Менеджеры должны планировать и принимать решения, оказывающие влияние на положение фирмы в будущем. Понятно, что обоснованные предположения о будущем обладают для менеджмента большей ценностью по сравнению с необоснованными. Поэтому прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) является неотъемлемой частью планирования и всегда предшествует ему при разработке управленческих решений.
В общем случае прогнозирование – процедура предсказания соответствующих показателей, результатов будущих операций, последствий влияния тех или иных событий и т. п. Процесс прогнозирования включает в себя следующие этапы:
1. Определение целей прогноза и его временного горизонта.
2. Формирование предположений о состоянии внешней среды, сбор и обработка исходных данных.
3. Выбор метода прогнозирования.
4. Осуществление прогноза для различных сценариев развития событий.
5. Оценка полученных результатов, их достоверности и применимости.
Современная экономическая наука предлагает менеджменту богатый выбор инструментов и методов прогнозирования, а также средств их автоматизации — от простых, аналитических моделей и до сложных нейросетевых или эвристических алгоритмов искусственного интеллекта.
|
|
Методы прогнозирования делятся на 2 большие группы:
Качественные методы прогнозирования Методы экспертных оценок (метод Дельфи); Мнения специалистов; Голосование (опрос) торговых агентов; Изучение покупателей.
Количественные методы: Прогнозирование на основе данных прошлых периодов (скользящее среднее, классическая декомпозиция, анализ трендов, анализ временных рядов, экспонциальное сглаживание); Причинно-следственное прогнозирование (регрессионный анализ) (простая регрессия, множественная регрессия, эконометрическое моделирование)
Таким образом, каждый из методов имеет свои преимуществ ва и недостатки, поэтому для повышения качества и достоверности прогнозов рекомендуется пользоваться несколькими методами.