1. Определите содержание концепций модернизации. В каких социально-политических условиях они приобретают свою актуальность? Как соотносятся периоды стабильности и модернизации в процессе общественного развития? Приведите примеры.
2. Выделите основные виды модернизации и их характеристики. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь политической, экономической и социальной модернизации.
3. Определите основные цели, направления и механизмы политической модернизации. Взаимосвязь политической модернизации и модернизации системы управления.
4. Определите основные цели, направления и механизмы экономической модернизации. Как соотносятся понятия «государственное управление» и «государственное регулирование».
5. Определите основные цели, направления и механизмы социальной модернизации. Человек, условия и качество его жизни как главная цель современного этапа модернизации.
6. Определите круг современных проблем государственного управления, которые должны стать объектом модернизации в России. Обоснуйте свой ответ.
7. Сформулируйте проблемы психологической и нравственной приемлемости модернизации обществом. Сопротивление модернизационным и инновационным процессам со стороны групп интересов. Приведите примеры.
8. Покажите роль государства и органов государственного управления в процессе осуществления социально-политической и экономической модернизации.
9. Сформулируйте основные модели модернизации и критерии их выделения. Приведите примеры.
10. Выявите основные принципы и механизмы модели революционной модернизации. Приведите примеры революционной модернизации в истории России.
11. Выявите положительные и отрицательные последствия реализации модели революционной модернизации. Приведите примеры.
12. Раскройте основные принципы и механизмы модели органичной модернизации. Где и когда эта модель была реализована?
13. Раскройте содержание понятия «государство-партнер» и определите способы государственного управления в условиях партнерских отношений между государством и обществом.
14. Почему модель органичной модернизации признается самым успешным видом модернизации? В чем её достоинства и недостатки? Приведите примеры.
15. Охарактеризуйте основные условия, принципы и механизмы модели догоняющей модернизации. Приведите примеры реализации модели догоняющей модернизации в истории России и других стран.
16. Раскройте понятие «государство – командир и главный модернизатор». Для какой модели модернизации характерна главенствующая роль государства?
17. Опишите достоинства и недостатки модели догоняющей модернизации. Укажите основное противоречие догоняющего типа модернизации с точки зрения системы государственного управления и способы его решения.
18. Проведите сравнительный анализ моделей революционной, органичной и догоняющей модернизации. Определите наиболее эффективный вид модернизации. Обоснуйте свой ответ.
19. Определите модель модернизации, которая реализуется в современной России, с точки зрения целей, задач и результатов. Подтвердите свой ответ примерами.
20. Дайте определение административной реформы и определите её роль в теории и практики государственного управления. Обоснуйте свой ответ.
21. Выявите цели, задачи и направления административного реформирования на современном этапе развития России.
22. Какое место занимают государственная служба и государственный аппарат в системе государственного управления, и каковы основные направления их реформирования в современных условиях.
23. Определите структуру административной реформы в России.
24. Раскройте трехуровневую схему анализа административной реформы в современной России.
25. Обоснуйте необходимость качественного изменения технологий реализации функций государства в современной России. В чем архаичность существующей системы государственного управления, и каковы способы её преодоления?
26. Выделите и охарактеризуйте пять основных этапов в проведении российской административной реформы. Какие проблемы и задачи являются наиболее актуальными на современном этапе административного реформирования в России?
27. Подведите промежуточные итоги административной реформы в России. Укажите причины успехов и неудач административного реформирования в Российской Федерации.
28. Сформулируйте новые направления проведения административной реформы в России на период 2009-2013 гг. Оцените перспективы реализации административной реформы до 2020 г.
29. Определите основные цели и этапы реформирования системы государственного управления в Великобритании. Сформулируйте положительный опыт административного реформирования в Великобритании в конце ХХ века.
30. Определите содержание и направленность административных преобразований во Франции. В чем схожесть административных реформ во Франции и России?
31. Выделите основные принципы «новой модели управления» в Германии как основы административного реформирования. Дирижизм социального государства как главный объект административных реформ в ФРГ.
32. Проанализируйте опыт административного реформирования в США, начиная с управления президента Дж.Картера. В чем положительное и отрицательное содержание американского опыта?
33. Раскройте специфику и содержание административных реформ в Китае. Концепция «небольшое правительство в большом обществе» и парадигма «мягкого административного мышления» как идеологическое обеспечение модернизации системы государственного управления в современном Китае.
34. Опишите характер модернизации системы государственного управления в Латинской Америке. Теневая экономика, социально-политическая нестабильность, коррупция и бюрократизм и их влияние на темпы и эффективность модернизационных процессов.
35. Проведите краткий анализ реформ системы государственного управления в зарубежных странах. Сформулируйте положительный зарубежный опыт административного реформирования и возможности его применения в современной России.
36. Определите основные виды и функции институтов политической власти. Укажите их роль в процессе модернизации системы государственного и муниципального управления.
37. Охарактеризуйте понятие институционального дизайна государственного управления. Выделите социальные основания его формирования.
38. Охарактеризуйте институциональное проектирование с точки зрения модернизации управленческой деятельности. Основные задачи и направления институционального проектирования на современном этапе. Приведите примеры.
39. Выделите основные идеи и положения теории неоинституционализма. Неоинституализм как новая парадигма модернизации системы государственного управления.
40. Определите современные трансформации управленческих институтов, механизмы и типы институциональных изменений в современном мире и России. Приведите примеры.
41. Определите институты согласования интересов в современном российском обществе и их связь с системой государственного управления.
42. Сформулируйте причины и потребности формирования обратных связей государства и гражданского общества? Обоснуйте свой ответ.
43. Что означает принцип прозрачности и публичности государственного управления? Какую роль он играет в процессе модернизации системы государственного управления?
44. Какое значение имеет обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления в контексте модернизации системы государственного управления? Назовите нормативно-правовые основы доступа к этой информации.
45. Определите роль интернета и электронного правительства в процессе формирования публичности и открытости государственного управления. Приведите примеры функционирования электронного правительства и электронного государства.
46. Охарактеризуйте СМИ как институт информирования и повышения эффективности государственного управления.
47. Определите конкретные способы повышения уровня публичности и ответственности системы государственного управления. В чем заключается их модернизационный потенциал?
48. Выявите значение общественных консультаций по государственным решениям. Определите функции и дисфункции консалтинговой системы.
49. На решение какой проблемы нацелено образование Общественной палаты и Общественных советов при органах исполнительной власти в России? Определите уровень решения этой проблемы на современном этапе развития РФ.
50. Обоснуйте необходимость подотчетности государственного управления обществу. Покажите механизмы и стандарты внутренней и внешней подотчетности. Определите уровень подотчетности системы государственного управления в современной России.
Примечание: в каждой группе каждая тема курсовой работы может быть выбрана только одним магистрантом. Дублирование тем несколькими магистрантами запрещено. Общий объем курсовой работы не должен превышать 5 страниц формата А4.