Наиболее распространенных специальностей по диплому

Специальность по диплому   Всего в выборке Дали ответы о нынешней профессии Распределение (в проц. от общего числа давших ответы о нынешней профессии)
1.Работают по специальности 2.Прошли переподготовку 3.Понизили статус
Врач     80,0 11,0 9,0
Медсестра     75,4 7,9 16,7
Экономист     70,9 6,6 22,5
Учитель     67,2 16,1 16,7
Бухгалтер     59,7 6,8 33,5
Юрист     52,3 17,9 29,8
Повар/кондитер     51,6 11,7 36,7
Инженер     33,8 41,1 25,1
Техник-механик     32,3 18,5 49,2
Товаровед     21,1 22,4 56,5
Всего     53,4 20,4 26,2

На какие размышления наводят данные, приведенные в этой таблице? Во-первых, они дают определенное представление о горизонтальной профессиональной мобильности. В общей сложности лишь немногим более половины тех, кто продолжают работать и получили дипломы по самым распространенным специальностям, сохранили профессиональные позиции, предусмотренные этими дипломами. Исходя из данных опроса, можно утверждать следующее: в общем и целом, специфика рынка труда в современной России состоит в том, что доля тех, кто понизил свой профессиональный статус, перейдя на позиции занятости, не требующие знаний, умений и навыков, которые они приобретали, получая профессиональное образование, несколько больше, чем удельный вес тех, кто прошел более основательную профессиональную переподготовку. Другими словами, многие из получивших высшее и среднее специальное образование предпочли сменить свою специальность, на приобретение которой были затрачены годы интеллектуальных усилий, на такой род трудовой деятельности, которым можно заниматься, не используя специальных знаний, умений и навыков. Правда, следует отметить, что чаще всего это относится к специальностям, полученным в большинстве своем выпускниками техникумов и колледжей (товаровед, техник-механик, повар).

Далее мы видим, что наиболее устойчивыми к соблазну изменить свою жизнь путем смены рода трудовой деятельности на более престижный или просто более доходный оказались представители далеко не самых высокооплачиваемых профессий – медицинские работники (врачи и медсестры) и учителя. При этом следует отметить, что средний возраст работающих обладателей дипломов учителей (37,2 лет) или медсестер (38,1 лет) меньше, чем, например, работающих обладателей дипломов инженеров (42,5 года). Так что относительная молодость, вероятно, не относится к числу главных факторов, способствующих горизонтальной профессиональной мобильности. Отметим также, что нередко наблюдается “перекрестный” обмен, когда бухгалтеры (по диплому) работают инженерами, а инженеры – бухгалтерами.

Вообще выявление действия закона перемены труда на микроуровне, то есть на уровне индивидуальной мотивации, а также с учетом специфики различных региональных рынков труда, в рамках данного опроса представляется весьма затруднительным, это потребует особого исследования. Поэтому ограничимся раскрытием некоторых общих тенденций. На этом уровне нам не удалось выявить никаких значимых корреляций. Попытки выявить связь между численностью притока в новые профессии представителей других специальностей с одной стороны и такими факторами, как уровень дохода в этих новых профессиях, оценкой престижа этих профессий их обладателями, перспективами служебного роста – с другой не позволили выявить сколько-нибудь значимых корреляций.

И последнее: насколько расходятся социальные (точнее социетальные) оценки профессионального вклада специалистов различного профиля в благосостояние различных обществ? Выше мы неоднократно упоминали нашумевшую в США работу Р. Херрнстейна и Ч. Муррея “Колоколообразная кривая”. Первая часть этой книги носит весьма многозначительное название “Возникновение когнитивной элиты”. Идея ее состоит в том, что “современные общества с все нарастающей эффективностью идентифицируют блестящих молодых людей, а затем вводят их в довольно узкие образовательные и профессиональные каналы”[27]. При этом авторы идентифицируют несколько наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий на рынке труда США, ссылаясь при этом на такой авторитетный источник, как Департамент труда (U.S. Department of Labor, 1991)[28]. Давайте попытаемся сравнить средние уровни дохода обладателей некоторых из таких профессий у американских и российских профессионалов.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: