Характеристика

- исследование реальной картины хода педагогического процесса;

- анализ результатов и последствий педагогического процесса, в том числе отсроченных;

- выявление сильных и слабых сторон конкретного педагогического процесса;

- определение перспектив педагогического процесса;

- повышение качества педагогического процесса;

- рост профессиональной компетентности педагога;

- повышение авторитета педагога и престижа педагогической профессии в глазах учащихся, родителей, общества в целом и др.

3.Раскройте понятия: тезисы, план, выписки, цитаты, ссылки. Их место в педагогическом исследовании. Требования к оформлению.

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия пpи составлении тезисов могут быть следующие:

1. В каждом абзаце текста выделите ключевые пpедложения, несущие смысловую нагpузку

2. Опиpаясь на выделенные пpедложения, сфоpмулиpуйте основную идею абзаца распространенным предложением

3. Склассифициpуйте основные идеи и кpатко сфоpмулиpуйте то, что они пеpедают.

Подобpав к каждому тезису аpгументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их, вы получите текст вашего выступления, ответ на предложенную для семинара тему. Пpимеp того, как можно сформулировать тезис.

План - это краткая пpогpамма какого-нибудь изложения; совокупность кpатко сфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Плюсы: самая кpаткая запись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное; восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка плана только называет то, о чем нужно сказать.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Составление плана:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделите основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Цитаты, т.е. дословное воспроизведение слов автора (исследователя, педагога), которые используются для подтверждения высказанных идей или мнений, заключаются в кавычки и указывается автор, которому принадлежит высказанная мысль. Цитата обычно приводится с целью обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора.

Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора. Точная цитата слово в слово совпадает с источником, при этом мысль цитируемого автора передается без искажений, а купюры не меняют смысла или оттенка цитируемого текста.

Знаки препинания расставляются по правилам прямой речи. В конце абзаца, содержащего цитату, в скобках указывается источник (по списку литературы) и через занятую страница, с которой из данного источника взяты цитируемые слова. Большие по объему цитаты не используются. Обычно цитата занимает 2-3 строки текста. Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

Ссылка — это запись, связывающая между собой части документа, библиографические записи, классификационные деления или предметные рубрики. Ссылки как средство указания на источник приводимой информации существуют и в устной речи, и на письме ровно с тех пор как эти самые средства передачи информации появились. Особенность ссылки — её краткость: не требуется приводить часть текста (цитировать), а достаточно лишь указать источник.

Ссылки на литературные источники в тексте обязательны. Когда в работе обсуждаются взгляды исследователя (или группы ученых), то обычно называется его фамилия, а в конце абзаца, где впервые встречается фамилия ученого, в круглой скобке ставится цифра, обозначающая, под каким номером в списке литературы указана публикация данного автора или ряда авторов. Недопустимо, когда в тексте при обсуждении проблемы или теоретических позиций не указываются фамилии исследователей, а только обозначается в скобках источник, откуда взята данная мысль. При этом научный текст обезличивается, остается непонятным, кому принадлежат идеи, обсуждаемые в тексте параграфа. Даже ссылка на источник мало помогает, так как при чтении текста неудобно листать его постоянно, чтобы посмотреть список литературы.

4.Охарактеризуйте понятия: аннотация, конспект, реферат. Их место в педагогическом исследовании. Требования к оформлению.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Он отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

1.Репродуктивные рефераты бывают двух видов: 1)реферат-конспект - содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения. 2)реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

2.Продуктивные рефераты представлены:

1) рефератом-обзором - составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу. 2)рефератом-докладом - развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
1.библиографическое описание, 2.собственно реферативный текст, 3.справочный аппарат.


Реферат имеет определенную композицию:
1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2.Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:
1.Содержательная характеристика первоисточника, цель автора. 2.Адресат аннотируемого текста. Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: Композиция, структура первичного текста. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть: кратким, подробным или смешанным;

по степени соответствия первоисточнику: интегральным или выборочным.

по количеству перерабатываемых источников: монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.

В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:
конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: