отверстие 4, выполненное в шейке первичного вала 11 коробки передач.
Трехвальные коробки передач. Наибольшее распространение на легковых, грузовых автомобилях и автобусах получили трехвальные коробки передач. Эти коробки передач имеют три вала — первичный (ведущий), вторичный (ведомый) и промежуточный, на которых установлены шестерни различных передач. Отличительной особенностью трехвальных коробок передач является наличие прямой передачи с передаточным числом ик= 1, на которой первичный и вторичный валы соединяются напрямую, и автомобиль движется большую часть времени.
На прямой передаче КПД трехвальной коробки передач больше по величине, чем у двухвальной, и коробка передач работает менее шумно. На остальных передачах, кроме заднего хода, в трехвальной коробке передач в зацеплении находятся две пары шестерен, что несколько снижает КПД коробки, но позволяет иметь на первой передаче большое передаточное число.
В трехвальной коробке передач (рис, 4.39) на любой передаче, кроме прямой и заднего хода, крутящий момент двигателя с первичного вала 1 передается через шестерни 2и 7 постоянного зацепления, промежуточный вал 5 и шестерни 6 и 3 на вторичный кал 4, соединенный с ведущими колесами автомобиля. При этом крутящий момент на промежуточном валу 5 больше крутящего момента на первичном валу 1, так как диаметр и число зубьев шестерни 7 больше, чем у шестерни 2 В то же время крутящий момент на вторичном валу 4 будет больше, чем на промежуточном валу 5.
|
|
При включении прямой передачи крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 4. При
12 3 4 8
а б в
Рис. 4.39. Схема работы трехвальной коробки передач:
а, 6 — движение вперед; в — движение задним ходом; / — первичный вал; 2, 3
б, 7, 8, 9, 10 — шестерни; 4 — вторичный вал; 5 — промежуточный В'
включении передачи заднего хода промежуточная шестерня 9вво дится в зацепление между шестернями 8 и 10. Вследствие этог вторичный вал 4 коробки передач вращается в сторону, противо положную вращению первичного вала /, и обеспечивается дви жение автомобиля задним ходом.
Конструкция трехвальной коробки передач и число ее переда; во многом зависят от типа автомобиля. Однако широкое примене ние получили четырех- и пятиступенчатые коробки передач н легковых и грузовых автомобилях и автобусах.
Конструкция коробки передач легковых автомобилей ВАЗ пд казана на рис. 4.40. Коробка передач механическая, четырехст пенчатая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, синхронизаторами и неавтоматическая (с ручным управлением)
Коробка имеет четыре передачи для движения вперед и од~ передачу для движения назад. Шестерни всех передач (кром заднего хода) — косозубые, что уменьшает шум при работе кОк робки передач, имеют постоянное зацепление. Шестерни переда; чи заднего хода — прямозубые. Передачи для движения впер включаются с помощью синхронизаторов, а для движения назад передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переклю. чаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода впе ред и назад для переключения передач.
|
|
В отлитом из алюминиевого сплава картере 22 коробки переда" на подшипниках установлены первичный (ведущий) /, вторич ный (ведомый) 8 и промежуточный 21 валы. Первичный вал вы; полнен как одно целое с шестерней 3, находящейся в постоян, ном зацеплении с шестерней 23 промежуточного вала, представ, ляющего собой блок шестерен. На вторичном валу свободно уста новлены шестерни 5, 6 и 9 соответственно ПТ, II и I передач находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими ше стернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестк закреплены ступицы синхронизаторов 4 и 7 и шестерня /Язадне го хода. Промежуточная шестерня 16 заднего хода свободно уста,
^У 18 17 16 15
ЛИ 1и_ -* I 5 6 78 9 10 |
/ 23 22 21 20 19 а
/ 3 4
^■18 |
—=-Э ■ пп
16 3-Х.—' х/7 |
I
23 21
30 29 |
31 32 |
Ъ^€ |
29 30 |
/Г
\^г^й
3029 |
-*- 32 31
Рис. 4.40. Коробка передач легковых автомобилей ВАЗ:
а — обший вид' б, г — схемы коробки и синхронизатора; в — синхронизатор; / — первичный вал; 2, 12, 14, 19 - крышки; 3, 5, 6, 9, Ю, 16, 17, 23 - шестерни; 4, 7- синхронизаторы; 8— вторичный вал; //, 29— пружины; 13 — рычаг; 13 ~ вилка; 18 - ось; 20 - пробка; 21 - промежуточный вал; 22 - картер; 24. 26, 28 — ползуны; 25 - фиксатор; 27 — замок; 30 - кольцо; 31 - ступица; 32 — муфта; I — IV — передачи
новлена на оси 18. При включении I и II передач синхронизатор 7 соединяет соответственно шестерни 6 и 9 с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 4 соединяет соответственно шестерню 5 и первичный вал / с вторичным валом. Задний ход включается вилкой 15 путем введения в зацепление шестерни 16 с шестернями 17 и 10. Картер коробки передач закрывается крышками 19, 2 и 14. Под нижнюю 19 я заднюю 14 крышки установлены прокладки. Синхронизатор состоит из ступицы 31, скользящей муфты 32, блокирующих колец 30 и пружин 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32. Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за;. счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненным на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется с вторичным валом, и передача включается.
Механизм переключения коробки передач включает рычаг переключения 13, ползуны 24, 26 и 28 с вилками, шариковые фиксаторы 25 и замок 27. Рычаг 13 прижимается пружиной // к сферической поверхности крышки 12 шаровой опоры и имеет фигурный конец, который при переключении передач входит в пазы вилок. Вилки, установленные на ползунах, входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов 4 и 7 и промежуточной шестерни 16, заднего хода. Шариковые фиксаторы 25 удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях, а замок 27 исключает одновременное включение двух передач. Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещений среднего ползуна 26 оба сухаря выходят из его углублений и запи- -рают крайние ползуны 24 и 28, исключая их смещение. При пере-' мещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углуб-.> ления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, что исключает включение двух передач одновременно.
|
|
Коробка передач крепится к заднему торцу картера сцепления. В нее через резьбовое отверстие с пробкой 20 заливают трансмиссионное масло. Внутренняя полость коробки передач через сапун сообщается с атмосферой. Масло из коробки передач сливается
через резьбовое отверстие с пробкой, расположенное в нижней крышке 19.
На рис. 4.41 представлена трехвальная коробка передач легковых автомобилей ГАЗ. Коробка передач четырехступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами для переключения передач и с непосредственным управлением.
В картере 2 коробки передач и удлинителе 12 на подшипниках установлены первичный / и вторичный 13 валы. Первичный вал изготовлен вместе с шестерней 19, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 18 промежуточного вала 16, представляющего собой блок шестерен, который установлен на игольчатых подшипниках на оси 17, закрепленной в картере 2.
На вторичном валу свободно установлены косозубые шестерни 6, 7 и 9 соответственно III, II и I передач, которые находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу жестко закреплены ступицы синхронизаторов 3 и 8. Промежуточная шестерня 15 заднего хода свободно установлена на оси 14, закрепленной в картере. При включении I и II передач синхронизатор 8 соединяет соответственно шестерни 9 и 7с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 3 соединяет соответственно шестерню 6 и первичный вал / с вторичным валом. Задний ход включается вилкой путем введения в зацепление промежуточной шестерни 15 одновременно с соответствующей шестерней блока шестерен промежуточного вала 16 и зубчатым венцом муфты синхронизатора 8.
|
|
Синхронизатор — разборный, состоит из ступицы 23, скользящей муфты 21, блокирующих колец 20, пружинных колец 24 и сухарей 22. Ступица синхронизатора жестко крепится на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы и три паза. На шлицах установлена скользящая муфта, а в пазах размещены сухари. Сухари прижимаются к шлицам скользящей муфты пружинными кольцами.
Бронзовые блокирующие кольца 20 имеют внутреннюю коническую поверхность, наружные зубья с торцовыми скосами и три паза, куда входят сухари и ширина которых больше ширины сухарей. Работа синхронизатора аналогична работе синхронизаторов, описанных ранее.
Механизм переключения передач находится в крышке 11 коробки передач и включает рычаг переключения 10, ползуны 5 с вилками 4, шариковые фиксаторы, блокирующий штифтовой замок и пружинный предохранитель включения заднего хода. При переключении передач нижний конец рычага входит в пазы головок ползунов, которые через вилки связаны со скользящими Муфтами синхронизаторов и промежуточной шестерней заднего хода.
Шариковые фиксаторы удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях. Блокирующий замок исключает одновременное включение двух передач. Пружинный предохранитель исключает ошибочное включение заднего хода при включении I или II передач, так как для включения заднего хода необходимо прилагать большее усилие.
На рис. 4.42 показана конструкция коробки передач, применяемой на грузовых автомобилях ГАЗ. Коробка передач трехвальная, четырехступенчатая, с синхронизаторами и непосредственным управлением.
Рис. 4.42. Коробка передач грузовых автомобилей ГАЗ:
(~- предохранитель; 2, 14, 18 — первичный, вторичный и промежуточный валы; '> Я 10, 11, 15, 17 — шестерни; 4 — картер; 5 — ползун; 6 — фиксатор; 7 — Рычаг; 8— крышка; 12— вилка; Л? — замок; 16— ось; 19— синхронизатор
*™,„ 193
Первичный 2 и промежуточный /<?валы коробки передач связаны между собой через косозубые шестерни 3 и //постоянного' зацепления. В постоянном зацеплении также находятся косозубые шестерни 9 и 10(11 и III передачи) вторичного вала с соответствующими шестернями промежуточного вала. При этом шестерни указанных передач свободно установлены на вторичном валу и име ют возможность вращаться относительно вала. На промежуточно валу шестерни изготовлены совместно с валом. Шестерня 7/ (I передача) прямозубая и установлена на шлицах вторичного вала'-На вторичном валу также установлен синхронизатор 19, с помо щью которого производится включение III и IV передач. Консг рукция и работа синхронизатора такие же, как и в коробке пере, дач легковых автомобилей ГАЗ. Включение I и II передач осушест вляется перемещением шестерни 11 на вторичном валу. Задни ход включается перемещением блока из двух шестерен 15, кото рый установлен на отдельной оси 16.
Механизм переключения передач размещен в крышке <? карте ра 4 коробки передач. Он состоит из рычага 7, ползунов 5 с вилк' ми 12, шариковых фиксаторов 6 с пружинами, блокирующе замка 13 и пружинного предохранителя /. Переключение переда, осуществляется рычагом, ползунами и вилками. Фиксация вклю ченных передач выполняется шариковыми фиксаторами 6, а о новременное включение двух передач предотвращается замком I Ошибочно включение заднего хода при включении I и II переда исключается пружинным предохранителем /. Он позволяет вкл чать задний ход только при большем усилии на рычаге перекл чения, чем при включении I и II передач.
Коробка передач грузовых автомобилей ЗИЛ представлена рис. 4.43. Коробка трехвальная, пятиступенчатая, с синхронизато рами и с неавтоматическим непосредственным управлением. Вы шая V передача в коробке передач — прямая.
В картере 9 коробки передач на подшипниках установлен три вала — первичный /, вторичный 10 и промежуточный / Вместе с первичным валом изготовлена ведущая косозубая шео терня 2, соединенная с ведомой шестерней 17, которая закре лена на шпонке на промежуточном валу. Промежуточный вал / изготовлен совместно с ведущей прямозубой шестерней // пе вой передачи. На нем также на шпонках установлены всдущ" косозубые шестерни второй 12, третьей 14 и четвертой 15 пер дач. Прямозубая шестерня 8 первой передачи и заднего хода у тановлена подвижно на шлицах вторичного вала, а ведомые к созубые шестерни второй 7, третьей 5 и четвертой 4 передач свободны и находятся в постоянном зацеплении с ведущим шестернями 12, 14 и 15. На вторичном валу на шлицах устано лены синхронизаторы 6 и 3 для включения соответственно II III, IV и V передач.
Рис. 4.43. Коробка передач грузовых автомобилей ЗИЛ:
а — продольный разрез; б — синхронизатор; / — первичный вал; 2, 4, 5, 7, 8,
И- 12, 13, 14, /5, 17, 18, 19 — шестерни; 3, 6 — синхронизаторы; 9 — картер;
К) — вторичный вал; 16 — промежуточный вал; 20 — ось; 21, 23 — пальцы; 22 —
муфта; 24 — кольцо; /, // — положения пальцев
Синхронизатор неразборный и состоит из муфты 22 с внутренними шлицами и с двумя наружными зубчатыми венцами, двух бронзовых колец 24 с внутренними коническими поверхностями, трех блокирующих пальцев 21 с выточками посередине и трех фиксирующих разрезных пальцев 23 с пружинами и с выточками в средней части. Во фланце муфты 22 выполнены шесть отверстий, через три из которых проходят блокирующие пальцы, жестко соединяющие бронзовые кольца. Через остальные три от верстия проходят фиксирующие пальцы, удерживающие в сред^ нем положении бронзовые кольца относительно муфты.
При включении передачи муфта 22 передвигается по шлица вторичного вала 10 и через фиксирующие пальцы 23 перемещав бронзовые кольца 24 к ведомой шестерне включаемой передачи, свободно вращающейся на вторичном валу. При соприкоснове нии конических поверхностей бронзового кольца и шестерни коль" ца поворачиваются относительно муфты вместе с блокирующим пальцами. При этом пальцы смещаются относительно центро отверстий (положение Г), упираются выточками в края отверсти и препятствуют дальнейшему передвижению муфты и, следова тельно, включению передачи. При дальнейшем увеличении сил-сжатия конических поверхностей бронзового кольца и шестерн увеличивается трение между ними и выравниваются их скорое вращения. При этом кольца с блокирующими пальцами возврата, ются в исходное положение относительно муфты (положение Щ Муфта свободно передвигается и ее наружный зубчатый вене входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерн включаемой передачи. Таким образом происходит бесшумное вклю чение передачи. При выключении передачи муфта передвигаете' в исходное положение относительно бронзовых колец, в резуль тате чего зубчатые венцы муфты и шестерни включенной переда чи оказываются разъединенными.
При включении I передачи шестерня 8 вводится в зацеплени с шестерней 11, а для включения заднего хода — с шестерней / блока шестерен заднего хода, шестерня 19 которого находится постоянном зацеплении с шестерней 75. В этом случае вторичнк вал вращается в обратном направлении. Блок шестерен задне~ хода установлен на оси 20 на игольчатых подшипниках.
Механизм переключения передач находится в крышке короб ки передач. Он состоит из рычага, трех ползунов с вилками, тре шариковых фиксаторов с пружинами, шарикового замка со штиф: том и плунжерного предохранителя с пружиной. Фиксаторы ис ключают самопроизвольное выключение передач, замок — одно временное включение двух передач, а предохранитель — ошибоч ное включение заднего хода при включении I передачи.
На рис. 4.44 представлена коробка передач грузовых автомоби лей МАЗ. Коробка передач трехвальная, пятиступенчатая, с сиЯ
хронизаторами и с неавтоматическим дистанционным управлением. Высшая V передача в коробке передач повышающая, а IV — прямая. Повышающая передача используется при движении по хорошим дорогам, а также при движении автомобиля с неполной нагрузкой. При этом уменьшается расход топлива и повышается долговечность двигателя, так как на повышающей передаче обес-
Рис. 4.44. Коробка передач грузовых автомобилей МАЗ:
а — продольный разрез; 6 — привод; в — синхронизатор; /, 9, 10 — первичный,
вторичный и промежуточный валы; 2, 6 — синхронизаторы; 3, 14 — рычаги; 4,
5- 7, 8, П, 12, 16- шестерни; 13— насос; 15- шарнир; /7, 23— кольца; 18-
прорезь; 19 — корпус; 20 — фиксатор; 21 — штифт; 22 — муфта
печивается работа двигателя с меньшей частотой вращения коленчатого вала.
Первичный вал / выполнен вместе с шестерней постоянного зацепления, а промежуточный вал 10 — с шестерней // первой передачи. Остальные шестерни, в том числе и шестерня /2 отбора мощности, закреплены на промежуточном валу при помощи шпонок.
На вторичном валу установлены шестерни первой 8 передачи и заднего хода, второй 7, третьей 5 и пятой 4 передач, а также синхронизаторы 2 и 6. Внутри вторичного вала выполнен осевой канал, в который поступает масло для смазывания втулок, свободно установленных на валу шестерней II, III и V передач. Масло в канал нагнетается шестеренным насосом 13, который приводится в движение от промежуточного вала. Все шестерни коробки передач, кроме шестерни I передачи и заднего хода, — косозубые, и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни I передачи и, заднего хода — прямозубые.
При включении I передачи шестерня 8 вводится в зацепление; с шестерней // промежуточного вала, а при включении заднего' хода — с блоком шестерен заднего хода, установленным в картере коробки передач на оси на игольчатых подшипниках. Включение II и III передач осуществляется синхронизатором 6, а IV и V передач — синхронизатором 2.
Синхронизаторы имеют одинаковую конструкцию и отличаются только размерами — синхронизатор II и III передач больш синхронизатора IV и V передач.
Синхронизатор состоит из муфты 22 и корпуса 19. Муфта име ет внутренние шлицы, два наружных зубчатых венца и выступы в которых размещаются шариковые фиксаторы 20 с пружинами \ штифты 21. Корпус имеет фигурные прорези 18, и внутри него обоих концов запрессованы бронзовые конические кольца 23 Муфта находится внутри корпуса и соединяется с ним шарико выми фиксаторами, а ее выступы проходят через фигурные про рези. Штифтами муфта соединена с кольцом 17, связанным с вил кой переключения передач. Шестерни 16 передач, включаемь синхронизатором, имеют наружные конусные поверхности и внут ренние зубчатые венцы, соответствующие наружным зубчатым вен цам муфты синхронизатора.
При переключении передачи передвигается муфта 22 и вместе ней корпус 19 синхронизатора. Конусной поверхностью кольцо 2 прижимается к конусной поверхности шестерни 16, свободн вращающейся на вторичном валу. От трения, возникающего меж^ поверхностями, корпус повернется на некоторый угол и его вьГ, ступы упрутся в края фигурных прорезей, препятствуя передвИ, жению муфты. После выравнивания скоростей вращения муфты шестерни корпус повернется в исходное положение, не препят
ствуя продвижению муфты. При дальнейшем перемещении муфты ее зубчатый венец войдет в зацепление с зубчатым венцом шестерни, и передача будет бесшумно включена. Выключение передачи производится передвижением муфты в исходное положение относительно корпуса синхронизатора, вследствие чего зубчатые венцы муфты и шестерни включенной передачи разъединяются. Управление коробкой передач — неавтоматическое дистанционное. Рычаг 14 переключения передач соединяется с коробкой передач механическим приводом, включающим тяги, валики и карданные шарниры 15. Привод соединен с рычагом 3 механизма переключения, находящегося в крышке коробки передач. Конец рычага входит в пазы головок ползунов с вилками переключения. Механизм переключения также включает пружинные шариковые фиксаторы, плунжерный замок со штифтом и пружинный предохранитель. Фиксаторы исключают самопроизвольное выключение передач, замок — одновременное включение двух передач, а предохранитель — ошибочное включение заднего хода при включении I передачи.
Многовальные коробки передач. Для получения большого числа передач — от 8 до 24 — применяются многовальные коробки передач. Они представляют собой четырех-, пяти- или шестисту-пенчатые трехвальные коробки передач со встроенными или совмещенными дополнительными коробками передач (редукторами). При этом дополнительная коробка передач может быть повышающей или понижающей.
Повышающая коробка передач называется делителем или мультипликатором. Делитель устанавливается перед коробкой передач и увеличивает число передач в два раза. Обычно он имеет две передачи: прямую с передаточным числом ик = 1 и повышающую с передаточным числом ик < I. Делитель не увеличивает передаточные числа коробки передач, а только уменьшает разрыв между передаточными числами соседних передач, увеличивая на 20... 25 % их диапазон.
Понижающая коробка передач называется демультипликатором. Демультипликатор устанавливается за коробкой передач. Он имеет две или три передачи: прямую с ик = I и понижающие с ик> 1. Демультипликатор увеличивает число передач в 2 — 3 раза и передаточные числа коробки передач, значительно расширяя их диапазон.
Многовальные коробки передач используются на автомобилях большой грузоподъемности, а также на автомобилях-тягачах, работающих с прицепами и полуприцепами.
На рис. 4.45 представлена конструкция коробки передач грузовых автомобилей КамАЗ. Коробка передач пятивальная, десяти-стУпенчатая, синхронизированная, с делителем и с неавтоматическим дистанционным управлением.
крутящий момент двигателя передается с шестерни 2 на шестерню 13 промежуточного вала и далее на промежуточный вал 9 коробки передач. При этом уменьшается передаваемый крутящий момент и увеличивается скорость движения. Это обеспечивает работу автомобиля при небольших нагрузках с высокой скоростью движения, что способствует экономии топлива.
Размещение делителя в отдельном картере позволяет исполь-зоиать основную коробку передач и без делителя на самосвалах и других автомобилях, где это целесообразно. При установке делителя отдельные детали основной коробки передач заменяются (первичный вал и др.).
Механизм переключения передач основной коробки передач имеет дистанционный механический привод управления. В привод (рис. 4.46) входят рычаг 1 переключения, передняя 2 и промежу-