Методыконтроля,применяемыепридефектациидеталей

В целяхэкономии временипридефектации деталейпридерживаются следующегопорядка. Сначала производят внешний осмотр деталейс целью обнаружения повреждений, видимых невооруженным глазом: крупных трещин, пробоин, изломов,задиров, рисок,коррозииит. п. Затем детали проверяютна специальных приспособлениях для обнаружения дефектов, связанныхс нарушением взаимного расположения рабочих поверхностейи физико-механических свойств материала деталей.Послеэтогодетали контролируют на отсутствие скрытых дефектов (невидимых трещин и внутреннихпороков).В заключение производят контроль размерови геометрической формырабочихповерхностейдеталей.

Контрольвзаимногорасположения рабочихповерхностей. Методы контроля погрешностейвзаимного расположения рабочих поверхностей рассмотрим на примере деталей класса валови корпусных деталей.В деталях классавалов наиболее часто контролируют несоосность шеек и неперпендикулярность фланцевк осивалов.


Контрольнесоосностишееквалов производятпутемзамераих радиального биенияс помощью индикатора (рис. 2).Контролируемый вал при этом устанавливаютвцентрах. Величинарадиальногобиенияшеек определяется как разность наибольшегои наименьшегопоказаний индикатора за одиноборот вала.

Рис.2.Контрольвзаимного биенияшеек вала

Контрольнеперпендикулярностифланцакосивала производяттакжепри установке валав центрах(рис. 3). При помощииндикатора замеряют торцевое биение фланца наопределенном радиусе R.

В корпусных деталях контролируют следующие погрешностивзаимного расположения поверхностей:несоосность отверстий,непараллельностьоси отверстий относительно плоскости, непараллельностьосей отверстий и

нарушениемежцентровогорасстояния,неперпендикулярностьосейотверстий,

неперпендикулярность осиотверстияк плоскости.

Рис.3.Контрольбиенияфланца навалу

Контроль несоосностиотверстий в корпусных деталях производят с помощью оптических, пневматическихи индикаторных приспособлений. Наибольшееприменение нашлииндикаторные приспособления.Схема замера несоосности отверстий под коренные подшипники коленчатоговалав блоке цилиндровприпомощииндикаторного приспособления показана нарис.4.

Рис.4.Контрольнесоосностиотверстий:

1-втулки;2-оправка;3-индикатор


Приспособление состоит из контрольной оправки, втулок и индикатора часовоготипа.Припроверкенесоосностивращаютвтулкусиндикатором и замеряютвеличинурадиального биения. Радиальное биение покажет удвоеннуювеличинунесоосности(смещенияосей).Несоосностьотверстий контролируютв блоках цилиндров двигателей, картерах коробок передач, картерахредукторовидругихдеталях.

Контрольмежцентрового расстоянияинепараллельностиосей отверстий производятпутемизмерениярасстоянийа1иа2 (рис.5)между внутренними образующими контрольных оправок припомощиштихмасаили индикаторногонутромера.

Межцентровое расстояние определяютрасчетом поформуле

А= а1+ а2 + d1+ d2,

2 2

где d1и d2-диаметрыконтрольных оправок.

Непараллельностьосейотверстийопределяюткакразностьзамерова1-а2

надлине L.

Рис.5.Контрольнепараллельностиосей отверстий имежцентровогорасстояния

Контроль неперпендикулярности осей отверстий производят при помощиоправкисиндикатором(рис.6,а)или калибром(рис.6,б)путем измерения зазоров D1и D2на длинеL.

Рис.6.Схемазамеранеперпендикулярности осейотверстий


Величинанеперпендикулярности осейв первом случаеопределяется как разностьпоказанийиндикаторавдвухпротивоположных положениях,аво втором-как разность зазоров.

Контрольнеперпендикулярности осиотверстиякплоскости можно выполнить при помощи индикаторного приспособления (рис. 7, а) или

специальногокалибра(рис.7,б).

Рис.7.Контрольнеперпендикулярностиоси отверстийк плоскости

В первом случае неперпендикулярность оси отверстияк торцевой плоскостинадиаметреДопределяют какразностьпоказанийиндикатора при вращенииегоотносительно осиотверстия,вовторомслучае-измерением зазороввдвухдиаметральнопротивоположных точкахпопериферии контрольногодиска. Величина неперпендикулярности вэтом случаебудет равна разностизазоровD1и D2на диаметре Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: