжения, называются мажорными (гласные переднего ряда), связанные с падением напряжения (гласные заднего ряда) – минорные. Таким образом складывается «тембровая специфика эмоциональных значений русской речи, в которой И-тембры выражают нарастание эмоционального напряжения, а У – тембры его спад.». Неударные русские гласные относятся к зоне низкой субъективной ценности. Тембровый характер говорящего определяет в русском языке его функциональное состояние (усталость, тревогу, тоску и пр.). При этом ведущую роль играют ударные гласные важнейших по смыслу слов.
Универсальные биологические эмоции, получая социальное развитие, становятся культурно-специфическими знаковыми комплексами. Этот процесс преобразует компоненты врожденных эмоционально-экспрессивных комплексов в пара­лингвистические знаки: вокализации, сегменты восходящей звучности, псевдослова, псевдосин­тагмы. Все эти знаки сохраняют свои ценностные характеристики в речи взрослого. Они становятся социально значимыми элементами сегментного и супрасегментного уровня родного языка: гласными, согласными, компонентами фонетических слов и ритмических структур.
Звучащие тексты с преимущественно восходя­щей мелодией создают впечатление эмоционального напряжения. Тексты с преимущественно нисходящей мелодией имеют характер убывающего эмоционального напряжения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: