10. Вечер
Вечер (частный, официальный — в коммерческих и политических целях); evenZ-мероприятия, ориентированные на конкретные целевые группы (клиенты, VIP-персоны, сотрудники)
11. Палаточный лагерь
Палаточный лагерь; формирование команды; мероприятие как стимул к работе
Турне, спонсирование турне, evenZ-марке-тинг |
Общественное мероприятие, тематическое заседание, собрание, муниципальное мероприятие, слет, съезд
Презентация, доклад, лекция
8.1. Семинар в фирме
Обучающие курсы имеют диапазон от обычного инструктажа группы коллег до семинара в фирме для сторонних клиентов. Такие курсы служат не только для передачи знаний, но также для привлечения и сплочения сотрудников, партнеров, клиентов и поставщиков.
Описанный в данном примере семинар имеет отношение к обучающему предложению предприятия индустрии программного обеспечения. Предложение учебных курсов в данном случае значимо исключительно для представления собственной продукции программного обеспечения и проводится в собственных учебных помещениях фирмы ее же сотрудниками.
Описанные здесь действия по планированию и проведению, разумеется, могут быть перенесены на предложения других обучающих курсов в прочих сферах и использоваться как помощь в рассуждениях и принятии решений. Event-характер представленного здесь фирменного семинара сводится главным образом к высокому качеству его проведения. Учебные занятия в индустрии программного обеспечения также могут предлагаться и другими предприятиями или сервисными службами, важно, чтобы такого рода семинары рассматривались именно как event-меро- приятия и соответствовали требованиям участников к качеству и профессионализму преподавания.
304 8. Примеры
8.1.1. Инициирование
Первостепенной целью данного вида специализированных семинаров является генерирование товарооборота. Другая, не менее важная цель — передать участникам знания, необходимые для того, чтобы они могли успешно работать со сложными продуктами программного обеспечения и вместе с тем свести к минимуму последующие расходы на поддержку ПО. Далее, такие предложения учебных курсов расширяют сферу применения программного обеспечения, повышают степень известности продукта ПО и значительно влияют на выбор клиентов и их решение о покупке.
При планировании обучающих курсов должны приниматься во внимание следующие показатели.
• Еженедельно повторяющееся предложение по обучению.
• Продолжительность: 2 дня базового курса + 1 день расширен
ного курса (учитываются по отдельности либо вместе).
• Место: собственное учебное помещение фирмы.
• Преподаватель: продукт-менеджер или опытный специалист
по технической эксплуатации продукта программного обес
печения с хорошими педагогическими способностями.
• Максимальное количество участников: 6 человек.
• Целевая группа: разработчики ПО с определенными базовы
ми знаниями.
• Методы обучения: комбинирование методик из области ком
пьютерной поддержки и проведения семинарских занятий (ни
каких учебных лекций в чистом виде).
• Покрытие расходов: собственное финансирование.
Инициирование и принятие решения о проведении на фирме семинара осуществляются сотрудниками руководящего звена, разработчиками соответствующей продуктовой линии и продукт-менеджерами или преподавателями. Инициирование начинается как минимум за 6-9 месяцев до проведения первого цикла занятий.
Старт
В пределах стартовой фазы, во-первых, определяется проектная команда, а во-вторых, начинается планирование отдельных участков задач.
Проектная команда формируется следующим образом.
. 1. Семинар в фирме 305
Руководитель проекта
Продукт-менеджер соответствующего продукта ПО является руководителем проекта в целом и представляет интересы членов команды на переговорах. Он также играет значительную роль в структурировании семинара и берет на себя ответственность за проведение анализа затрат/прибыли или за установление цен (по согласованию с руководством предприятия).
i Обработка заказов
Соответствующий сотрудник, занимающийся обработкой заказов, несет ответственность за общую организацию семинара, определение сроков его проведения (по согласованию с преподавателем), размещение и обслуживание слушателей учебного курса и рассылку им необходимой информации о семинаре (например, схемы подъездных путей, документов по семинару и т. д.).
> Преподаватель
На преподавателя возлагается основная ответственность за содержательное структурирование и проведение семинара. Он также становится ответственным за распределение времени семинарских занятий и за документацию, связанную с участниками.
• Системный администратор
Системный администратор несет ответственность за общее аппаратное обеспечение и технику, необходимую при проведении семинара.
> Ответственный за сервис/угощение/прочее
Данному сотруднику, главным образом, поручается подготовка к семинару (например, печать семинарской документации, приобретение шариковых ручек, изготовление именных табличек), приведение в должный вид семинарского помещения по окончании занятий (уборка, демонтаж оборудования и т. д.), обслуживание обучающихся во время перерывов, организация угощения (привозные обеды) и многое другое, требующее навыков исполнителя-универсала.
» Маркетинг
Чтобы должным образом обнародовать предложение проведения семинара, в начальной подготовительной фазе должны быть запланированы и реализованы меры коммуникации по привлечению слушателей. Основная ответственность здесь ло-
306 8. Примеры
жится на отдел маркетинга, сотрудники которого согласовывают отдельные действия с продукт-менеджером и руководителем проекта.
В целом планирование семинара в фирме предполагает распределение задач по следующим направлениям:
• Продолжительность семинара
При определении общей продолжительности семинара руководствуются прежде всего объемом учебного материала. Чтобы исключить повторные приезды участников, расширенный курс им следует предлагать сразу по окончании базового курса. При установлении сроков учебного процесса следует принять во внимание наличие для отдельных групп так называемых «провальных сроков» (понедельник до обеда и пятница после обеда). Далее необходимо проследить, чтобы дни проведения семинара не наложились на сроки проведения ярмарок, конгрессов и т. д.
• Обстановка / техническое оснащение семинара
Участники семинара многого ожидают от оформления учебного
помещения и общей атмосферы. Профессиональное оформле
ние рабочей обстановки может содействовать восприятию участ
никами делового имиджа предприятия. Участникам семинара
необходимо комфортно ощущать себя в месте проведения заня
тий, чтобы иметь возможность полностью углубиться в сосре
доточенную и напряженную работу. Помещение должно быть
функциональным и свободным от проникновения посторонних
шумов, комфортабельным и уютным, в нем должно быть удоб
ное для пользования оснащение, свободный доступ свежего
воздуха, чистое санитарное оборудование и обстановка в туале
тах, специально отведенные места для отдыха во время перемен
(разделенные на зоны для курящих и некурящих) и, желатель
но, терминалы с доступом в Интернет. Наряду с обустройством
обстановки значительную роль для семинара играет эффектив
ное техническое оснащение учебных помещений. В распоря
жении должны быть по меньшей мере учебные компьютеры
для каждого участника, компьютер для преподавателя, экран,
диапроектор, таблицы, магнитные диски, доска для развеши
вания наглядных материалов, стол для преподавателя.
• Угощение
Под этот пункт попадают обеспечение участников семинара напитками (соки, вода, кола и т. д.), обслуживание во время
. 1. Семинар в фирме 307
перемен (кофе, чай, фрукты и т. д.), а также обеды и, если в этом есть необходимость, ужины. Напитки и еда, предлагаемые на переменах, должны иметься в достаточном количестве и подаваться вовремя, сразу по окончании очередного занятия. Также планом должно предусматриваться, где могут устраиваться обеды и, при необходимости, ужины. Находящиеся в распоряжении столовые следует проверить на предмет наличия в меню блюд особого спроса (например, для вегетарианцев) и уровня обслуживания. Слушатели учебного курса должны иметь возможность быстро выбирать для себя еду на перемене, чтобы не допустить опозданий на занятия или их отсрочки. В норме обеденный перерыв не должен превышать полутора часов.
• Организация регистрации участников /размещения В рамках организации регистрации и размещения должны планироваться составление и печать приглашений, рассылка писем с информацией об условиях регистрации, рассылка уведомлений о подтверждении регистрации и документации по семинару:
— приглашения к участию в семинаре должны содержать по
меньшей мере следующую информацию: сроки проведе
ния занятий; место; характеристика содержания и цели;
необходимые базовые знания; текущие расходы; фами
лия преподавателя. Приглашения или сообщения о прове
дении семинара вместе с соответствующими регистрацион
ными бланками могут доставляться непосредственно ото
бранному кругу лиц, публиковаться в печати (в специаль
ных журналах и т. д.) либо передаваться через Интернет.
Имеет смысл система информирования и учета через Ин
тернет в режиме онлайн;
— после успешно осуществленной регистрации. Во-первых, в
них подтверждаются сроки, и далее необходима рассылка
уведомлений, подтверждающих регистрацию заказа на про
ведение семинара, а во-вторых, таким образом возможно
передать еще и дополнительную информацию, например,
схему подъездных путей и рекомендации относительно фор
мы одежды;
— примерно за одну-две недели до начала занятий участники
получают общую информацию об учебном курсе, подроб
ный план-график проведения семинара, расписанный по
часам, и при необходимости дополнительные сведения.
308 8. Примеры
Еще в процессе регистрации с каждым участником должно особо оговариваться, нужна ли ему централизованная заявка на гостиницу или он может позаботиться о номере для себя сам. При выборе подходящего размещения нужно учитывать необходимый уровень комфорта и удобное местоположение отеля.
• Планирование/проведение семинара
Данное направление охватывает планирование времени и содержания, а также само проведение семинара. При составлении плана-графика необходимо принять во внимание следующие моменты: отведение достаточного времени для перемен; начало семинара в первый день занятий не раньше 10.00 часов (прибытие слушателей в тот же день); продолжительность ежедневных занятий не должна превышать 6—7 часов; включение в план семинарских занятий дополнительного времени для задаваемых вопросов и ответов на них; в последний день семинара необходимо еще раз уточнить сроки отъезда. Семинар в целом должен быть структурирован по содержанию и логически выстроен таким образом, чтобы тематика могла прорабатываться по отдельным блокам от перерыва к перерыву. Далее должно быть согласовано использование подобающих вспомогательных и наглядных средств, позволяющих разнообразить занятия и улучшающих их усвоение. Учетные документы на участников должны четко соответствовать ходу семинара и содержать достаточно места для внесения участников в списки. Это единственные записи, к которым слушатели смогут обратиться по окончании семинара. И наконец, данное направление должно включать обработку отзывов о семинаре, чтобы последующие семинары приводить в соответствие с запросами участников.
• Маркетинг/сбыт
Эта сфера деятельности отвечает за планирование подходящих мер по маркетингу или сбыту с целью донесения до клиентов предложения об участии в семинаре. Должны быть разработаны соответствующие концепции маркетинга, например inbox-маркетинг, реклама через СМИ, и подобающие концепции сбыта, такие, как предложение в одном пакете продукта и обучающих курсов или специальные акции. В данной области по согласованию с руководством проекта осуществляется также установление цен на отдельные предложения по обучению.
8.1. Семинар в фирме 309
8.1.3. Подготовка
В пределах фазы подготовки определенные выше области задач распределяются по ответственным членам команды. Члены команды либо выполняют возложенные на них задачи сами, либо делегируют их соответствующим образом далее. Однако делегирование полномочий не освобождает от самой ответственности.
Планирование еуея/-мероприятия в этой фазе намечается схематично и распределяется по отдельным областям задач.
• Продолжительность семинара и установление сроков:
— двухдневный основной курс и однодневный расширенный
курс (разделение подлежит учету);
— семинар проводится еженедельно, со вторника по четверг;
— вторник — 10.00—17.30; среда — 8.30—17.30; четверг —
09.30-17.30 (данный день может учитываться отдельно).
• Обстановка и техническое оснащение семинара:
— выбор подходящего помещения в здании фирмы, которое в
итоге будет использоваться для проведения семинарских за
нятий;
— исходя из размеров имеющегося помещения для проведе
ния семинаров устанавливается количество участников при
максимальном их числе 6 человек;
— если учебное помещение не может освещаться естественным
дневным светом, должно применяться искусственное осве
щение в соответствии с Германским промышленным стан
дартом (DIN);
— создание надлежащего микроклимата путем обеспечения
свободного доступа свежего воздуха и применения конди
ционеров. К закупке кондиционеров должны быть приате-
чены соответствующие эксперты;
— исключение шума и шумовых помех;
— выбор и приобретение подходящей для семинара мебели;
— выбор и приобретение необходимой для семинара техники
(экран для проекции слайдов, таблицы, доски, магнитные
доски, приспособления для развешивания наглядных мате
риалов, стол для преподавателя);
— выбор и приобретение необходимого оборудования для элек
тронной обработки данных. Чтобы иметь возможность про
водить выездные семинары/консультации, приобретаются
также переносные компьютеры (лэптопы) и локальные радиосети;
— использование подходящих возможностей сброса инфор
мации для программного обеспечения, позволяющих после
каждого семинара возвращать систему в исходное состоя
ние;
— выбор зон для отдыха на переменах и размещения столиков
для еды и барных стоек;
— обслуживание участников семинара во время перемен, вклю
чая предложение им соков, воды и фруктов;
— выбор подходящего ресторана поблизости от места прове
дения мероприятия и поставки из него различных блюд (обе
ды, общее меню);
— расходы — берет на себя организатор семинара.
• Организация регистрации и размещения:
— подготовка приглашений на семинар; ведение документа
ции по регистрации и учет данных о подтверждении реги
страции, по возможности в онлайновом режиме или через
Интернет;
— рассылка приглашений на семинар потенциальным участ
никам;
— выбор подходящей гостиницы вблизи от места проведения
семинара и получение проспектов или онлайн-информа-
ции;
— участники могут самостоятельно бронировать номер в гос
тинице либо доверить решение вопроса с размещением ор
ганизатору мероприятия;
— расходы на размещение возлагаются на участников семи
нара.
• Планирование содержания и времени:
— определение содержания и целей семинара. Они должны
быть опубликованы совместно с условиями проведения се
минара или сообщены слушателям семинара в письменной
форме в рамках рассылки приглашений;
— разработка документации по семинару и бланков отзы
вов;
— ознакомление с планированием семинара ответственных за
обслуживание во время перемен, чтобы тем самым обеспе
чить своевременное угощение участников в отдельных пе
рерывах между занятиями.
8.1. Семинар в фирме 311
• Маркетинг/сбыт:
— распространение предложения о проведении семинара по
средством inbox-маркетинга (руководство по тематике се
минара прилагается к упаковке продукции);
— предложение выбора учебных курсов (по срокам и темати
ке) в Интернете и профессиональных журналах;
— специальные акции на стадии пуска по предложению про
ведения семинара (например, продукт программного обес
печения предлагается в одном пакете с семинарскими за
нятиями по льготной цене).
Подготовительная фаза завершается вехой «точка невозвращения». Фаза оканчивается с рассылкой первых приглашений или принятием первых практических мер по маркетингу и сбыту. С этого момента остановка планирования сопряжена с повышенными издержками и с нанесением серьезного ущерба имиджу.
Пуск
«Стартовый выстрел» к началу семинара в фирме дается за один или два дня до первого дня занятий. С этого момента все без исключения помещения и их оснащение тщательно проверяются на предмет полной готовности и чистоты. Все техническое оборудование проверяется на функциональность.
Служба обработки заказов еще раз сверяет все зарегистрированные заявки и бронь на гостиничные номера и в очередной раз связывается с участниками.
Несмотря на то что первый день семинара начинается только в 10.00, последние приготовления должны быть завершены уже к 08.00, и руководитель семинара к этому часу должен быть в полной боевой готовности, поскольку многие посетители могут прибыть раньше.
8.1.5. Event
Эта фаза является решающей для успешной реализации планирования и подготовки. Запланированное мероприятие проводится следующим образом.
• Руководитель семинара или преподаватель приветствует участ
ников — каждого персонально — и знакомит их с местом прове
дения занятий.
• Начало семинара и выполнение конкретных программных
пунктов, включая обслуживание на переменах, угощения, куль
турную программу.
• Раздача участникам бланков отзывов о семинаре и сертифика
тов; официальное окончание мероприятия.
• Руководитель семинара / преподаватель персонально прощает
ся с каждым участником.
Несмотря на интенсивное планирование и тщательную подготовку event, в данной фазе также не исключены и сбои. Ниже приводятся отдельные факторы нарушений и сбои, на которые следует обратить внимание:
• Степень готовности ответственного за исправность техники
на всем протяжении семинарских занятий, позволяющая ре
шать возможные технические проблемы по ходу дела.
• Степень готовности ответственного за организацию регистра
ции и размещения, дающая возможность разъяснять вопросы,
возникающие у участников семинара, и проблемы данной об
ласти задач.