Ресурсы. Эта проблема была первоначально сформулирована в докладе Римского клуба «Границы роста», опубликованном почти тридцать лет назад

Эта проблема была первоначально сформулирована в докладе Римского клуба «Границы роста», опубликованном почти тридцать лет назад. Его авторы забили тревогу, описывая ряд тенденций, связанных с потенциальным исчерпанием природных ресурсов. Характерно, что экономисты, технократы и представители властно-управленческих структур


ряда индустриальных государств подвергли доклад критике. Теперь своекорыстие данных групп прикрывается христианскими ценностями надежды и оптимизма. Авторы доклада были обвинены в недооценке технологии как средства открытия новых минеральных богатств и производства субститутов, благодаря которым человечество в обозримом будущем может прекрасно обойтись без природных ресурсов.

О справедливости такой критики судить еще рано, поскольку мрачные прогнозы авторов доклада обладают запасом времени для осуществления. В то же время нельзя отрицать самоочевидный факт ограниченности природных ресурсов — полезных ископаемых, чистой воды и воздуха, биосферы в целом. Тридцать лет назад казалось абсурдом, что чистая вода станет товаром. Сегодня она продается во всех ларьках. И люди вынуждены платить за нее цену, установленную без их согласия. Если даже предположить, что естественные ресурсы никогда не будут исчерпаны, то по мере их уменьшения цена на элементарные условия жизни (а вода относится к их числу) будет расти. А высокие цены будут влиять на развитие будущих поколений. Например, сегодня далеко не каждый житель российских городов может позволить себе роскошь покупки экологически чистой воды. То же самое можно сказать о субститутах, поскольку их производство связано с использованием других видов естественных ресурсов.

Наиболее распространенным ответом на эти и другие экологические проблемы является традиционная человеческая беззаботность. Людям свойственно замыкаться в своем собственном кругу повседневных забот. Тем самым будущие поколения встанут перед проблемами, ответственность за которые лежит на нынешнем поколении. Но оно от них традиционно отмахивается. Если исходить из неизменности темпов научно-технического прогресса, то крайне сложно предвидеть, что именно наши потомки будут считать проблемами и какими средствами располагать для их решения. По крайней мере будущее всегда было предметом страха и тревоги. Нарастание темпа социальных изменений усиливает неопределенность будущего.


Следовательно, основания экономического и технократического оптимизма все более сужаются. Тогда как информация, необходимая для принятия решений, наталкивается на множество барьеров — от психологических до политических и цивилизационных. Зато можно утверждать со всей определенностью: люди, которые станут нашими наследниками на земле, будут нуждаться в воде, питании, чистом воздухе, тепле и пространстве, подходящем для жительства. Эти потребности являются вечными. Поэтому всякие изменения состава атмосферы, температуры земного шара, уровня суши над уровнем моря, количества лесов, минеральных ресурсов, почвы и рек ставят указанные потребности под вопрос, и только морально- интеллектуальные хуторяне, заселяющие сегодняшние города, могут отмахиваться от данных проблем (см.: 6).

Следует подчеркнуть, что будущее поколение с теоретической точки зрения не тождественно нашим детям, внукам и правнукам. Иначе говоря, кровнородственные связи не являются критерием экологической заботы о будущем. Таким критерием могут быть только определенные социально- политические концепции, детерминирующие поведение большинства людей. Например, в классическом утилитаризме любое действие имеет смысл, если оно способствует наибольшему счастью наибольшего числа людей. А общее благо легитимируется критерием ответственности в отношении данных людей. В других политических идеологиях кровнородственные связи тоже не являются главным критерием межпоколенческих контактов. Это правило относится и к истории советского общества, образующего основу современных российских преобразований (см.: 7). Природоохранная деятельность осуществляется в данном контексте. Тем самым чувство удовольствия и неудовольствия настоящего и будущего поколений (а именно на основе данного чувства строится либерально-утилитаристская концепция всеобщего счастья) не может быть критерием экологической деятельности. Требуется разработка принципиально новой системы критериев, основанной на сравнении различных концепций хорошей или достойной жизни.


Создание такой системы происходит в условиях неопределенности, связанной с действием множества факторор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: