Проблемы и ошибки в измерениях качества

Приведенный выше пример с присвоением более слабой шкале свойств более сильной, метрической шкалы иллюстрирует одну из ключевых проблем социально-экономических измерений – проблему адекватности измерения, т. е. осмысленности вывода существенных заключений об определённых свойствах объекта измерения.

Другой методологической проблемой измерения, характерной для измерения качества, является проблема обоснованности (валидности) измерения. Она связана с доказательством того, что измерено вполне определённое заданное свойство, а не некоторое другое, в большей или меньшей степени на него похожее. Является ли полученная оценка именно оценкой качества, а не оценкой удовлетворённости, лояльности потребителей или конкурентоспособности продукта.

Особое место в теории измерений занимает проблема точности.

В самом общем смысле понятие «точность» выражает некоторое отношение между сравниваемыми элементами, а именно отношение по выделенному признаку. Точность измерений характеризует качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. В близком по значению смысле часто употребляются понятия «достоверности» и «надёжности». Отличие достоверности от точности состоит в том, что первая характеризует отношение «объект - результат», а вторая- «результат - субъект». То есть достоверность обычно связывается со степенью доверия к данным, результатам, показателям со стороны познающего субъекта. Надёжность, в свою очередь, характеризует меру точности и обуславливается наличием случайных и систематических погрешностей.

Кроме понятия точность измерений выделяют точность прибора, моделирования, меры, данных, способов или методов измерения.

Уровень точности определяется наличием ошибок или погрешностей измерения.

Пример классификации ошибок социально-экономических измерений с позиций информационного аспекта точности измерений приведен в табл.

Таблица

Ошибки социально-экономических измерений

Элементы измерения Синтактические ошибки Семантические ошибки Прагматические ошибки
Экономическая величина Ошибки регистрации Неоднородность выборки Бесполезные данные
Оснащение Инструмен-тальные погрешности, ошибки в размерностях Ошибочные теории, принципы, конструкция показателя Ошибки аппроксимации
Последователь-ность Нарушение правил Отсутствие контроля, неправильные методы Нарушение процедуры отбора
Субъективный фактор Небрежность, невниматель-ность Непонимание, профессио-нальная неподготовлен-ность Фальсификация
Условия измерения Несогласован-ность в пространстве и времени Несоответствие условий специфике измеряемой величины Создание «специальных условий»
Результат измерения Несоответствие шкалы и цели измерения Неверная интерпретация Необоснован-ность экстраполяции

Описанные выше проблемы измерения обусловлены самой природой объекта измерения, поэтому их появление в той или иной мере неизбежно. Из этого можно вывести основные требования к проведению измерений качества:

· критичность к результатам (не существует универсального метода оценки, полностью свободного от недостатков, поэтому необходимо с осторожностью относиться к полученным результатам и не принимать поспешных решений);

· периодичность (важны не абсолютные значения, а их динамика во времени);

· комплексность (необходимо использовать разные методы оценки для большей достоверности получаемых результатов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: