Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие

Исходя из того, что проблемы «взрослого» конфликтного взаимодействия (и в его деструктивных, и в его конструктивных формах) были предметом нашего посто­янного внимания на протяжении всей книги, мы ограничимся в этом разделе не­сколькими общими замечаниями.

Западная культура накопила безусловный опыт навыков поведения в конфлик­тах и стратегий их преодоления, в основе которого лежат правила рыночных отно­шений. Рассуждая об этом, А. Г. Здравомыслов пишет: «Теперь каждый америка­нец воспитывается на основе усвоения таких истин: конфликты существуют, они правомерны и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои соб­ственные интересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение конфликта способно нанести людям, участвующим в этих конфликтах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который можно было бы ожидать, настаивая на своих собственных интересах — ибо другие люди также обладают своими интересами, и они будут их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих интересов — открытый переговорный процесс с теми, от кого зависит возможность реализации этих интересов. В конце концов, можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором т одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной практики являются рыночные отношения, отношения договора и сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка возможных выгод и потерь от той или иной акции».

(Здравомыслов, 1995, с. 28-29). В связи с этим уместно сослаться на замечание Р. Мэя, который обращает внимание на подмеченную социологами тенденцию со­циальных наук поддерживать социальную этику своего времени. Тем самым «про­цесс помощи людям в действительности может делать их конформными и вести к разрушению индивидуальности» (May, 1983, р. 16).

Данное соображение должно рассматриваться не как критика сложившихся представлений о конструктивном поведении в конфликтах, а как призыв к отказу от стереотипных представлений и к поиску не просто универсальных технологий «на все случаи жизни», а стратегий, адекватных различным ситуациям интерперсо­нального взаимодействия.

Научение людей навыкам конструктивного межличностного общения имеет давние традиции, идущие еще от Т-групп. Т-группа помогает ее участникам разви­вать такие коммуникативные умения, как описание поведения другого (с акцентом на его безоценочном характере), коммуникация чувств (способность к адекватной передаче сообщений о своих внутренних состояниях), активное слушание, кон­фронтация, позволяющая людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его (Рудестам, 1990).

Группы тренинга направлены, как правило, не на разрешение конкретных кон­фликтов человека, а на помощь в совершенствовании навыков межличностного об­щения. Тем самым они часто могут рассматриваться скорее как обучающие про­граммы. В рамках группового тренинга участники приобретают умения, связанные с разрешением конфликтных ситуаций, в том числе возникающих в рамках группо­вого процесса.

Психологам подобная работа хорошо знакома. Многие из них не только имеют опыт личного участия в группах тренинга, но и сами ведут группы тренинга разной направленности. Увеличивается и число учебных пособий, которые могут исполь­зоваться в подобной работе, в том числе и отечественных авторов (например, Пси­хогимнастика в тренинге, 1999). Нет недостатка в упражнениях, направленных на формирование и развитие навыков, полезных для разрешения конфликтов. В це­лом, очевидны принципы, которые являются основой конструктивного подхода к конфликтам. В качестве иллюстрации приведем практические рекомендации из ра­бот X. Корнелиус и Ш. Фэйр и А. Минделла, которые в целом довольно типичны, особенно для широко распространенных популярных изданий на эту тему.

X. КОРНЕЛИУС, Ш. ФЭЙР: КОНФЛИКТОВАТЬ—ТАК ЧЕСТНО! НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Хочу ли я разрешить этот конфликт?

(Будь готов решить проблему.)

Вижу ли я всю картину или только свой уголок?

(Смотрите шире.)

Каковы нужды и опасения других?

(Опиши их объективно.)

Каким может быть справедливое решение?

(Давайте поговорим об этом.)

Варианты решения.

(Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам участников.)

Можем ли мы решить это вместе?

(Давайте вести дело на равных.)

Что я чувствую?

(Я чересчур эмоционален? Могу ли я:

а) посмотреть на факты;

б) дать остыть эмоциям;

в) "поделиться своими чувствами.)

Что я хочу изменить?

(Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему.)

Какие новые возможности открываются передо мной?

(Смотри на плюсы, а не на минусы.)

Как бы я чувствовал себя в их шкуре?

(Дай знать, что ты понимаешь их.)

Нужен ли нам нейтральный посредник?

(Поможет ли это нам лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемым решениям?)

Как мы оба можем выиграть?

(Ищите решения, учитывающие нужды всех участников.)

Д. МИН ДЕЛЛ:

1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.

2. Если вы избегаете конфликта потому, что считаете себя бессильным или опасаетесь его, избавьтесь от этого, упражняясь в работе с конфликтами.

3. Используйте свое знание для того, чтобы определить, в какой позиции вы находитесь: на своей стороне, на стороне противника или в нейтральной позиции.

4. Если вы увязли в своей собственной позиции, то не сможете до конца выразить ис­тинные ваши чувства или будете обижены другим человеком и не сможете выразить собственную обиду и гнев.

5. Если вы чувствуете себя нейтральным, не используйте эту позицию лишь для того, чтобы избежать конфликта или действовать покровительственно и отстраненно. Ис­пользуйте ваш нейтралитет для того, чтобы помочь себе и своему противнику наблю­дать за конфликтом со стороны и давать полезные рекомендации.

6. То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени, — это ваши собствен­ные двойные сигналы, чувства и эмоции, которые вы имеете или имели. Не забывайте о том, что ваш оппонент — это такая же часть вас самих, которая вас почему-то тре­вожит.

7. Ни одна из сторон не победит в конфликте, пока обе не поймут и не прольют свет на характер и природу другой из сторон. Просвещение — задача поля: пока не будут просвещены все, не будет просвещен никто.

Главная проблема обучения кавыкам взаимодействия в конфликте в рамках по­веденческого тренинга состоит в поиске той оптимальной стратегии поведения лю­дей в конфликте, которая не сводилась бы к приемам борьбы, но и не приводила бы к пассивной позиции. Как считает М. Смит, последняя модель также нередко усва­ивается в детстве, благодаря навязываемым принципам «Не давай сдачи», «Выстой и стерпи», «Учись быть выше этого» (Смит, 1997). По его мнению (и подобной точки

зрения придерживаются многие специалисты), наиболее адекватным многим ситу­ациям «трудного» общения будет ассертивный стиль поведения. Сложности обуче­ния ему связаны с тем, что по сравнению с «жесткой», силовой и пассивной страте­гиями он является наиболее личностно-индивидуальным и не может быть опреде­лен в универсальных значениях характеристик.

Эффективное поведение в конфликте рассматривается как компонент общей коммуникативной компетентности личности и иногда обозначается как конфликт­ная компетентность. Она определяется Л. А. Петровской как «прежде всего, осво­ение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже» (1989, с. 106-107). Б. И. Хасан считает, что конфликтная компетентность «представляет собой уровень развития осведомлен­ности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализо­вать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации» (1996, с. 65). Последнее, понятно, представляет особую сложность: создание обучающих программ не вызы­вает трудностей, важнее обеспечить переход сформированных представлений и на­выков поведения в повседневные способы взаимодействия.

Другая основная проблема кроется в психологических установках. Мы можем научить людей новому поведению только в том случае, если они сами хотят менять­ся. В немалой степени успехи обучающих программ, особенно тренинговых, как известно, связаны с тем, что люди, приходящие в эти группы, уже ориентированы на собственное изменение и на принятие нового. Вопрос в том, как побудить к изме­нениям тех, кто не склонен к этому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: