Если опираться на принцип историзма

«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в перелом­ную эпоху. Но он конкретно историчен по своей фабуле.

Гете говорил: «Когда мы воспроизводим общее, каждый может нам подражать, но особенное никто не может заимствовать у нас... Восприятие и изображение особенностей — это и есть настоящая жизнь искус­ства»37.

Донщина — вот центр притяжения всех событий. Ста­ницы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Ка­зачьи курени. Полынные степи. Тракты. Край, по которо­му так опустошительно прошла междоусобица.

В романе присутствует сама история Дона, выверен­ная, документированная — подлинные события, истори­ческие имена, точная датировка, приказы, резолюции, телеграммы, листовки, письма, действительные маршру­ты военных походов. Судьбы героев соотнесены с этой реальностью. Особенно важен тот эпицентр событий, ко­торый приходится на 1919 год.

Казачий вопрос — это тот же крестьянский вопрос, но в осложненном варианте. Идея дружбы, сотрудничества пролетариата и трудового крестьянства полностью отно­силась и к трудовому донскому казачеству. Правда, эта окраина России была отдалена от общерусской демокра­тии и в большей мере сохранила пережитки прошлого. Но и в казачьей среде, как уже отмечалось, действовали за­коны классового разделения. Перед революцией на Дону восемьдесят процентов составляли хозяйства середняц­кие и бедняцкие, пятую часть — крупные землевладель­цы, которые имели больше половины скота и лошадей. Казаку полковнику Орлову-Денисову принадлежало два­дцать девять тысяч десятин земли; генерал-майорам Митрофанову, Кутейкину, Кульгачеву и полковнику Чер- нозубову — почти по пятнадцать тысяч десятин каждому. Графы Платовы имели семь тысяч двести десятин, поме­щица Серебрякова — несколько тысяч десятин и шахты. Коннозаводчик казак Корольков арендовал у Войска Донского около ста тысяч десятин, почти столько же — Букреев. На Дону хозяйничали немецкие колонисты, от- рубщики, арендаторы. В руках ста сорока трех семей донской казачьей знати находилось семьсот пятьдесят тысяч десятин земли. Жили на Дону и крупнейшие капиталисты — хозяин металлических заводов Пастухов, вла­делец паровых мельниц миллионер Паромонов38.

Хотя в силу исторически сложившихся условий эконо­мическое положение казака было более прочным, чем положение крестьянина (для Дона не характерен «лапот­ный» мужик), но идеи демократизма и даже социализма естественно проникали и в эту среду, особенно под влия­нием революционных событий 1905 года.

В. И. Ленин рассматривал трудовое казачество как часть народа, способную поддерживать демократическое движение. В 1906 году он писал: «...устали ждать рабо­чие,— волна забастовок стала подниматься все выше и выше; устали ждать крестьяне, никакие преследования и мучительства, превосходящие ужасы средневековой инквизиции, не останавливают их борьбы за землю, за свободу; устали ждать матросы в Кронштадте и Севасто­поле, пехотинцы п Курске, Полтаве, Туле, Москве, гвар­дейцы в Красном Селе, даже казаки устали ждать. Все видят теперь, где и как разгорается новая великая борь­ба, все понимают ее неизбежность..;»39

Уже в 1905 году многие казаки отказывались идти против народа, входили в контакт с рабочими. «Москов­ский пролетариат дал нам в декабрьские дни великолеп­ные уроки идейной «обработки» войска,— напр., 8-го де­кабри на Страстной площади, когда толпа окружила ка­заков, смешалась с ними, браталась с ними и побудила уехать назад,— писал Ленин.— Или 10-го на Пресне, ко­гда две девушки-работницы, несшие красное знамя в 10000-ной толпе, бросились навстречу казакам с крика­ми: «убейте нас! живыми мы знамя не отдадим!» И ка­заки смутились и ускакали при криках толпы: «да здрав­ствуют казаки!»40

Они часто были против исполнения ими полицейской службы, считая ее оскорбляющей достоинство; когда их вызывали на усмирение — нередко отказывались стре­лять. «Военная диктатура и военное положение заставят мобилизовать новые войсковые массы, а между тем уже теперь повторные мобилизации самых «надежных» войск, казачьих, привели к сильному росту брожения в разорен­ных казачьих станицах, усилили «ненадежность» этого войска»41,— писал В. И. Ленин в 1906 году.

На станичных сходах выносились решения — освобо­дить казаков от полицейской службы. Составлялись на­казы. В них из ста двадцати семи станиц только семь вы­сказывались за участие в подавлении революционного движения. Так, в станице Усть-Быстрянская сто четыре казака, урядники и крестьяне составили наказ, в кото­ром говорилось: «Все земли: казенные, помещичьи, мона­стырские и прочие-^должны быть переданы трудящему­ся населению. Запретить использование военной силы и посылку карательных отрядов для защиты крупных зем­левладельцев от голодных крестьян»42.

Это не значит, что среди казаков не было карателей. Были и нагаечники, доходившие порой до садизма. Но то, что находились казаки — и их становилось все боль­ше и больше,— которые нарушали военную присягу, шли на риск неповиновения приказам карателей, этого мы забывать не вправе. В «Тихом Доне» казаки ведут раз­говор:

«— Я, браток, в тысячу девятьсот пятом годе на усми­рении был. То-то смеху!

1 Война будет — нас опять на усмиренья будут го­нять.

2 Будя! Пущай вольных нанимают. Полиция пущай, а нам, кубыть, и совестно».

Нельзя проходить и мимо революционно-демократи­ческого движения в самом казачестве, взять хотя бы мас­совые выступления в 1910 году в Хоперском округе, ког­да были приговорены к разным срокам двести пятна­дцать человек.

«Беспорядки в Хоперском округе,— определил Столы­пин,— имеют корни в революционном движении, охва­тившем Россию... Контингент революционных казаков пополнился из бывших на усмирениях 1905—1908 гг.»43.

Или лагерные волнения, разразившиеся в разных дон­ских округах, когда для усмирения казаков бросали пе­хотные части, к суду были привлечены восемьсот два­дцать девять человек44.

Из верной опоры самодержавия трудовые казаки по­степенно, и чем ближе к 1917 году, тем заметнее и опре­деленнее, превращались во врагов царизма и буржуазии. Глубокий процесс классового расслоения в этот период, рост самосознания казаков, переносивших тяжесть вой­ны, обеспечили и развал фронта, и крах монархии, и про­вал корниловско-калединской авантюры. Вместе со все­ми фронтовиками казаки поддерживали братание, самовольно покидали фронт. Не оказали никакой поддержки свергнутому царизму.

Генералы не сумели поднять их на восстание против революции. Казачьи части изгоняли офицеров-корнилов­цев, арестовывали генералов, разоблачали их сторонни­ков в станицах. Мало того, они выражали недоверие Вре­менному правительству, Войсковому округу и Совету ка­зачьих войск, искали соглашения с большевиками.

Об этом говорят даже сами белогвардейские генераг лы. Краснов вспоминал о положении в армии после фев- рал Я!

«...Начались митинги с вынесением диких резолюций. Требовании отклонялись, но казаки сами стали прово­дить их в жизнь.

Казаки перестали чистить и регулярно кормить лоша­дей. О каких бы то ни было занятиях нельзя было ду- мать. Казаки украсились алыми бантами, вырядились и красные ленты и ни о каком уважении к офицерам не хотели слышать..,

Я стал собирать офицеров, комитеты и казаков, вести с ними горячие страстные беседы, возбуждая в них преж­нее полковое и вонпское самолюбие, напоминая о вели­ком прошлом и требуя образумиться.

«Правильно, правильно»,— раздавались голоса, тол­па кпк будто понимала и сознавала свои ошибки, хотела стать на правильный путь, но... раздавался чей-нибудь бесшабашный голос: «Товарищи! Это что же? Генерал- то нас к старому режиму гнет! Под офицерскую, значит, палку». И все шло прахом»45.

Ленин, имея в виду неудачу Каледина с его попыткой «поднять Дон» н корниловскую авантюру, писал в сен­тябре 1!)17 года:

«Вея сила богатства встала за Корнилова, а какой жалкий I! быстрый провал! Общественные силы, кроме богачей, можно усмотреть у корниловцев лишь двоякие: «дикая дивизия» н казачество. В первом случае это толь­ко сила темноты н обмана...

Что касается до казачества, то здесь мы имеем слой населения из богатых, мелких или средних землевладель­цев (среднее землевладение около 50 десятин) одной из окраин России, сохранивших особенно много средневеко­вых черт жизни, хозяйства, быта. Здесь можно усмотреть, социально-экономическую основу для русской Вандеи».

На этом некоторые критики ставили точку и говори­ли о том, как верно здесь предсказано казачье восстание. Однако у Ленина дальше следует: «Но что же показали факты, относящиеся к карииловско-каледияскому дви­жению? Даже Каледин, «любимый вождь», поддержан­ный Гучковыми/Милюковыми, Рябушинскими и К0, мас­сового движения все же не поднял!! Каледин неизмеримо «прямее», прямолинейнее шел к гражданской войне, чем большевики. Каледин прямо «ездил поднимать Дон», и все же Каледин массового движения никакого не под­нял...

Объективных данных о том, как разные слои и разные хозяйственные группы казачества относятся к демокра­тии и к корниловщине, не имеется. Есть только указания на то, что большинство бедноты и среднего казачества больше склонно к демократии и лишь офицерство с вер­хами зажиточного казачества вполне корниловское.

Как бы то ни было, исторически доказанной являет­ся, после опыта 26—31 августа, крайняя слабость мас­сового казаческого движения в пользу буржуазной контрреволюции»47.

Как видим, Ленин, указывая на социально-экономи­ческие условия для возможной русской Вандеи, не гово­рит, что она неизбежна, а, наоборот, принимает в расчет демократическое движение, все более переходящее в ре­волюционное наступление. Возможность и неизбеж­ность—разные вещи. Расчеты врагов на Вандею срыва­лись—вот что видел Ленин и точно определил, кому нужна была Вандея, кто ее разжигал. Пятьдесят деся­тин и больше имели хозяйства кулацкие, помещичьи. Что же касается бедноты —то на ее долю, как отмечалось в обращении Совнаркома к казачеству 26 ноября 1917 го­да, приходилось четыре-пять десятин на двор48.

О казаках в Петрограде после свержения монархии Ульянов писал: «Ночью сотни отдельными разъездами начинают собираться в казармах. Никто не в состоянии скрыть радости, повышенного настроения. Многие, рас­седлав лошадей, бегут в город, чтобы быть плечом к пле­чу с революционным народом. Возвращающиеся из разъ­ездов сообщили: «Стрельба везде, но когда узнают нас, кричат: «Это наши, это казаки! Дорогу казакам»49.

Всего за три дня до Октябрьской революции был на­значен в Петрограде казачий «крестный ход» как смотр сил контрреволюции. В Смольный пригласили предста­вителей от казачьих полков. Казаки заявили, что они не будут выступать против рабочих и солдат, и Временное правительство отменило демонстрацию.

«Отмена демонстрации казаков,— писал Ленин,—есть гигантская победа. Ура! Наступать изо всех сил и мы победим вполне в несколько дней?»50

26 октября (8 ноября) на Втором Всероссийском съезде Советов Ленин наметил основу для соглашения с трудовым казачеством, когда предложил специально оговорить в декрете:

«Б) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не кон ф и с куются»51.

В ноябре—декабре 1917 года Совет Народных Комис­саров заверил казаков: Советская власть не отнимет их «вольность», не будет вмешиваться в бытовые традиции; с них будет снята кабала службы; земля конфискуется только у казаков-помещиков, кто имеет тысячи десятин и.'in од но прибирает к рукам войсковые запасы; у трудо­вого казака землю никто не отнимет — она будет распре­делиться в соответствии с местными и бытовыми усло­виями; война разорила казаков, вытянула из них все со­ки— теперь они получат мир52. Это обращение принима­лось донцами и другими казаками с пониманием и со­чувствием. Сразу же после Октября казаки отказывались поддерживать контрреволюционеров.

«Никогда казачество не давало таких трещин в своих закостеиолых традициях,— писал в сборнике «Пролетар­ская революция на Дону» участник событий Г. Глухов,— как после Октябрьской революции.

Какой богатый материал был дан для работы казачь­ей мысли появившимися всюду большевиками со своими лозунгами о Советах, земле, фабриках, со своими прика­зами о новом военном укладе, выборном начале и т. д...»

На требование Войскового правительства — выпол­нить «священный долг казачества» — идти против боль­шевиков, Г. Глухов от имени полкового комитета заявил: «На кого мы будем наступать? Не на тех ли наших там­бовских и воронежских товарищей, с которыми мы так долго вместе лежали в окопах?»53

В рапортах, телеграммах в Новочеркасск командиры казачьих частей сообщали о нарушениях дисциплины, неповиновении, открытых симпатиях к красным. Когда Корнилов в письме к Духонину призывал «изменить ход событий, принявших гибельное для страны направление», и возлагал особую надежду на казаков, Духонин поме­тил на письме: «Казаки заняли непримиримую пози­цию— не воевать с большевиками».

И снова сошлемся на Ленина. В декабре 1917 года он говорит о том, что силы контрреволюции «предпринима­ют попытку организовать восстание на Дону. Эта попыт­ка безнадежна, так как трудовое казачество против ка- лединцев». В январе 1918 года Ленин подводит итог то­му, как складывались отношения с казаками: «Опыт Со­ветской власти, пропаганда делом, примером совет­ских организаций берет свое, и внутренняя опора Кале­дина на Дону теперь падает не столько извне, сколько из- внутри»54.

Многие казачьи части не только не поддерживали контрреволюцию, но подавляли ее в общем строю с рабо­чими и крестьянами. Приведем один документ от 28 ян­варя 1918 года:

«Мы, казаки 32 Донского казачьего полка, вернув­шись с фронта, признавая власть Народных комиссаров, постановили не расходиться по домам и вести борьбу с контрреволюционными войсками Каледина и К0 до тех пор, пока власть на Дону не будет вырвана из рук Ка­ледина и передана трудовому народу»55.

Это настроение распространялось и на другие казачьи полки.

Яркой страницей в историю Дона вошел съезд фрон­тового казачества в Каменской в январе 1918 года, ульти­матум Военно-революционного комитета Каледину от имени съезда о передаче власти, разгром отряда Черне- цова на реке Глубокой, посланного разогнать ревком, поход революционных сил на Новочеркасск.

Ленин в 1918 году не раз ссылался на откровенное признание активного деятеля контрреволюции на Дону М. Богаевского: «наше дело проиграно, потому что за большевиков громадное большинство населения даже у нас»56.

С сознанием полной обреченности уходит из жизни Каледин, покончив самоубийством. Вся военная опора его составляла сто сорок семь штыков.

В марте 1918 года был созван Первый съезд Советов Донской республики.

По многим станицам и хуторам проходиди собрания, на которых выносились постановления. В них выража­лось желание объединить трудовых казаков и крестьян, составить общий нерушимый лагерь, признать Советскую власть, провести в жизнь «все ее демократические нача­ла и бороться всеми имеющимися... силами против капи­тализма и бандитов, насильственно подрывающих авто­ритет Советской власти»57.

Трудовое казачество не хотело поддерживать контр­революцию. Интересно письмо генерала Алексеева рукд- водителю французской миссии в Киеве: «Казачьи полки, возвращающиеся с фронта, находятся в полном нравст­венном разложении. Идеи большевизма нашли привер­женцев среди широкой массы казаков. Они не желают сражаться даже для защиты собственной территории, ра­ди спасения своего достояния. Они глубоко убеждены, что большевизм направлен только против богатых клас­сом, буржуазии н интеллигенции, а не против области, где сохранился порядок, где есть хлеб, уголь, железо, нефть...

Мы могли бы уйти на Кубань. Но и Кубанское войско выдерживает натиск большевиков только при помощи добровольческих частей, так как и кубанские казаки нравственно разложились»58.

Ист смысла, конечно, выпрямлять пути, пройденные трудовым казачеством в годы революции. Они были не­легки, запутанны и часто трагичны.

Это было время разрухи, общей усталости. Давил мо­рально и экономически Брест, тяжелую необходимость которого не все понимали. Отсутствовала связь с. горо­дом по части экономической, окончательно упали в цене деньги, прибавилась ко всему вызванная исключительны­ми обстоятельствами продразверстка. В деревне и этого времени, хотя все пришло в заметное движение, еще чув­ствовался мрак, сюда не доходили даже газеты, многое определялось по слухам.

Па Дону была сильна верхушка казачества. Трудово­му казаку, стремившемуся к новому порядку, приходи­лось преодолевать влияние атаманщины с ее опорой на крупнейших владельцев, кулацкие и военные верхи, на вооруженную помощь немецких оккупантов и интервен­тов Антанты, на идеи сословной обособленности и сепа­ратизма. Больше того, надо было преодолеть натиск актайных сил общероссийской реакции. Открыто орудовало слетевшееся на Дон контрреволюционное воронье — ге- и ер алы, фабриканты, миллионеры, всякие политические деятели, попы, архиереи, представители соглашательских партий, придворные. Они собирали силы для свержения Советской власти, стремясь превратить Дон в Вандею; перетянуть казаков на свою сторону, сбить их с толку, опутать лживыми лозунгами, обещаниями, запугать.

Чем запугивали казака заправилы контрреволюции? Кричали, что большевики, Советы отберут у всех землю, дома, разрушат территориальную целостность Области, насильственно объединят в коммуны или вовсе сгонят с донской земли и заселят ее «мужиками», будут мстить за участие в карательных отрядах, закроют церкви, от­менят народные традиции. Сами они при этом всячески демонстрировали свою преданность бытовым традициям, обращались к истории Дона, воинственной старине, спе­кулировали даже на именах вожаков народных восста­ний— Разина, Булавина.

Вся эта пропаганда широко распространялась через печать, на митингах и собраниях, с амвона церкви, в лис­товках.

В этих условиях роль субъективного фактора была далеко не второстепенной, как представляется некоторым исследователям «Тихого Дона».

Борьба за трудового казака была делом важнейшим для всего государства. Второй Всероссийский съезд Со­ветов 8 ноября 1917 года принял обращение к «братьям- казакам»59.

16 января 1918 года к казакам обращается Третий съезд Советов. Он определял обстановку так:

«С первых же дней великой рабочей и крестьянской революции, происшедшей в октябре прошлого года, ра­бочие и крестьяне верили, что трудовое казачество не пойдет против трудящегося народа, а примкнет к той ве­ликой борьбе против богачей и поработителей... Вы оправдали нашу надежду, товарищи трудовые казаки...

Всероссийский съезд гордится вами, братья трудовые казаки. Вы объявили войну врагам народа — Каледину; Милюкову и их шайке...

Боритесь дальше. Сотрите с лица земли врагов наро­да. Выгоните Каледина и всех, кто с ним, из Новочеркас­ска, очистите эту землю от контрреволюционных банд».

Осенью 1918 года, чтоб высвободить колеблющийся народ Дона из-под влияния активно действовавших контрреволюционеров, ВЦИК и Совнарком еще раз за­верили, что Советская власть никакого расказачивания, никакой ломки строевого и экономического быта, затра­гивающей интересы трудящихся Дона, не допустит, на их веру и бытовой уклад не покушается. «Советская власть предоставляет казачеству полную самостоятель­ность в деле устроения своей жизни, своего быта»61.

От имени Совнаркома Реввоенсовет республики рас­пространял на Южном фронте обращение: если казаки, втянутые в белогвардейскую авантюру, сложат оружие и подчинятся Советской власти, они не понесут ника­кого наказания, им будут прощены все преступления, которые они совершили против народа на службе у Крас­нова, им будет обеспечен мир, спокойствие и независи­мость.

В декабре 1919 года к казакам Дона, Кубани, Терека, Уральска, Сибири и Оренбурга обратился Седьмой съезд Советов. Он подробно разъяснил все то, что служило опорой вражеской пропаганды и склоняло казаков на их сторону: «Вас долго обманывали, братья казаки. Генера­лы и помещики говорили вам, будто Советская власть хочет отнять у вас земли, разрушить ваш быт, закрыть церкви, насильно ввести в коммуну»62.

Съезд заверил казаков, что будут прекращены все злоупотребления со стороны недостойных представите­лей власти.

Па этой основе устанавливались правильные взаимо­отношения с трудовым казачеством. И политические ра­ботники очень много сделали, чтоб просветить народ, разъяснить суть политики Советской власти, парали­зовать вражеское влияние. Но отдельные советские работники допускали грубые ошибки, которые играли на руку врагам. Важнейшие директивы, обращения Совет­ского правительства порой не доводились до сведения на­селении Дона, узаконенные меры подменялись произ­вольными решениями — взять хотя бы случаи конфиска­ции земли у середняков, насильственное создание ком­мун, стихийные реквизиции. На местах становилось правилом не считаться с традициями казаков, их стрем­лениями к участию в общественной жизни. Губительно сказывался и анархизм. «Преступные бандитские и деклассированные, недемобилизовавшиеся еще, анархически настроенные солдатские элементы, примазавшиеся и втесавшиеся в эти (красногвардейские.— Ф. Б.) отряды, нещадно чернили и пятнали всю пришедшую на Дон Красную гвардию»63.

От анархистов, прикрывающихся революционной фразой, авантюристов, их необузданного своеволия, де­морализации, пьянства, террора страдали жители Росто­ва, Екатеринодара, хуторов и станиц, воинские части. Казаки, привыкшие к строгому порядку, не могли с этим мириться.

В. А. Антонов-Овсеенко в книге «Записки о граждан­ской войне» рассказывает о многих фактах бестактно­сти, в том числе религиозной, и делает вывод: «Переги­бы... давали кулацким контрреволюционным элементам острый материал для развертывания своей подрывной работы»64.

Это резко усугубляло и без того сложную обстановку, вызывало недоверие, сомнения. Но все же правильная общая политика Советской власти:, привлекавшей к себе всех трудящихся, настойчивое стремление установить дружбу с трудовым народом Дона приближали казаков и расшатывали до основания белогвардейский тыл. Возь­мем хотя бы разложение красновщины. 13 октября 1918 года «Известия ВЦИК» сообщили о восстании мо­лодых казаков, которое закончилось боями с каратель­ными экспедициями. Подобные столкновения происходи­ли в Урюпинском, Усть-Медведицком, Ростовском, Та­ганрогском округах. Казаки отказывались идти на фронт. «Правда» в октябре и декабре писала о том, как на ми­тингах, уклоняясь от мобилизации, казаки выступали щ Советскую власть. В Миллерове, когда привезли ране­ных, толпа кричала: «Не дадим сыновей на убой! Долой атамана Краснова!»

30 декабря 1918 года К. Мехоношин сообщал Ревво­енсовету республики: «Имеющиеся данные о Донской ка­зачьей армии говорят за то, что разложение ее идет быстрыми шагами, понижая с каждым днем ее боеспо­собность, и в настоящее время нам приходится сталки­ваться лишь с частичными наступательными операциями в тех местах, куда сосредоточивается небольшая группа особых карательных отрядов, под давлением которых прочими казаками ведется бой, и то только на территории Донской области. Но с каждым боем ряды этих ка­рательных частей редеют и их влияние на прочие каза­чьи полки слабеет. О поднятии старого духа Дона не мо­жет быть и речи, т. к. вождь их — Краснов в широких кругах не пользуется авторитетом». I

Далее там же отмечалось, что казаки отказываются от мобилизации, несмотря на строгость карательных мер. На фронте «сплошь и рядом боевые приказы не выполня­ются и подвергаются на митингах обсуждению. Растет недовольство офицерами. Дезертирство с каждым днем увеличивается и на некоторых участках фронта принима­ет массовый характер, Всюду замечается нежелание вое­вать»65.

В начале 1919 года казаки бросают позиции, уходят в тыл. Станицы поднимают восстание против Краснова и обращаются к красным за помощью — спасти их от ка­рательных отрядов. На полковых митингах выносятся по­становления— с Советской властью не воевать. Полки гамн создают ревкомы.

Семь станиц во главе с Вешенской подняли восстание против Краснова, перебили офицеров. 5 января станичный сбор в Вешенской постановил послать делегацию для пе­реговоров, упразднить карательные отряды, освободить арестованных. 28-й Донской казачий полк бросил позиции у Калача, пошел в Вешенскую искать Краснова, чтоб рас­правиться с ним. От имени полка был издам приказ: «Всем гражданам станицы соблюдать тишину, порядок, спокой­ствие, дабы было возможно мирно ликвидировать гнездо предателей, грабителей и мародеров красновцев, им мес­та нет между честных людей родного Дона. Они нагло навязали трудовому казачеству и крестьянству брато­убийственную бойню и, прикрываясь именем Бога, про­изводили сотни тысяч расстрелов лучших людей земли русской и Дона, десятки тысяч томятся в тюрьмах наших братьев, сотнями ударов шомполов секли наших братьев. Царство насильников кончилось...

Так пусть же будет наша власть трудового казачест­ва, крестьянства и рабочих, с нами Бог правды, справед­ливости и братства»60.

К 3 февраля полностью сдали оружие 25, 26, 27-й кон­ные, 24-й и 25-й пешие полки. После митинга в открытом поле казаки проводили командный состав Красной Ар­мии криками «ура!».

В станице Кумылженской население встречает совет­ские части хлебом и солью. Политкомы устраивают ми­тинги среди населения. В Синяевке после митинга казаки постановили собрать тысячу пудов хлеба в пользу семей павших красноармейцев-москвичей.

3 февраля в Филоновской 700 человек отказались на­ступать. Многие были приговорены к расстрелам и арес­тантским отделениям.

4 февраля в Бутурлиновке состоялся многотысячный митинг жителей и красноармейцев. Была устроена демон­страция протеста по поводу убийства Либкнехта.

На фронте 9-й армии шло братание казаков с крестья­нами.

8 февраля к нашим передовым частям пришла делега­ция Краснокутского района — просили помочь против красновской мобилизации. Казаки помогли красноармей­цам взять Краснокутскую.

10 февраля советские части при вступлении на станцию Попасную были встречены населением криками «ура!».

13 февраля разведка курского полка попала в плен. Вернулась и привела с собой 150 казаков.

«Прекратить сопротивление», «Сложить оружие», «На­доело воевать», «Арестовать контрреволюционных офице­ров», «Идти на Краснова» — вот лозунги трудового каза­чества в январе—феврале 1919 года67.

В станице Казанской казаки перебили своих офице­ров, собрались— больше десяти тысяч — на митинг и приняли такую резолюцию:

«Советская власть показала себя при всех тяжестях положения в стране честной и боевой защитницей инте­ресов трудящегося народа России: и рабочих, и кресть­ян, и казаков. Пусть эта власть объединит нас с осталь­ной социалистической Россией для мирной, братской, трудовой жизни...

Долой, белые кровопийцы, с нашего Дона. Мы твердо берем винтовку и говорим: «Смерть вам, предатели».

Привет! Горячий привет тебе, Владимир Ильич, не­преклонный борец за интересы трудящегося народа. Мы становимся бесповоротно под красное знамя, находящее­ся в твоих руках»68.

Командующий Донской белоказачьей армией генерал Денисов 14 февраля 1919 года в своем докладе так писал о причинах поражения белогвардейских войск:

«Чрезвычайно большую роль сыграла агитация боль­шевиков... Переход к красным как боевых частей, так и станиц сначала выражался в пассивной форме, в не* желании сражаться с красными, а затем и в активной — в переходе к красным и в борьбе со своими братьями.

Измена населения общему делу, переход станиц на сторону красных и признание ими Советской власти...

Наконец, весь этот тыловой развал, вся эта тыловая агитация, гибелыю отразившаяся на положении нашего фронта...»69

Bi?i6op был сделан большинством казаков. Семьдесят тысяч человек из Донской армии сложили оружие и только пятнадцать тысяч ушли за Северный Донец. Пол­ностью освобождены Усть-Медведицкий, Хоперский, Верхне-Донской, 2-й Донской округа и большая часть Дотецкого и Сальского округов. Красная Армия дошла до Северного Донца и Маныча.

Трудовое казачество приступило к установлению но- В0Г9 порядка. Теперь задача состояла в том, чтоб закре­пить усдех на основе деклараций 1917 года и ленинской программы завоевания средних слоев крестьянства. Но все же выполнить полностью эти задачи не удалось. Боль­ше того: вскоре поднялось восстание.

А. Серафимович тогда же объяснил это, прежде все­го, неправильным отношением к трудящимся Дона:

«А население?

Его не видели. Мимо него шли к Новочеркасску. По­беды заслонили и население, его чаяния, его нужды, его предрассудки, его ожидания нового, его огромную 119* требность узнать, что же ему несут за красными рядами, его особенный экономический и бытовой уклад»70.

Вместо гибкой политики, учитывающей естественны^ трудности перехода к новой форме государственности, на Дону стало проводиться так называемое «расказачу вание», извратившее линию Советской власти. Это вьь звало повсеместное восстание донских станиц.

Из чего исходили вдохновители политики «расказачи- ваиия» — некоторые деятели Донского бюро, в особенно­сти С. Сырцов и прсдреввоенсовета Л. Троцкий? Дон-?- очаг контрреволюции, почти все казаки — реакционная сила, орудие произвола и насилия, нагаечники, опричнй* ки. На Дону — единая сословная нерушимая связь тру* жеников с паразитами, бедняков с богачами. Это и со­ставляет основу донской контрреволюции. Казачество в целом — слепое и тупое орудие в руках монархистов-по­мещиков, генералов и реакционных политических дея­телей.

В феврале 1919 года появилась, например, статья, которая называлась: «Борьба с Доном». В ней были сплошные выпады против казачества, его быта, истории:

«Дон выступил против нас, против русского револю­ционного трудового народа, выступил в своей прежней исторической роли разбойника, душителя всяких свобод­ных начинаний в России...

Казачество для России всегда играло роль палача... У казачества нет заслуг перед русским народом и рус­ским государством...

Стомиллионный русский пролетариат не имеет 'ника­кого нравственного права применить к Дону великоду­шие»71.

Отсюда линия — на расказачивание...

Эта установка, сказавшаяся на поведении многих ра­ботников на Дону, компрометировала в глазах народа Советскую власть, ее гуманистическую природу. Воспи­тательные меры подменялись карательными, классовая борьба — борьбой с казачеством в целом. Оправданием служило то, что на Дону якобы восемьдесят про­центов населения чужды Советской власти, все осталь­ные— пассивны, то есть нет там для нас никакой опоры. Если учесть, что казаки составляли 43 процента, то сколько же крестьян зачислялось в тот же враждебный ла­герь?.. Получалось так, что декреты Советской власти, Конституция, решения VIII съезда партии будто бы сов­сем не относились к казачеству. Часто брались под подо­зрение даже донские коммунисты, отдельные советские работники, командиры только потому, что они были ка­заками.

Когда коммунист В. С. Ковалев, прошедший воен- но-полевой суд, каторгу, Петропавловку, ссылку в Си­бирь и ставший после революции видным советским ра­ботником на Дону, предлагал — а это было накануне вос­стания— опереться на опытных людей из казаков, в том числе и беспартийных, на это отвечали: «Донское бюро РКП самым решительным образом отвергает и всякую мысль о правительстве с беспартийными... В «правитель­ство» уже на Дону играли, когда выявились тенденции заигрывать с казацкими федералистичёскими вожделе­ниями»72. Так «обосновывалась» практика отстранения от деятельности не только рядовых казаков, но даже опытных и известных на Дону руководителей из народа и назначения нередко таких, которые не имели никакого представления о местных условиях, о народе, о его образе жизни, Обычаях...

И так случалось не только в станицах и хуторах. Рос- тово-Нахичеванский на Дону Военно-революционный комитет, 'опиравшийся на пролетариат, докладывал в марте 1919 года в Москву, что «случайные» лица, обле­ченные «особыми» полномочиями, вместо того чтоб помо­гать по-товарищески, умеют только «диктовать, предпи­сывать, и притом чуть ли не без права апелляции». «В ре­зультате— трения, нам ставят палки в колеса, работа и у нас тормозится, энергия падает...»73

Донское бюро стало проводить тактику полного и ре­шительного «расказачивания». Это касалось хозяйствен­ных устоев, правового положения и быта всего казачест­ва. Борьба приняла форму «огульного обвинения казаков в контрреволюционности»74. Середняки, а порой и ка­зачья беднота рассматривались в общей массе с эксплу­ататорами. Методы советского строительства подменя­лись самоуправством.

Один из главных работников Донбюро С. Сырцов в январе 1919 года обосновал такую линию: «Принимая во внимание, что значительная часть Донской области по самой природе своей враждебна социалистической вла­сти, что отдельные сочувствующие единицы тонут в море темной невежественной буржуазной казачьей массы («трудовое революционное казачество» больше существу­ет как агитационная формула, чем на самом деле),— предоставить самой массе, почти однородной в экономи­ческом отношении, строить местные органы власти было бы ошибкой». «Нельзя доверять населению Дона»75.

Считался порою нормальным и такой ход дела. «По­беды Красной Армии вдохнули уверенность в крестьян,— обобщал «положительные» итоги своей деятельности С. Сырцов в апреле 1919 года,— и они начинают распра­ву с казачеством... Ревкомы под влиянием требований крестьян переименовывают станицы и хутора в волости и деревни (это, может быть,'на первый взгляд и мелочь, но для казачества, так дорожащего своими традициями

и бытовыми особенностями, не остается иллюзией:, начи* нается «расказачивание» казачества, то,, чего оно так- бо­ялось)... В целом ряде станиц и хуторов выводится из обихода слово «казак»... Станицы в Миллеровском.рай­оне... обезлюдели. Казаки с семьями и кое-каким иму­ществом ушли с отступающей армией, зная, что остав­шихся ждет крутая расправа...

Общие условия заставляют нас, идя навстречу кре­стьянам (за исключением самих верхушек), сделать их своей опорой в деле ликвидации казачества...»76

Появились распоряжения о реквизициях, контрибуци­ях без разбора, уплотнении станиц, распылении каза­чества, всяких новых административных делениях, за­прещалось носить лампасы, собирать ярмарки, изжива­лись названия «станица», «казак». Были случаи, когда комиссарами в станицы назначали австрийских военно­пленных. Такое грубое вмешательство в бытовые тради­ции в корне противоречило политике партии. 3 июня 1919 года Ленин телеграфировал Реввоенсовету Южного фронта, он отменял головотяпские распоряжения и напо­минал о крайней осторожности в подходе к населению, его традициям, недопустимости всякой ненужной ломки, озлобляющей народ77.

Но даже и эта телеграмма не отрезвила зарвавших­ся «руководителей». «Они придерживались старой линии «расказачивания» и этим занесли серьезный вред Рес­публике»,— говорится в «Истории Коммунистической пар­тии Советского Союза»78. «Все это озлобило казачество, увеличило число противников Советской власти»79.

Белогвардейская пропаганда использовала эти фак­ты. Кричала о насилиях, о том, что коммунисты ведут борьбу со всем народом, не только крупными, но и мел­кими собственниками. Распространялись копии непроду­манных приказов и распоряжений в качестве агиток:

Политика «расказачивания» воспринималась многими коммунистами как явление чуждое, насквозь преступное и авантюристическое. В. А. Антонов-Овсеенко писал в 1933 году, что «целый ряд ответственных работников предостерегал от этого шага»80, то есть «расказачива­ния». Из этого факта не делали секрета наши опытные руководители в центре и на местах, протестовали, осве­щали истинное положение в докладах, письмах, цен­тральной печати. Вот их высказывания.

Казачий отдел В ЦИК докладывал Совету Народных Комиссаров в июле 1919 года: «С начала же Октябрь­ской революции на сторону Советской власти стал тру­довой казак и оказал резкое сопротивление своим контр­революционным элементам тем, что, во-первых, послал своих представителей во В ЦИК, и, во-вторых, тем, что повел активную борьбу с генералами, помещикахми и ка­питалистами, не только своими, но и с успевшими спря­таться в казачьих областях из центральных губерний России. Стоит только вспомнить 1, 4, 14, 32-й и 37-й каза­чьи полки, поехавшие на Дон, организовавшие там борь­бу и добившиеся было полного торжества Советской вла­сти на Дону, а Кубанская 5-я дивизия на Кубани,.. В де­кабре прошлого года и в январе нынешнего кто как не трудовые казаки помогли очищению части Донской обла­сти от красновских и деникинских банд... Таким образом, казалось бы, задачи Советской власти должны были по­лучить правильное разрешение, так как и трудовое рево­люционное казачество было на стороне Советской вла­сти...» Однако некоторые ответственные руководители «не только не пожелали глубже заинтересоваться для пользы дела пролетарской революции казачьим бытом и историей, но и часто слепо, не предвидя дальнейшего хода событий, заявляли категорически о немедленном уничтожении казачества как такового... Ни казацкие бунты против Московской-власти в прежние века, ни бун­ты Стеньки Разина, Емельяна Пугачева и других, нако­нец, бунт казаков северных округов Донской области, отдела Кубанской области в 1905 году ими не был учтен, и Сибирского в 1914 году... На массовый террор без раз­бора (доказательного материала достаточно дано пре­зидиуму ВЦИК) население казачьих областей ответило массовыми восстаниями, и много тех средних элементов казачества, которые могли бы примкнуть к общей про­летарской семье и повести с ней борьбу с Деникиным и их прихвостнями, отшатнулись от Советской власти и очути­лись в лагере Деникина...»

Казачий отдел предлагал отменить неправильные при­казы и распоряжения, изданные местными властями, за­менить в необходимых случаях работников в революци­онных комитетах, строить Советскую власть на Дону в соответствии с духом законодательства Республики, назначать комиссарами также и казаков81.

Практика голого администрирования, неоправданно­го применения военной силы вызывала несогласие и в са­мом Донбюро, и в Реввоенсовете Южного фронта, и осо­бенно среди рядовых советских руководителей на Дону, политработников и? командиров.

Вот что писал член Реввоенсовета Южного фронта Г. Сокольников: «Восстание в Вешенском районе нача­лось на почве применения военно-политическими инстан­циями армии и ревкомами массового террора по отноше­нию к казакам, восставшим против Краснова и открыв­шим фронт Советской власти»82»

Впечатления К. Краснушкина, члена партии, коман­дированного из Москвы в Хоперский округ: «Деятель­ность ревтрибунала*., с безапелляционными приговорами без участия защиты при закрытых дверях была настоль­ко вызывающа и настолько не соответствовала духу пар­тии и Советской власти, что это бросается в глаза при по­верхностном ознакомлении с его делами... Дело в том, что трибунал разбирал в день по 50 дел, а по этому мож­но судить, насколько внимательно разбирались дела... С самого начала моего приезда я с помощью товарищей коммунистов из центра провел энергичную работу с рай- бюро и ревкомом, настойчиво требуя смещения состава^ ревтрибунала и предания его суду. Этого удалось почтл добиться, однако наступил острый момент восстаний и, наконец, эвакуаций, почему разрешение этого вопроса было отложено. Начало восстаний было положено одним из хуторов, в который ревтрибунал в составе Марчевского, пулемета и 25-ти вооруженных людей въехал для того, чтобы, по образному выражению Марчевского, пройти Карфагеном по этому хутору»83.

Подобные факты изложили в своих докладах заве­дующий продотделом Морозовского райревкома Г. Дон- сков, член Казачьего отдела ВЦИК М. Данилов, член партии, командированный из Москвы в Хоперский округ М. Нестеров, сотрудники ВЧК Смирнов и Балакирев и другие.

В докладах и письмах, как правило, выражалось мне­ние, что при другом — более тактичном— обращении тру­довые казаки надежно перейдут на нашу сторону. Полит­работник И. Е. Потемкин даже полагал: «Казак в общем развитее крестьянина, и если подходят к нему осторожно, он легче усваивает все новшества Советской власти. На строение казачества главным образом определяется со­циально-экономическими условиями, в которых он нахо­дится, но можно перестроить и его миропонимание. Хо­роший партийный советский работник на Дону должен знать особенности казачества и играть на душевных свойствах его, и как только казак принимает сторону убе­дившего его, то он идет напролом...»84.

. Дивизионный политком С. Попиралин так передавал сноп впечатления: «...среди них слишком много суеверий к нам, потому что много запуганы Красновым, но масса очень добродушно везде принимает нас»85.

О положении на Дону докладывал 8 июля 1919 года Ленину и Калинину командир Красной Армии Ф. К. Ми­ронов. Он сообщил о том, что еще 15 марта 1919 года Реввоенсовет Республики и Главком разрешили ему фор­мировать казачью дивизию. Но потом по неизвестным причинам решение было отменено. Не приняты были if его предложения об отношении к трудовому донскому казачеству.

По мнению Миронова, в старом поколении казаков заметна власть реакционных традиций. Но не менее вли­ятельно стало и то новое настроение, которое принесла революционная эпоха и которое заставило фронтовое ка­зачество идти в ногу с общей солдатской массой. Послан­ное, например, в конце 1917 года на борьбу с большеви­ками в Екатерииославской губернии и Донецком бассей­не ^фронтовое казачество не поддержало своего началь­ства п осталось верным трудовому народу». Миронов напомнил об отказе 32-го, 37-го и других полков «от выполнения боевого приказа под г. Александровском, причем 32-й полк был встречен большевиками с музы­кой».

Далее Миронов писал о трагедии фронтовиков, кото­рым трудно было потом, в 1918 году, оторванным от поли­тических центров, предоставленным самим себе, разо­браться в обстановке: с одной стороны — давили отцы и деды, духовенство и офицерство; с другой стороны — «в этот момент (март—апрель) окраины Дона начали под­вергаться безудержному разгулу провокаторов, вливших­ся в огромном числе в тогдашние красногвардейские ря­ды: пылали отдельные хутора, обстреливались церкви артогнем во время богослужения и т. п. Генералы Ма­монтовы, полковники Застегаевы ликовали: поводы к ка­зачьему восстанию сама революция вкладывала в-руки этих жандармов царя. Эта тяжелая драма фронтового казачества будет когда-нибудь освещена беспристраст­ною историей...»

События настолько сложны, докладывал Миронов, что «ум станичника бессилен разобраться». Он предлагал сделать главный упор на политическое просвещение ка­зачьих масс.

«Исходя из этого,— докладывал Миронов, глубоко убежденный, что казачество не так контрреволюционно, как на него смотрят и стараются обрисовать, и что прак­тичностью и умелой политической работой его вновь мож­но вернуть в стан борцов за пролетарские интересы,— я, уезжая на Западный фронт, 15 марта предложил Рев­военсовету Республики такие мероприятия:

«Чтобы казачье население удержать сочувствующим Советской власти, необходимо:

5 Считаться с его историческим, бытовым и религиоз­ным укладом жизни. Время и умелые политические ра­ботники разрушат темноту и фанатизм казаков, привитые вековым казарменным воспитанием старого полицейско­го строя, проникшим во весь организм казака.

6 В революционный период борьбы с буржуазией, по­ка контрреволюция не задушена на Дону, вся обстановка повелительно требует, чтоб идея коммунизма проводилась в умы казачьего и коренного крестьянского населения путем лекций, бесед, брошюр и т. п., но ни в коем случае не насаждалась и не прививалась насильственно, как это «обещается» теперь всеми поступками и приемами «слу­чайных коммунистов».

. 3. В данный момент не нужно бы брать на учет живо­го и мертвого инвентаря, а лучше объявить твердые це­ны, по которым и требовать поставки продуктов от насе­ления, предъявляя это требование к целому обществу данного населения, причем необходимо считаться со сте­пенью зажиточности его.

4. Предоставить населению под руководством опыт­ных политических работников строить жизнь самим, строго следя за тем, чтобы контрреволюционные элемен­ты не проникали к власти, а для этого:

: 5, Лучше было бы, чтобы были созваны окружные съезды для выбора окружных советов и вся полнота влас­ти передана была бы исполнительным органам этих съездо®, а не случайно назначенным лицам, как это сделана теперь. На съезд должны прибыть крупные политические работники из центра. Нельзя не обращать внимания на невежественную сторону казачества, которое до сих пор не видело светлых политических работников и всецело находилось в руках реакционного офицерства и духовен­ства и т. д.».

Миронов говорит далее, что эти его предложения не были рассмотрены, хотя поданы были своевременно. Он продолжал:

«И только один человек понял меня, только один че­ловек согласился со мною — товарищ Аралов. Он на мо­ей записке написал: «Всецело присоединяюсь к политиче­ским соображениям и требованиям и считаю их справед­ливыми. Член РВС Аралов».

И если бы все согласились, как согласился т. Ара­лов,— теперь мы Донского фронта не имели бы. Будем ли мы и дальше слепы? Нет, это стоит слишком дорого»86.

В марте к предложениям Миронова присоединился и главком II. И. Вацетнс. Еще более важно — их одобри­тельно принял Ленин. Но они стали известны ему лишь в июле. Участник беседы комиссар Казачьего отдела ВЦИК М. Макаров так передает слова Ленина: «Жаль, что вовремя мне этого не сообщили». И о Миронове: «Та­кие люди нам нужны. Необходимо умело их использо­вать».

В. И. Ленин и М. И, Калинин обещали Ф. К. Мироно­ву, всяческое содействие87.

Почему же письмо Ф. К. Миронова запоздало?

Дело обстояло так. Реввоенсовет Южного фронта до­ложил о предложениях Миронова Троцкому. При этом было высказано: предложения Миронова расходятся с осуществляемым курсом, его вмешательство в политику способно принести только вред и вообще его пребывание на Дону нежелательно, как еще раньше докладывал Сырцов,— выступления Миронова вносят, дескать, боль­шую смуту. Троцкий после «криминальных» предложений убрал его с Дона под видом повышения в должности и пе­ревел на Западный фронт, запретил формировать каза­чью дивизию.

Миронова удалили... Его предложения скрыли, дабы ничто не мешало проводить курс «на ликвидацию контр­революции»... Все, что говорил Миронов об извращенияхполитики, о преступной линии Троцкого на Юге,— «пред- реввоенсовета» объявил демагогией предателя.

Интересны документы, связанные с деятельностью В. Трифонова на Дону, комиссара Особого экспедицион­ного корпуса, члена Реввоенсовета Республики. Они пол­ностью подтверждают все то, о чем говорилось выше. Он писал А. Сольцу: «Прочитай мое заявление в ЦК партии и скажи свое мнение: стоит ли его передать Ленину? Если стоит, то устрой так, чтобы оно попало к нему. На Юге творились и творятся величайшие безобразия и пре­ступления, о которых нужно во все горло кричать на пло­щадях, но, к сожалению, пока я это делать не могу. При нравах, которые здесь усвоены, мы никогда войны не кончим... Южный фронт — это детище Троцкого и являет­ся плотыо от плоти этого... бездарнейшего организатора. Публике нашей нужно обратить серьезное внимание. Ар­мию создавал не Троцкий, а мы, рядовые армейские ра­ботники. Там, где Троцкий пытался работать, там сейчас же начиналась величайшая путаница»88.

А Вот листовка, подписанная членом Реввоенсовета Республики Трифоновым:

«...Действия отдельных негодяев, примазавшихся к Советской власти и творивших преступления и беззако­ния на Дону, на которые ссылаются белогвардейские захребетники, со всей строгостью осуждены центральной Советской властью. Часть этих негодяев уже расстреля­на, часть ждет своей участи и будет расстреляна, как только виновность их будет установлена. Советская власть не может и не будет потакать врагам народа, не­годяям, злоупотреблявшим своею властью,— их ждет бес­пощадная кара...

Вам, трудовые Донские Казаки, при посредстве Со­ветского правительства протягивают свою руку помощи и дружественной поддержки многомиллионные трудовые массы Советской России...»89

Донская проблема обсуждалась в печати. В «Извести­ях» с рядом ярких размышлений по этому поводу высту­пили В. Свешников, Н. Беляков-Горский, Т. Седельни­ков90. Дон может стать советским, казак должен быть за­воеван— вот о чем писали в прессе. И эти надежды оправдывались. Несмотря на то, что конфликт принял форму вооруженной борьбы, трудовой народ Дона посте­пенно осознавал, что он вступил на неверный путь, борясь.с Советской властью и невольно поддерживая своих врагов — белогвардейцев, Деникина. На тяжелом опыте казаки убеждались, что им ближе Красная Армия, и пе­реходили в ее ряды.

М. И. Калинин отмечает в 1919 году: «...у нас—самые лучшие кавалеристы-казаки, перешедшие от Деникина, и теперь мы уже деникинских казаков бьем советскими ка­заками»91.

В декларации Казачьей секции VII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1919 года) отмечалось: «Ряды трудового казачества, своей кровью искупающего грехи прошлого, растут и увеличиваются. Из красных казаков Советская власть создает свои дивизии и корпуса. Рань­ше других проснулось трудовое казачество Дона»92.

В обращении к трудовому казачеству VII Всероссий­ского съезда Советов говорилось: «Советская власть чуж­да мести. Она готова предать забвению ваши заблужде­ния, ваши прошлые грехи, ваше преступное участие в борьбе с Рабочс-Крестьянской Россией... Советская Власть протянет вам руку примирения, встретит вас как раскаявшихся братьев»93.

Правительство разрабатывало новые законы. Взять хотя бы амнистию, объявленную северокавказским крае­вым военным совещанием в июле 1921 года всем трудо­вым казакам и крестьянам, втянутым в контрреволюци­онные банды94.

В том же году состоялась встреча М. И. Калинина с казаками Петровской станицы Хоперского округа, быв­шими повстанцами.

«Я... приехал узнать ваши нужды,— начал Калинин — Можете каждый говорить, кто что хочет, никто не будет привлечен за свои слова. Можете говорить как на духу... Ладите ли вы с исполкомом?.. Не груб ли он?..

Казаки. Ничего, мы довольны.

Калинин. Если будут неправильные распоряжения, то вы их исполняйте, а потом приезжайте ко мне в Моск­ву, там не звери живут, не укусят. Расскажите мне, в чем дело, и я пришлю сюда человека, который все рассле­дует и накажет, если неправильно делалось.:. Вон наши крестьяне, они никогда не скажут: долой Советскую

» V ПС

власть, а они говорят: долой комиссара, если плохой»*3.

К донским событиям возвращались потом военные ис­торики— В. А. Антонов-Овсеенко и Л. С. Дегтярев. Они говорили о том, как важен трезвый учет тех ошибок, ко* рые были допущены, особенно в 1919 году. ^ -

• В «Истории Коммунистической партии Советского Со­юза» сказано:

«Большие трудности были на Дону. Здесь в начале весны советские войска достигли крупных успехов, но за­крепить их не смогли. Серьезную угрозу тылу 8-й и 9-й армий Южного фронта создал антисоветский мятеж дон­ских казаков в станицах Казанская и Вешенская, распро­странившийся затем на северную часть Донской области. Почвой для мятежа были колебания среднего крестьян­ства, которые захватили и среднее казачество. Но эти колебания не имели бы таких последствий, если бы не серьезные ошибки, допущенные в решении казачьего во­проса. Классовый подход к казачеству был нарушен, при­менялись репрессии не только к казакам-кулакам, вое­вавшим против Советской власти, но и к обманутым ими середнякам. Местные ревкомы проводили «расказачива­ние»... Все это озлобило казачество, увеличило число про­тивников Советской власти. Попытки командования Кра­сной Армии подавить мятеж оказались безрезультатны­ми»96.

Что же из всего этого следует? Вполне очевидно, что колебания трудового народа Дона нельзя объяснять толь­ко двойственной природой промежуточных слоев.

Исторические документы свидетельствуют о двух ли­ниях в подходе к сложной донской проблеме. Первая ис­ходила из классового принципа. Она была рассчитана на соглашение с трудовым народом Дома, привлечение его на сторону Советской власти методами агитации, опытом революции и советского строительства. При этом, разу­меется, учитывались все и всякие осложнения: сословные предрассудки, замкнутость, политическая отсталость, влияние верхов казачества, бытовые пережитки, тянув­шие назад. Но они не воспринимались как непроходимая пропасть, отделяющая казаков от всего народа. Была твердая уверенность, что Советская власть — и только она — способна объединить в общую семью всех трудя­щихся, вывести казаков на широкий путь. Вот почему так заинтересованно, с таким волнением излагали коммуни­сты свои планы, активно вмешивались в трагические со­бытия, чувствуя родного брата по классу в трудовом ка­заке, боролись за него. И вот почему они так нетерпимо относились ко всем случаям, когда видели кричащие рас­хождения между нашими декларациями, лозунгами, об­ращениями и тем, что позволяли себе иные «деятели» — завзятые крикуны и политиканы. Задача состояла в том, чтоб представить идеи Советской власти в их истинном, неискаженном содержании.

Другая линия исходила из представления о едином казачестве — оплоте империализма и наемной силе царя; оно якобы окаменело в консервативности, живет без дви­жения, без революционного проблеска и признаков де­мократических чувств. Здесь тактика была рассчитана в основном на применение силы без особого разбора.

Такая линия проводилась в то время некоторыми ра­ботниками не только в отношении казаков, но и кресть­ян, и там, где она одерживала временно верх, это по­рождало недовольство масс, волнения. И немало на­до было приложить усилий, чтобы выправить потом положение.

Именно тогда вопрос об отношении к среднему кресть­янству стал главным и решающим. Ленин на VIII съезде партии (март 1919 года) указывал, что надо «стать на почву прочного союза, чтобы исключить возможность тех неоднократно случающихся уклонений и неправильнос­тей, которые отторгали от нас среднего крестьянина, тог­да как на самом деле мы, как руководящая коммуни­стическая партия, впервые помогшая русскому крестья­нину скинуть до конца иго помещиков и основать для него настоящую демократию,— мы вполне могли бы рассчиты­вать на полное его доверие. Эта задача не того типа, которая требует беспощадного, быстрого подавления и наступления. Она, несомненно, более сложная»97. Ле­нин четко разграничивал: «По отношению к помещикам и капиталистам наша задача — полная экспроприация. Но никаких насилий по отношению к среднему крестьян­ству мы не допускаем. Даже по отношению к богатому крестьянству мы не говорим с такой решительностью, как но отношению к буржуазии: абсолютная экспроприация богатого крестьянства и кулаков»98.

Подводя итоги, Ленин напоминал, что «сплошь и ря­дом по неопытности советских работников, по трудности вопроса, удары, которые предназначались для кулаков, падали на среднее крестьянство». «Главный урок — быть чрезвычайно осторожным в нашем отношении к среднему крестьянству и к мелкой буржуазии». Для этого необхо­димо знать сельский быт, местные условия, проявлять такт, гибкость, терпение, выдержку, ибо крестьянство — это класс, который колеблется. «Мы не можем рассчиты­вать, чтобы средний крестьянин стал немедленно на нашу сторону. Но если мы правильно будем вести политику, то через некоторое время эти колебания прекратятся, и кре­стьянин сможет встать на нашу сторону»; «не сметь ко­мандовать!..»99 — вот лозунг вождя, провозглашенный на VIII съезде партии под аплодисменты зала.

Вопрос о средних слоях потребовал к себе «сугубого и трижды сугубого внимания» еще и потому, что на них, стремясь любыми средствами «скинуть большевиков»100, делали ставку Колчак и Деникин, меньшевики и эсеры. Белогвардейцы планировали широкое наступление и ор­ганизацию восстаний.

Необходимо было войти в полное доверие к мужикам, высвободить их из-под влияния врага. Главное здесь—* научиться разговаривать с крестьянами, доказать практи­чески, примером, на деле. «Словами они не дадут себя убедить и прекрасно сделают, что не дадут. Плохо было бы, если бы они давали себя убеждать одним прочтени­ем декретов и агитационными листками» 101.

В программе партии, принятой на VIII съезде, было записано: «По отношению к среднему крестьянству поли­тика РКП состоит в постепенном и планомерном вовле­чении его в работу социалистического строительства. Партия ставит своей задачей отделять его от кулаков, привлекать его на сторону рабочего класса вниматель­ным отношением к его нуждам, борясь с его отсталостью мерами идейного воздействия, отнюдь не мерами подав­ления, стремясь во всех случаях, где затронуты его жиз­ненные интересы, к практическим соглашениям с ним, идя на уступки ему в определении способов проведения социалистических преобразований» 102.

Но опасной помехой на пути жизненно необходимого соглашения с трудовым народом были загибщики, грубо нарушавшие линию партии. «К нам присосались,— гово­рил Ленин на Восьмом съезде партии,— кое-где карьери­сты, авантюристы, которые назвались коммунистами и надувают нас, которые полезли к нам потому, что комму­нисты теперь у власти, потому, что более честные «слу­жилые» элементы не пошли к нам работать вследствие своих отсталых идей, а у карьеристов нет никаких идей, нет никакой честности. Эти люди, которые стремятся только выслужиться, пускают на местах в ход принуж­дение и думают, что это хорошо. А на деле это приводит иногда к тому, что крестьяне говорят: «Да здравствует- Советская власть, но долой коммунию\» (т. е. комму­низм). Такие случаи не выдуманы, а взяты из живой жиз­ни, из сообщений товарищей с мест. Мы не должны за­бывать того, какой гигантский вред приносит всякая не­умеренность, всякая скоропалительность и торопливость*

Нам нужно было спешить во что бы то ни стало, путем отчаянного прыжка, выйти из империалистической вой­ны, которая нас довела до краха, нужно было употребить самые отчаянные усилия, чтобы раздавить буржуазию и те силы, которые грозили раздавить нас. Все это было.нег обходимо, без этого мы не могли бы победить. Но если подобным же образом действовать по отношению к сред^ нему крестьянству,—-это будет таким идиотизмом, таким- тупоумием и такой гибелью дела, что созпателыно так ра­ботать могут только провокаторы» ,03.

Таких фактов при каждой проверке оказывалось не­мало. В то время на Восточном фронте М. И. Калинин: арестовал семьдесят человек провокаторов, пробравших­ся к руководству и творивших насилия над народом от имени Советской власти. «Мы изживем эту полицейщин ну»104,— обещал Калинин крестьянам, имея в виду всяких загибщиков.

Так шла борьба на два фронта: против явных врагов и против их пособников — бюрократов, хамов, ворюг. Об этом свидетельствуют, например, материалы «Правды». II. Мещеряков 10 октября 1918 года публикует статью «О хамстве», предлагая «всеми силами и мерами» бороть­ся против «высокомерия, наглости и рукоприкладства», снимать за это с должностей, а в важных случаях преда­вать суду. 15 октября появляется статья «Как мы помо­гаем белогвардейцам». В ней рассказано о волнениях в Варнавинском и Ветлужском уездах Костромской губер­нии, где но переписи 1916 года было 39 процентов безло­шадных и однолошадных хозяйств. Это — не в казачьем крае, более зажиточном, где все якобы определяли сос­ловные пережитки. Кто виноват? «Правда» отвечает: от­дельные руководители «воскресили в своем лице преж­них становых».

31 октября в печати выступил Е. Ярославский. В ста­тье «О «продотрядах» и заградительных отрядах» он раз­облачает преступления председателя продотряда, позво­лявшего себе своеволие, вплоть до обстрела воинского эшелона. «Действует как царь и бог,— пишет Е. Ярослав­ский,— ведь у него в руках вся полнота власти... Посмей пожаловаться на его безобразия! Арест, тюрьма, к стен­ке! Кому жаловаться? Таких фактов — множество. Эти жалобы идут со всех сторон... Надо самым серьезным об­разом заняться ревизией, проверкой, чисткой, устранени­ем, роспуском таких продармий, продотрядов, чрезвыч- комов и т. д. Иначе они явятся лучшими рассадниками контрреволюции... Надо сейчас же, немедленно, кругом оглядеться, за все организации взяться, все их нащупать и вычистить поганой метлой всю гниль и грязь, что успе­ла налипнуть за год революции. Видя эту нашу борьбу, обиженное этими господами трудящееся население уви­дит, что мы и они — две вещи разные».

«Правда» обсуждает вопрос о том, кто кому должен подчиняться — «чрезвычайки» исполкомам или наобо­рот. М. Ольминского тревожит опасность превышения власти. 3 декабря он выступает против политических за­гибов, когда в одном месте объявили кулаками девяносто процентов населения, в другом — каждую деревенскую женщину, приносившую на базар кринку молока. «Поис­тине никакой белогвардеец не выдумал бы худшей клеве­ты на Советскую власть...— пишет М. Ольминский.— Не­ужели Октябрьская революция с лозунгом отобрания земли от помещиков проведена лишь для того, чтобы, на­делив разоренных крестьян землею, объявить их кулака­ми-кровопийцами и начать новую войну против них?.. Та­ких деятелей следовало бы сажать на скамью подсуди­мых рядом с белогвардейскими организаторами деревен­ских восстаний за явное неподчинение политическим ука­заниям советского центра». В. Д. Воич-Бруевич рассказал о встрече В. И. Ленина с крестьянами — пензенскими, курскими, смоленскими, самарскими и другими в начале 1919 года. Все жаловались на местные порядки.

«Ясно было,— комментирует автор,— что вопрос о вла­сти на местах был больным и крайне важным вопро­сом» 1о5.

Особенно широкая кампания по проверке дел в де­ревне началась после VIII съезда партии. Передовая «Правды» от 2 апреля 1919 года определяла как задачу дня — оградить бедноту и середняков от всяких насилий. Правительство издает декрет о льготах среднему кресть­янству, о мерах содействия кустарной промышленности, объявляет амнистию арестованным и осужденным, при­нимавшим участие в выступлениях против Советской вла­сти. Вскрываются и устраняются неполадки, злоупотреб­ления. Работают Бюро жалоб и заявлений, Госконтроль. Ленин требует, чтоб хорошо была поставлена агитация словом и делом, чтоб крестьян принимали для бесед от­ветственные лица и активно выступала в защиту серед­няка пресса. На места едут М. И. Калинин и другие дея­тели Советского государства. Всесоюзный староста счи­тал, что «между Советской властью и средним крестьян­ством могут быть недоразумения, но ни в коем случае не может быть вражды»106.

Газеты публикуют письма крестьян, данные ревизион­ных комиссий, выезжавших на места, следственные ма­териалы. 16 апреля 1919 года в «Известиях» напечатана статья «Как делаются кулацкие восстания» о возмути­тельных фактах насилия местных властей в Новосиль- ском уезде Тульской губернии: «Поразительно то, что почти целые волости квалифицировались как кулацкие...

У такого кулака оказалось: курная хата без трубы; кроме «кулака» живут еще там овцы, свиньи, поросята и ребятишек человек 12».

Именно о таких случаях писал Д. Бедный в стихотво­рении «Правда. С товарищами красноармейцами? беседа по душам». Онр было напечатано в «Правде», перепеча­тано газетой «Беднота» и выпущено отдельно издатель­ством ВЦИК для массового распространения. Поэт так переложил подлинную жалобу фронтовиков-красноар­мейцев:

Пишут из дому родители, Обернулась-де татарщиной Плачет каждая строка: Власть рабочих и крестьян.

Там какие-то грабители Не под новой ли мы барщиной,

Утесняют мужика... Дорогой наш брат Демьян?

Д. Бедный отвечает на это:

Дышат правдою сгущенные Краски вашего письма. Шайки гадов развращенные Навредили нам весьма;

«Челядь сброшенных господ» Приспособясь помаленечку, Так, чтоб было ей тепло, Где — прижала деревенечку, Где — ограбила село.

Доведя ж до озверения Волость целую, скорей Полк звала для усмирения Непокорных бунтарей.

• ••••'••••I

Не пугайтеся охальников: Есть у нас на них узда,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: