Системы питания двигателей 11 страница

13 12 11 10

Рис. 4.45. Коробка передач грузовых автомобилей КамАЗ:

/ — ведущий вал; 2, 13 — шестерни; 3 — первичный вал; 4, 5, 6 — синхрониза­торы; 7— муфта; 8 — вторичный вал; 9, 11 — промежуточные валы; 10, 12

картеры

Коробка передач состоит из двух частей — основной пятисту­пенчатой коробки передач и делителя. Делитель выполнен в от­дельном картере 12 с картером сцепления и прикреплен к карте­ру 10 коробки передач. В картере 10 основной коробки передач размещены первичный 3, вторичный 8 и промежуточный 9 валы., Косозубые шестерни коробки передач находятся в постоянном' зацеплении. Включение IV и V, а также II и III передач произво­дится соответственно синхронизаторами 5 и 6. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой 7. Син­хронизаторы имеют конструкцию, аналогичную синхронизаторам грузовых автомобилей ЗИЛ (см. рис. 4.43).

Делитель имеет ведущий 1 и промежуточный // валы, две ше­стерни 2 и 13 постоянного зацепления и зубчатую муфту с син­хронизатором 4 для включения прямой и повышающей передач с передаточными числами соответственно ик= 1 и мк = 0,815. Проме-, жуточный вал // делителя соединен шлицами с промежуточным: валом 9 коробки передач. Шестерня 2 установлена свободно на, ведущем валу и вращается относительно вала.

При включении прямой передачи ведущий вал / делителя и первичный вал 3 коробки передач жестко соединяются напрямую с помощью зубчатой муфты. При этом крутящий момент, переда^ ваемый от двигателя к коробке передач, не изменяется по вели' чине. При включении повышающей передачи шестерня 2фикси-. руется синхронизатором на ведущем валу /делителя. В этом случав


Рис. 4.46. Приводы переклю­чения коробки передач (а) и Делителя (б) грузовых авто­мобилей КамАЗ:

1, 3, 5 — рычаги; 2, 4 — тяги; б — крышка; 7 — переключа­тель; 8 — кран; 9— воздухорас­пределитель; 10, 11 — клапаны; !2 — упор; 13 — пневмоии-линдр; В, Н — положения пе­реключателя



точная 4 тяги, рычаг 3 передачи и шток с рычагом 5 механизма переключения передач, который находится в крышке 6 коробки передач.

Механизм переключения передач делителя имеет пневматиче­ский привод. Привод состоит из переключателя 7, находящегося на рычаге 1 коробки передач, редукционного клапана 10, пнев-моцилиндра 13, воздухораспределителя 9, клапана // включения делителя, крана 8 и трубопроводов.

При установке переключателя в положение И (низшая) или В (высшая) передача золотник крана # перемещается тросом. Сжа­тый воздух от редукционного клапана /# поступает в соответству­ющую полость воздухораспределителя 9, устанавливая при этом1 его золотник в необходимое положение. При выключении сцепле-, ния упор 12, установленный на толкателе рычага выключения сцепления, открывает клапан 11, и сжатый воздух проходит в воздухораспределитель 9 и далее в нужную полость пневмоиилин-дра 13, перемещая его поршень и выключая передачи в делителе*;' Следовательно, переключатель можно включать заранее, однако;, переключение передач в делителе произойдет только при выклю-'-, чении сцепления. Такое полуавтоматическое переключение пере­дач делителя значительно облегчает его применение.

Многовальная коробка передач (рис. 4.47, а) грузовых автомо­билей ЗИЛ состоит из основной коробки передач и демультипли-, катора. Она имеет восемь основных передач для движения вперед, (передача VIII — прямая с ик = 1), дополнительную «ползущую»' передачу к ~ 11,4) и передачу заднего хода.

Такое число передач позволяет изменять крутящий момент дви­
гателя в широком диапазоне и выбирать наиболее экономичный,
режим движения автомобиля. ■;

В картере 30 основной коробки передач на подшипниках уста-, новлены первичный 1, вторичный 29 и промежуточный 28 валы,,

Первичный вал выполнен вместе с косозубой шестерней, ко-., торая находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 привода,-промежуточного вала. На вторичном валу шестерни всех передач, установлены на роликовых подшипниках и свободно вращаются относительно вала.

Промежуточный вал изготовлен за одно целое с прямозубыми', шестернями 20 «ползущей» передачи и 23 заднего хода. Косозубыс шестерни остальных передач напрессованы на промежуточный вал.;

Все шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеп-1 лении.

Для включения передач I —VIII служат синхронизаторы 25 и 32,. а для включения «ползущей» передачи и заднего хода — муфта 21- Они установлены на шлицах вторичного вала.

Конструкция синхронизаторов и их работа аналогичны син­хронизаторам пятиступенчатой коробки передач грузовых автомо-


билей ЗИЛ (см. рис. 4.43), которая была рассмотрена ранее. Однако эти синхронизаторы имеют шесть, а не три блокирующих пальца.

Механизм переключения коробки передач находится в отдель­ном корпусе, который прикреплен к крышке коробки передач. В механизм входят (рис. 4.47, 6) рычаг 33 переключения передач, рычаг 4 включения передач, серьга 34 и вал 35. Рычаг включения передач закреплен на валу 35, а рычаг 33 переключения передач связан с валом шарнирно. Пружинный демпфер 37 предназначен для фиксации его промежуточных ходов.

При перемещении рычага 33 вперед или назад серьга 34 вместе с валом 35 поворачиваются. При этом рычаг 4 включения своим нижним концом перемещает тот ползун механизма переключе­ния передач, в пазу головки которого он находится.

На ползунах 2 закреплены вилки 8 переключения передач, с помощью которых перемещаются по шлицам вторичного вала ка­ретки синхронизаторов 25, 32 и муфта 21.

В нейтральном положении рычага 33 рычаг 4 находится в сред­нем фиксированном положении, и его нижний конец входит в паз головки ползуна III и IV передач.

При перемещении рычага 33 из нейтрального положения вле­во рычаг 4 перемещается вправо, и его нижний конец входит в паз головки ползуна включения I и II передач, а при дальнейшем перемещении рычага — в паз головки «ползущей» передачи и пе­редачи заднего хода.

При перемещении рычага 33 вправо рычаг '/включения пере­мещается влево, и его нижний конец последовательно входит в пазы головок ползунов I —IV передач, которые при включении прямой передачи к = 1) в демультипликаторе преобразуются соответственно в передачи V—VIII.

Механизм включения передач размещен в крышке 7(см. рис. 4.47, а) коробки и состоит из трех ползунов 2 с вилками, головок 3 пол­зунов, трех шариковых фиксаторов 6 с пружинами и замочного устройства, состоящего из двух пар шариков и штифта между ними. Фиксаторы исключают самопроизвольное выключение передач, а замочное устройство — одновременное включение двух и более передач.

Демультипликатор размещен в отдельном картере 18, при­крепленном сзади к картеру 30 коробки передач. Он представляет собой двухступенчатый планетарный редуктор и имеет две переда­чи: прямую к = 1) и понижающую (ик = 3,3).

Демультипликатор включает в себя вал 15 с сателлитами 11 и их осями, солнечную шестерню 10, коронную шестерню 12 со ступицей, блокировочный диск 13 и синхронизатор 17.

Вал демультипликатора установлен на шариковом подшипнике и через сателлиты связан с солнечной и коронной шестернями. Для включения передач демультипликатора на валу /5 размещен син-






 

3130 29 28 27 26 25






ю

о


Рис. 4.47. Коробка передач с демультипликатором грузовых автомобилей ЗИЛ:

а — продольный разрез; б — механизм переключения; /, 15, 28, 29, 35 — валы коробки; 2 — ползун; 3 — головка; 4, 33 — рычаги; 5 — блок клапанов; 6, 36 — фиксаторы; 7 — крышка; 8, 14 — вилки; 9 — пневмоцилиндр; 10 — солнечная шестерня; // — сателлит; 12 — коронная шестерня; 13 — блокировочный диск; 16 — втулка шлицевая; 17, 25, 32 — синхронизаторы; 18, 30 — картеры; 19 — насос; 20, 23 — шестерни передач «ползущей» и заднего хода; 21 — муфта; 22 — промежуточная шестерня заднего хода; 24 — шестерня I и V передач; 26— шестерня II и VI передач; 27 — шестерня III и VII передач; 31 — шестерня привода; 34— серьга; 37 —

демпфер


хронизатор, конструкция и работа которого аналогичны синхрони­заторам 25 и 32 коробки передач. Солнечная шестерня /Оустанов-лена на шлицевом конце вторичного вала 29 коробки передач.

Механизм переключения передач демультипликатора состоит из вилки 14, вала вилки и рычага вала. Привод механизма пере­ключения — пневматический. В привод входят блок клапанов 5, пневматический цилиндр 9 и соединительные шланги.

Блок клапанов имеет два клапана, которые работают последо^ вательно. Сжатый воздух к блоку подводится из пневмосистемьГ автомобиля. При включении «ползущей», I —IV передач и задне­го хода сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 9, включая1, низшую передачу демультипликатора. При включении V—VIII пе-' редач поступивший в пневмоцилиндр сжатый воздух включает вг демультипликаторе прямую передачу.

Детали коробки передач и демультипликатора смазываются1 маслом, заливаемым в их картеры. Система смазывания — сме­шанного типа: под давлением, разбрызгиванием и масляным ту-' маном. Масляный насос 19 под давлением подает масло к под-, шипникам коробки передач и демультипликатора. Остальные их1 детали смазываются разбрызгиванием масла и масляным туманом.

Гидромеханические коробки передач. Основным неудобством при использовании механических ступенчатых коробок передач явля­ется то, что водителю для переключения передач постоянно при­ходится нажимать на педаль сцепления и перемещать рычаг пере-' ключения передач. Это требует от него затрат значительных физи­ческих сил, особенно в условиях городского движения или при; управлении автомобилем, работающим с частыми остановками. Для устранения таких неудобств и облегчения работы водителя на легковых, грузовых автомобилях и автобусах все более широкое; применение получают гидромеханические коробки передач. Они1 выполняют одновременно функции сцепления и коробки передач с автоматическим или полуавтоматическим переключением пере-, дач. При гидромеханической коробке передач управление движе­нием автомобиля осуществляется педалью подачи топлива и при необходимости тормозной педалью.

Гидромеханическая коробка передач состоит из гидротрансфор­матора и механической коробки передач. При этом механическая ■ коробка передач может быть двух-, трех- или многовальной, а также планетарной.

Гидромеханические коробки с вальными механическими ко­робками передач применяются главным образом на грузовых ав­томобилях и автобусах. Для переключения передач в таких коробках используются многодисковые муфты (фрикционы), работающие в масле, а иногда — для включения низшей передачи и заднего хода — зубчатая муфта. Переключение передач фрикционами про­исходит без снижения скорости вращения коленчатого вала дви-'


гатсля, т.е. бесступенчато — без разрыва передаваемых мощности и крутящего момента.

Гидромеханические коробки с планетарными механическими коробками передач получили наибольшее распространение и при­меняются на легковых, грузовых автомобилях и в автобусах. Их преимущества: компактность конструкции, меньшие металлоем­кость и шумность, больший срок службы. К недостаткам относят­ся сложность конструкции, высокая стоимость, пониженный КПД. Переключение передач в этих коробках производится при помо­щи фрикционных муфт и ленточных тормозных механизмов. При этом при включении одной передачи часть фрикционных муфт и ленточных тормозных механизмов пробуксовывает, что также сни­жает их КПД.

Гидротрансформатор (рис. 4.48) представляет собой гидравли­ческий механизм, который размещен между двигателем и меха­нической коробкой передач. Он состоит из трех колес с лопатка­ми — насосного (ведущего), турбинного (ведомого) и реактора. Насосное колесо 3 закреплено на маховике /двигателя и образует корпус гидротрансформатора, внутри которого размещены тур­бинное колесо 2, соединенное с первичным валом 5 коробки пе­редач, и реактор 4, установленный на роликовой муфте 6 свобод­ного хода. Внутренняя полость гидротрансформатора на 3/4 своего объема заполнена специальным маслом малой вязкости.

При работающем двигателе насосное колесо вращается вместе с маховиком двигателя. Масло под действием центробежной силы поступает к наружной части насосного колеса, воздействует на лопатки турбинного колеса и приводит его во вращение. Из тур­бинного колеса масло поступает в реактор, который обеспечивает плавный и безударный вход жидкости в насосное колесо и сущест-

Рис. 4.48. Гидротрансформатор:

а общий вид; 6 — схема; / — маховик; 2 — турбинное колесо; 3 — насосное колесо; 4 — реактор; 5 — вал; 6 — муфта


венное увеличение крутящего момента. Таким образом, масло циркулирует по замкнутому кругу, обеспечивая передачу крутя­щего момента в гидротрансформаторе. Характерной особеннос­тью гидротрансформатора является увеличение крутящего момента при его передаче от двигателя к первичному валу коробки пере­дач. Наибольшее увеличение крутящего момента на турбинном колесе гидротрансформатора получается при трогании автомоби­ля с места. В этом случае реактор неподвижен, так как заторможен муфтой свободного хода. По мере разгона автомобиля увеличива­ются скорости вращения насосного и турбинного колес. При этом муфта свободного хода расклинивается, и реактор начинает вра­щаться с увеличивающейся скоростью, оказывая все меньшее влияние на передаваемый крутящий момент. После достижения реактором максимальной скорости вращения гидротрансформа­тор перестает изменять крутящий момент и переходит на режим работы гидромуфты. Таким образом происходит плавный разгон автомобиля и бесступенчатое изменение крутящего момента.

Гидротрансформатор автоматически устанавливает необходи­мое передаточное число между коленчатым валом двигателя и ве­дущими колесами автомобиля. Это обеспечивается следующим образом: с уменьшением скорости вращения ведущих колес авто­мобиля при увеличении сопротивления движению возрастает ди­намический напор жидкости от насоса на турбину, что приводит к росту крутящего момента на турбине и, следовательно, на веду­щих колесах автомобиля.

Планетарная коробка передач включает в себя планетарные ме­ханизмы. В простейшем планетарном механизме (рис. 4.49) сол­нечная шестерня 6, закрепленная на ведущем валу 1, находится в за­цеплении с шестернями-сателли­тами 3, свободно установленны­ми на своих осях. Оси сателлитов закреплены на водиле 4, жестко соединенном с ведомым валом 5, а сами сателлиты находятся в за­цеплении с коронной шестерней 2, имеющей внутренние зубья.

Рис. 4.49. Планетарный меха­низм: / — ведущий вал; 2 — коронная шестерня; 3 — сателлиты; 4 — во­дило; 5 — ведомый вал; 6 — сол­нечная шестерня; 7 — тормоз

Передача крутящего момента с ведущего вала) на ведомый вал 5 возможна только при заторможен­ной коронной шестерне 2 при по­мощи ленточного тормоза 7. В этом случае при вращении шестерни 6 сателлиты 5, перекатываясь по зу­бьям неподвижной шестерни 2, начнут вращаться вокруг своих


осей и одновременно через водило Сбудут врашать ведомый вал 5. При растормаживании шестерни 2 сателлиты 3, свободно перека­тываясь по шестерне 6, будут вращать шестерню 2, а вал 5 будет оставаться неподвижным.

На рис. 4.50 приведена схема гидромеханической коробки пе­редач, которая состоит из гидротрансформатора, трехвальной двухступенчатой механической коробки передач и системы управ­ления. Наличие двухступенчатой механической коробки передач увеличивает диапазон регулирования крутящего момента. Гидро­механическая коробка передач включает ведущий 19, ведомый 5 и промежуточный 12 валы с шестернями, многодисковые фрикци­онные сцепления 2, 3, 17 (фрикционы) и зубчатую муфту 4 с приводом. К системе управления относятся передний 15 и зад­ний 14 гидронасосы и центробежный регулятор 8, который воз­действует на фрикционы 2, 3, 17, обеспечивающие переключе­ние передач.

В нейтральном положении все фрикционы выключены, и при работающем двигателе крутящий момент на вторичный вал 5 не передается. На I (понижающей) передаче системой управления автоматически включается фрикцион 2. При этом ведущая шес­терня /, свободно установленная на ведущем валу 19 коробки передач, блокируется с валом, а зубчатая муфта 4 устанавлива­ется вручную в положение переднего хода с помощью дистан­ционной системы управления. Крутящий момент на I передаче от

18 19 1 2 3 4

Рис. 4.50. Схема гидромеханической коробки передач:

А 6, 7, 9, 10, 11, 13— шестерни; 2, 3, 17— фрикционы; 4— муфта; 5, 12, 19 —

неломый, промежуточный и ведущий валы; 8 — регулятор; 14, 15— насосы;

16— коленчатый вал; 18— гидротрансформатор





гидротрансформатора передается через фрикцион 2, шестерни 7, 13, //, Ю и зубчатую муфту 4 на ведомый вал 5 коробки передач.

При разгоне на I передаче, когда гидротрансформатор автомати­чески осуществляет заданный диапазон регулирования крутящего момента, скорость возрастает до оптимального значения для пере­ключения на II передачу. В этом случае центробежный регулятор 8 дает сигнал на включение фрикциона 3 и отключение фрикциона 2.

Автоматическая система управления обеспечивает включение II (прямой) передачи, при этом крутящий момент от первичного нала 19 коробки передач передается через фрикцион 3 непосред­ственно на вторичный вал, и скорость автомобиля возрастает до значения, определяемого диапазоном регулирования гидротранс­форматором.

На рис. 4.51 представлена двухступенчатая гидромеханическая коробка передач легкового автомобиля. Она состоит из гидротранс­форматора /, механической планетарной коробки передач с мно­годисковым фрикционом 3 и двумя ленточными тормозными ме­ханизмами 2 и 4 и гидравлической системы управления с кнопоч­ным переключением передач. Кнопки соответственно означают: нейтральное положение, задний ход, I передача и движение с автоматическим переключением передач. В двухступенчатой меха­нической коробке передач имеются два одинаковых планетарных механизма 5 и 6.

В нейтральном положении фрикцион 3, а также тормозные механизмы 2 и 4 выключены. Трогание автомобиля с места проис­ходит при включенной I передаче. В этом случае масло под давлени­ем поступает в цилиндр тормозного механизма 2, лента которого затягивается, и солнечная шестерня планетарного механизма 6 останавливается.

Если включена кнопка «Движение», то при разгоне автомоби­ля происходит автоматическое переключение на II передачу, что обеспечивается одновременным выключением тормозного меха­низма 2 и включением фрикциона 3. В этом случае планетарные механизмы 5 и 6 блокируются и вращаются как одно целое.

Для движения автомобиля задним ходом включается только тормозной механизм 4.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение коробок передач?

2. Что представляют собой ступенчатые коробки передач?

3. На каких типах автомобилей применяются двух-, трех- и много-ьальные коробки передач?

4. Каково назначение дополнительных коробок передач?

5. Как устроены гидромеханические коробки передач, на каких авто­мобилях они применяются и какие эксплуатационные свойства повы­шают?


По числу передач

4.4. Раздаточная коробка

Назначение и типы. Раздаточной коробкой передач называется дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий мо­мент двигателя между ведущими мостами автомобиля.

Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и повышения проходимости автомобиля. Она од­новременно выполняет функции демультипликатора, что позво­ляет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее использовать автомобили в различных дорожных усло­виях.

В зависимости от назначения автомобилей на них применяются раздаточные коробки различных типов (рис. 4.52).

Раздаточные коробки с соосными валами привода ведущих мостов имеют широкое применение, так как они позволяют ис­пользовать для переднего и заднего ведущих мостов одну и ту же главную передачу (взаимозаменяемую). Однако в этом случае ве­дущая шестерня главной передачи переднего моста, имея левое направление спирали зубьев, будет работать на «ввинчивание». Поэтому при ослаблении затяжки ее подшипников может про­изойти заклинивание главной передачи переднего ведущего моста.

Раздаточные коробки с несоосными ведомыми валами в отли­чие от раздаточных коробок с соосными ведомыми валами не имеют промежуточного вала. Они более компактны, менее метал­лоемки, более бесшумны при работе и имеют более высокий КПД.

Раздаточные коробки с блокированным приводом ведущих мостов позволяют использовать полную по условиям сцепления ведущих колес с дорогой тяговую силу без их пробуксовывания. Однако при движении автомобиля на повороте или на неровной дороге при блокированном приводе неизбежно проскальзывание колес, так как передние колеса проходят больший путь, чем зад­ние. В этом случае увеличивается изнашивание шин, расход топ­лива и происходит перегрузка деталей трансмиссии. Для устране-

Раздаточные коробки

1_ По приводу ведущих мостов
Од ноступе нчатые

По расположению валов привода ведущих мостов

С блокированным приводом
Двухступенчатые

С соосными валами

С несоосными валами

Трехступенчатые

С дифференциальным приводом

Рис. 4.52. Типы раздаточных коробок, классифицированных по различным признакам


ния таких отрицательных явлении передний мост отключают при движении по дорогам с твердым покрытием и включают только на тяжелых участках дороги.

Раздаточные коробки с дифференциальным приводом ведущих мостов исключают возникновение перечисленных выше отрица­тельных явлений. Применяемый в этих коробках межосевой диф­ференциал позволяет приводным валам ведущих мостов вращать­ся с разными скоростями и распределять крутящий момент дви­гателя между мостами в соответствии с воспринимаемыми ими вертикальными нагрузками. Если нагрузки одинаковы по величине, то используют симметричный дифференциал, а если неодинаковы, то несимметричный. При раздаточных коробках с дифференци­альным приводом передний мост постоянно включен. В результате изнашивание шин меньше, чем при отключении переднего моста. Однако межосевой дифференциал ухудшает проходимость авто­мобиля, так как при буксовании на месте одного из колес авто­мобиль не может начать движение. Поэтому для повышения проходимости межосевые дифференциалы выполняют с прину­дительной блокировкой.

Наибольшее распространение на автомобилях повышенной проходимости получили двухступенчатые раздаточные коробки.

Конструкция раздаточных коробок. На рис. 4.53 представлена раздаточная коробка грузовых автомобилей ГАЗ повышенной про­ходимости. Коробка двухступенчатая с прямой и понижающей передачами и блокированным приводом. Валы ведущий /, про­межуточный 8 и приводов переднего 10 и заднего 7 мостов установ­лены на шариковых подшипниках в картере 3 и крышке 6 раздаточ­ной коробки. Задним концом ведущий вал / опирается на цилин­дрический роликовый подшипник в выточке вала 7. На шлицах валов установлены шестерня 4 понижающей и прямой передач, шестерня 9 включения переднего моста и ведомые шестерни 2 и // понижающей передачи и вала привода переднего моста. Шестер­ня 5 изготовлена вместе с валом 7. Все шестерни раздаточной ко­робки прямозубые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: