Глава шестая 5 страница

Заволжье - город молодой, возникший искусственно по волевому решению сверху – это минус, но народ в нём прижился – это плюс. И не только прижился, а за свою короткую историю со дня основания вместе с борцами за права человека, писателями, журналистами, генералами, Героями Социалистического труда дал всему миру трёх Олимпийских чемпионов и шесть чемпионов мира, а может быть и больше. Заволжье - город уникальный.

Город Заволжье построен на болотах, расположен ниже уровня моря, аж на семь метров, что не даст ему «высохнуть» никогда. Вода на поверхности земли всегда будет выдавливать грунтовые воды, а те в свою очередь будут разрушать всю канализационную сеть, фундаменты домов, многие из которых, построенные в период «застоя» и «разгильдяйства», и вообще непонятно за счёт чего стоят. Половина домов города построена на песках литейного производства, которыми были засыпаны болота. Есть дома, построенные на промышленной свалке, прямо так сказать на мазуте, маслах, железной стружке и вывезенных с заводов запчастях. С другой стороны, так как если есть Ад, то должен быть Рай, до ближайшей здравницы из Заволжья можно доехать за 20 минут на автобусе.

Учитывая всё изложенное, разумные люди – заволжане, ещё в 1998 г. предложили местной власти поднять вопрос о создании в Заволжье оффшорной зоны, ибо на «налоговую гавань» этот город тянет без всякого надрыва. Более того, об этом написали даже в газете. Но в том далёком году оффшоры создавали либо в ЗАТО (Закрытые территориальные образования), либо в местах боевых действий, например в Ингушетии, чтобы, так сказать, прятать не только деньги, но и концы, к ним ведущие.

Но вернёмся к городу Заволжью и к возможности создания в нём оффшорной зоны. Государство, создавая оффшорную зону, преследует три группы стратегических целей:

1. Экономические цели:

- привлечение иностранных инвестиций;

- рост валютных поступлений в экономику всей страны или её отдельного региона от регистрационных сборов.

Заволжье к этому готово и готово давно. Инвестору, причём любому, просто за счастье посетить и местное море, и сосновый бор, и набраться уму-разуму от местных умельцев и специалистов, готовых преумножить его доходы, но инвестору нужны гарантии, которые может дать оффшор.

2. Социальные:

- ускорение развития всей страны или конкретной территории в её составе;

- повышение занятости и уровня доходов населения;

- «создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счёт изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления».

Самое главное в решении социальных задач заключается в понимании того, что если из города выкачивать в виде налогов все средства, то от города останется несколько деревень. Следом за Заволжьем до уровня деревни деградирует и Городец.

3. Научно-технические цели:

- внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

Для подобного внедрения и для распространения опыта на всю страну Заволжье также полностью готово.

В городе обосновалось несколько филиалов крупных банков, таких как Банк Союз, Нижегородский Банкирский дом, Автогазбанк и даже такой «экзотический» банк, как Сбербанк России, имеет в городе несколько филиалов. «Экзотический», конечно, не для нас, а для зарубежных инвесторов, которым сложно понять, как банк, не рассчитавшись с целым поколением людей и будучи по долгам им, полным банкротом, входит в первую десятку банков России. Секрет прост, когда 80-летние старцы подходят, выстояв длинную очередь к окошку Сбербанка, они уже не помнят, зачем пришли, а тех, кто моложе, к окошку пускают только для новых вкладов и для оплаты коммунальных платежей, что собственно и создаёт очень живую очередь и, конечно, рекламу видимости бурной работы банка с населением. Хотя зарубежные банкиры завидуют, у них при таком раскладе всё продают с молотка, рассчитываясь с вкладчиками, а у нас отстраивают новые здания с зимними садами, бассейнами и прочими прелестями «делового мира».

Оффшор мог бы расставить все точки над «I» и оживить банковскую систему в целях развития города и региона.

Что касается науки и её развития на базе г. Заволжья, то и с этим полный порядок. В Заволжье уже сегодня обосновались отделения нескольких Государственных высших учебных заведений. И хотя филиалом высшего учебного заведения можно назвать только филиал Нижегородского Государственного Технического университета, имеющего в Заволжье свои учебные корпуса, аудитории и лаборатории.

Тем не менее и в остальных «халтурщиков», обирающих студентов в классах средних школ, можно будет через оффшор вдохнуть новую жизнь, например, через СХЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. А там, глядишь, и преподаватель вуза вновь почувствует себя учителем, а не шабашником, и молодой специалист с Российским дипломом кое-что будет уметь и знать.

Техническая сторона дела тоже не так уж и сложна.

Оффшорные юрисдикции делятся на 4 группы:

В первую группу входят юрисдикции, которые можно охарактеризовать как стопроцентные оффшоры. Это небольшие государства или самоуправляющиеся территории. Эта юрисдикция для патриотично настроенных заволжан, конечно не подходит, ибо город был создан для того, чтобы радеть об общем благе, а не только о своём собственном.

Ко второй группе оффшорных юрисдикций можно отнести страны с льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. Здесь уже есть над чем подумать, например, о льготном режиме разработки и выпуска внедорожной техники, сельхозтехники и т. д. Тем более, что в Заволжье спецтехника (вездеходы, внедорожники на базе ГАЗелей и УАЗов уже выпускаются).

Третью группу оффшорных юрисдикций составляют административно-территориальные образования, в которых действует оффшорный режим, хотя сами они являются частью обыкновенного государства. Эта форма характерна для стран, имеющих федеральное устройство. Заволжье подходит для этой группы полностью.

Наконец в четвёртую группу оффшорных юрисдикций выделяют нетрадиционные оффшорные зоны. Этих юрисдикций лучше не касаться вовсе и не подсказывать чиновникам, что это такое, ибо для России эта группа из разряда «хотели, как лучше – не традиционно, а получилось как всегда – традиционно».

Возвращаясь к Заволжью, нельзя не вспомнить широкую сеть областных вузов, открывших в городе свои филиалы, и широкую сеть банковских филиалов. Такого созвездия банков, которые находятся в г. Заволжье, не имеет пожалуй ни один районный город.

Руководителям района, города, управляющим банковскими филиалами, руководителям предприятий и вузов давно пора задуматься над объединением всего этого богатства для реализации городских задач. А создание оффшора, на наш взгляд, является одной из таких задач, решение которой будет способствовать как развитию города, так и развитию района.

Сказанного об оффшоре достаточно, чтобы крепко задуматься и задаться целью сделать из г. Заволжья такую налоговую гавань, и рассмотреть возможность создания на базе нашего города и научно-исследовательских компаний.

Уместно заметить, что Нижний Новгород считается карманом России, беря свои истоки в «кармане» Новгородском. Великий Новгород учил народы России и демократии, и экономике, и ремеслу. Ещё в 1241 году Новгород способствовал созданию Ганзейского союза прибалтийских городов, в который и сам вошёл.

Так что сегодня в том, что на передовые рубежи мировой экономики вышел Санкт-Петербургский экономический форум, ничего нового нет. Кроме того, необходимо помнить, что карманом России Нижний Новгород стали называть, когда столицей России стал Санкт-Петербург. Есть такой большой город рядом с Великим Новгородом, как и есть другой большой город Нижний Новгород рядом с Городцом, но не более того.

Уместно заметить, что в России во всех учебниках истории всегда упоминаются только два удачных опыта местного самоуправления: Новгородское Вече и Нижегородское Вече. Случайностей не бывает. Огромные заслуги у Городца и Нижнего Новгорода и перед другой столицей России – Москвой. Поэтому Нижний Новгород давным-давно снабжает своими кадрами многие федеральные структуры. И очень многие кадры начинали свою карьеру в г. Городце. Поэтому можно прогнозировать, что инициатива создания на базе Гродецкого района финансового и научного федерального или даже международного блока будет принята весьма и весьма благосклонно. Финансисты в наших местах произрастают блистательные.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ
РОЛЬ ГОРОДЦА В МЕДЛЕННОМ «ПОДЪЁМЕ»

ЗАВОЛЖЬЯ, ИЛИ КТО КОГО ПОДНИМАЕТ

На территории г. Заволжье жизнь кипела давно, возможно даже раньше, чем на территории Городца. Но Городцу повезло больше, у него раньше появились летописцы. С Городца и начнём.

Городец – это, несомненно, жемчужина Нижегородской земли. Лучше всего это понимаешь, читая книгу Н.Ф. ФИЛАТОВА «Нижегородский край в русской летописи». Книга чрезвычайно интересна тем, что сначала в ней даётся первоисточник, а затем комментарий автора. В результате читатель не лишён удовольствия поспорить с автором, дав свой комментарий первоисточнику. Одним словом, весь фокус в первоисточниках и в их подборе.

Чтобы читатель лучше понял отличие заказной истории от правды, приведём небольшой отрывок, написанный «великим» римским историком Аммианном Марцелином, а затем повторенный другим «великим» историком К.Ф. Беккером о кочевом народе жившем на берегах Азовского моря, реках Дон и Волга – гуннах. Оба историка этот народ никогда не видели, но получив «бабульки» (деньги), добросовестно их отрабатывали: «Они, - имеют зверские нравы и отвратительную наружность; в детстве надрезывают себе подбородок, лицо и щёки, чтобы не могли расти волосы. При величайшем безобразии лица, кости у них крепкие, плечи широкие, и притом они так нескладны и нестройны, что кажутся как бы двуногими скотами. Для изготовления пищи не имеют надобности ни в огне, ни в пряностях; питаются дикими кореньями и сырым мясом, которые кладут вместо седла на лошадь и распаривают скорою ездою; земледелие им чуждо; постоянных жилищ они не знают…. одежда их полотняная или сшитая из кож лесных мышей; они переменяют её только тогда, когда она лоскутьями свалится с тела. Они неразлучны со своими малыми, но крепкими лошадьми, на которых едёт, пьют, спят и отправляют все дела…. Грязных жён и детей своих возят за собою на телегах. Стыда и пристойности не знают и не имеют никакой религии… У них больше всего хвастаются убийством врагов, а вместо того, чтобы снимать оружие, они снимают с них головы, сдирают кожу и с волосами вешают на груди коней» (К.Ф. Беккер. Древняя история, ч. III, кн. V.). «Чтоб вам так жить», - как говорят в Одессе. Одесситы, кстати, стали такими юмористами, когда начитались разных ужасных древних историй, а потом выяснили, что это всё написано о них.

К чему мы клоним? Рим гуннов ругал и приписывал им всё из того, что наблюдал в своём «римском имперском борделе». Особенно римлян достал великий славянский воин Атилла, который собрав народы с Дона и Волги, пошёл кошмарить Рим на радость греческим императорам, которые собственно за этот поход и платили. Кто же бесплатно пойдёт «гонять» римских легионеров. И греки, в отличие от римлян, были очень довольны гуннами. Отмечали их ум, красоту и другие качества, свойственные славянским народом, например, полное безразличие золоту. История одинакова, просто по-разному писана. Историческая правда где-то посередине. Искать её надо в бухгалтерский отчётах и летописных событиях дня, собирая для этого всю информацию, включая и частные письма.

Отдавая должное нашей заволжской администрации, следует отметить выпущенные ей сборники: «Руководители города Заволжья. 1948-2002 гг.» и «Почётные граждане города Заволжья». Ещё существует карта города Заволжья, масштаба 1:10 000. Сборники сразу окрестили «некрологами», хотя с точки зрения фактического материала, без привязки к руководителям, они весьма ценны.

Вернёмся к книге Н.Ф. Филатова «Нижегородский край в русском летописании»: «А по Оце реке, где потече в Волгу, седит мурома, язык свой, а мещёра свой, а мордва свой язык, а черемиси свой» (ПСРЛ. –Л., 1977. Т.33. –С.11). «А Кидешьшую церковь постави Борис Михайловичь, сын брата Андреева Всеволожа, и съсыпа город Кидекшу, тои же Городец на Волге» (ПСРЛ. –М., 1980. Т. 35. –С. 19, 36.). И было это в 1152 году. Так, с тех стародавних пор этот городок и стоит. Ругай его, или наоборот – хвали, ему всё равно. Он уже всё видел, всё знает, стоит себе на Волге-матушке и как не пыжься, а не объедешь. Как и у всего великого, есть и у Городца история сакральная, миссионерская, стратегическая, а есть мелкая, ежедневная, тактическая. Что касается сакральной истории Городца, то она ревностно исследуется, ведётся и делится между Великим Новгородом (это начало, а хорошее начало всему голова) и Нижним Новгородом, с XIV столетия, когда собственно этот младший брат Городца, ставший областным центром, народился на свет.

Эта ревность довольно заметна. Новгородцы и их нынешний авангард питерцы очень ревностно относятся к духовной культуре, и когда кого-нибудь из них заносит на Городецкую землю, они начинают искать проявления этой самой культуры в Городце.

Что такое древний Новгород? Это, прежде всего, полная независимость, свободная торговля практически со всем миром и главное народное Вече. Народное вече – это именно то, что сегодня пытаются возродить и Президент РФ, и Правительство РФ. Проблема в том, что про это самое Вече знали только новгородцы, да казаки, у которых оно имело название Казачьего круга.

Городец изначально имел очень мощные новгородские корни. И видимо, новгородцы пришли в эти места первоначально по своей воле. Народ там жил очень шабутной, торговый. Так что Городец получил такие корни самоуправления, что умудрился стать отдельным княжеством. Княжеством довольно серьёзным, вплоть до того, что вместе с новгородцами издревна посмеивался над москвичами, как неумехами и вечно надеющимися на авось, да небось. Более того, в средние века Нижегородская земля была прибежищем всех недовольных Москвой и желающих с ней бороться. Только в конце XV века Нижний Новгород становится щитом, прикрывающим Москву со стороны Волги.

Новгородцы дали Городцу навыки фактически всех народных промыслов и ремёсел, которыми город гордится по настоящее время. Городецкое плотническое мастерство, резьба по дереву – это всё из Новгорода. И все эти традиции, навыки очень крепко хранятся в народной памяти городчан.

Более того, в Городце достаточно много семейных кланов, знающих что и откуда пришло. Кроме того, Великий Новгород фактически всегда был гнездом раскола. Новгородцы религию воспринимали как помощницу мирским делам. Новгородцы, практически никогда не воспринимали своих князей как богоизбранников, и всегда относились к ним, как к наёмным менеджерам. За что часто были биты и разоряемы ими. Вполне вероятно, что ближайшие западные страны учились демократии именно у новгородцев. И сегодня приезжающие в Городец новгородцы (питерцы) ищут нечто подобное, похожее на их среду обитания, на их образ жизни, на их духовность. Но, сколько воды с тех пор утекло и в Волге, и в Неве.

В Великом Новгороде строительство культовых сооружений было больше делом мирским. Вече принимало решение, выделялись деньги, нанимались плотники, и храм возводился. Сначала дело, чтобы Господь заметил, а потом молитва. В Нижегородской губернии сначала место обживал старец, делая его святым. К нему шли люди. Возводилась часовенка, а затем на то, что Бог «пошлёт», строился и храм, или монастырь. Сначала молитва, затем дело. Бывали исключения. Например, строительство храма в честь какого-либо события, или просто нужда в связи с новым поселением. Но на Нижегородской земле всё-таки чаще, сначала батюшка, который благословляет паству, а уж потом храм, который и строится под его молитвы.

В Заволжье всё было с точностью наоборот. Очень забавно было видеть, практически ежедневно, рано утром на стройплощадке первых лиц города Заволжья, и ни одного попа. В древних терминах – это по новгородским традициям. Вече, местное самоуправление решило, надо «сполнять». В недавних терминах строительство храма превратили ещё в одну комсомольскую стройку. С теми же авралами, только с пуском «очередей» не к большим коммунистическим праздникам, а к не менее большим религиозным. При строительстве этого храма проявился весь Городец, никогда не отделявший веры от денег. Свою духовность Городец видит прежде всего во внешнем богатстве своих огородов, но духовность-то, прежде всего проявляется в людях.

Попы должны были место намаливать ещё с фундамента. Одного афонского монаха-духовника спросили, отчего в настоящее время мало хороших старцев. «Оттого, - ответил он, - что теперь мало хороших послушников. Первые образуются из последних» (жизнеописание оптинского старца Леонида. с.54.).

Но нет худа без добра. Заволжанам было чрезвычайно приятно, идя на работу, видеть ежедневно, ещё до 7 часов утра главу местного самоуправления А. Н. ЛАПШИНА и главу администрации города С.Н. КИРИЛЛОВСКОГО. Именно так завоёвывают и нарабатывают авторитет.

Но таким подходом Городец опять упустил открывшиеся возможности своего духовного возрождения.

Дело в том, что древние рукописи (Дела Ногайские, кн. 2-я, стр. 230, Дела Крымские, кн.1.) прямо упоминают казаков мещерских и городецких, начиная с 1491 года. Так вот, казаки решили сделать подарок Президенту России В.В. ПУТИНУ в честь дня России. Было рассмотрено два сценария. Первый – снять фильм в городе Заволжье, на месте строительства нового храма как возрождения и продолжения веры православной. Второй – снять фильм на древнем, намоленном месте Великовражского Храма в честь иконы Казанской Божией Матери. Так как оба сценария подразумевали взаимодействие с православными священниками, а иначе просто быть не может, ибо казачество – это православный спецназ, то и вопросы решались с батюшками. В Заволжье казаки предложили своё участие в росписи стен, изготовлении иконостаса и т. д., но они обратились по наивности к священнослужителям, а надо было к администрации города или района. С трудом обнаруженный ими на стройке молодой человек в рясе эти проблемы не решал. Уместно заметить, что Нижегородское казачество довольно активно сотрудничает с Нижегородской епархией, но в Заволжье не заладилось.

Фильм был снят в Великовражском храме. Там всё правильно. Много народу, очень много молодёжи. Так как служба всё – таки долгая и детям её выстоять трудно, то они заодно смотрят за тем, как горят свечи и «чтобы они не падали».

Большинство прихожан не отпускают Батюшку и после службы. Одни исповедуются и просят прощения, другие советуются. В воскресные дни Батюшка в храме круглосуточно, он весь день со своими прихожанами. А куда деваться – в этом его служение.

К чему мы это пишем? Городцу и Заволжью очень нужны мудрые православные старцы. Если в Заволжском храме приход возглавит мудрый и пожилой человек, ситуация в городе может улучшиться кардинально.

Кроме того, администрация Городецкого района зациклилась на А.Невском, человеке несомненно выдающимся, хоть и существует два диаметрально противоположных мнения на его деятельность. Первое, что он, несомненно, великий русский патриот, и второе, что он просто был очень хорошим чиновником на службе у Орды. Но Орда по тем временам была меньшим из двух зол. Значительно большим злом были немцы, которых Александр Невский и губил. Немцы славян не покоряли, они их истребляли в многовековой борьбе. Вся нынешняя германская низменность и острова Балтийского моря есть сплошное славянское кладбище.

Александр Невский велик уже своим правильным пониманием тех времён и событий. Про политиков говорят, что для них нет предательства, есть только предвидение.

Александр Невский жил во времена, когда римская католическая церковь каждому хану присылала своих военных советников и провоцировала их на разорение земли русской, подразумевая под этим разорение православия. Первые ханы были сплошь христианами. Это потом, запутавшись в асимметричных отношениях «христианской веры», когда одна религиозная ветвь «кошмарит» другую и наоборот, когда предательство среди всех властных её носителей возведено в обычное дело, татаро-монголы и ещё более 20 национальностей приняли магометанство, а некоторые буддизм. Думается, что Александр Невский прекрасно всё видел и понимал, как понимают эти процессы, которые тянутся до сих пор, и те, кто его канонизировал и почитает за святого.

Народ и в XIX веке пел:

«Когда –то на свободе

Гулял на Волге атаман,

Силён и грозен Стенька Разин.

Теперь на пароходе

Бушует немец капитан

И груб, и пьян, и безобразен».

Кроме того, из поля зрения городецких патриотов как-то ускользнуло, что Городцом в разное время правила целая династия «Невских». Этот период хорошо описывает краевед и писатель Н. Добротвор: «После гибели великого князя Юрия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, в битве с татарами на реке Сити, - владимирским великим князем стал Ярослав Всеволодович – брат Юрия. Ярослав княжил недолго. После него великокняжеский престол занял Святослав Всеволодович, который отдал Суздаль и Городец в удел своему племяннику Андрею Ярославовичу – брату Александра Невского. Андрей Ярославович, как видно, был человеком прямолинейным и несговорчивым, он не мог спокойно сносить татарское иго. Вероятно, вследствие этого, доставшийся ему в 1248 году великокняжеский престол он передал своему брату Александру Невскому, а сам сел в Городце.

Противотатарская политика Андрея Ярославовича вызвала ханский гнев, который был отвращён заступничеством, искусной политикой Александра Невского. Возможно, что во взаимоотношениях хана с Андреем Ярославовичем немаловажную роль играл вопрос о Нижнем Новгороде. Андрей Ярославович будучи заинтересован в сохранении за собой Нижнего Новгорода, вёл за него дипломатическую и всякую иную борьбу с татарами».

К слову сказать, из исторических справок следует, что вокруг Городца все воевали со всеми (Балахна, Арзамас, Нижний Новгород и т. д.). Городец в этих «баталиях» стоит особняком, что может свидетельствовать лишь об одном, что очаг «партизанского отряда» был именно в Городце, что в дальнейшем и предрешило его судьбу.

Далее Н. Добротвор пишет: «Александр Невский поздней осенью 1263 г. несмотря на опасность ледостава на Волге, возвращался из поездки в Орду именно через Нижний Новгород. Это указывает на то, что, видимо, Александру Невскому нужно было урегулировать здесь какие-то вопросы, связанные с волжскими городами – Нижним Новгородом и Городцом. Александр Невский приехал в Нижний Новгород совершенно больным, а по прибытии в Городец он 14 ноября 1263 г. скончался.

На другой год, в 1264 году умер и городецкий князь Андрей Ярославович. Князем Суздальским и Городецким становится Юрий Андреевич, сын Андрея Ярославовича. О том, что Нижний Новгород входил в это время в состав Суздальско-Городецкого княжества, нет никаких сведений. Надо думать, что в это время Нижний Новгород не имел над собой княжеской власти и в нём господствовал вечевой порядок, а его связь с Новгородом Великим в те годы крепла и развивалась. Летописное известие за 1304 год совершенно ясно говорит о существовании нижегородского вече. Мы только точно не знаем, как долго оно существовало. В Нижнем Новгороде отсутствовала определённая наследственная княжеская власть. Это позволяет предположить, что во второй половине XIII века Нижний Новгород по своему политическому устройству был городом – республикой, где господствовали бояре и большое значение имели купцы…. Значение Нижнего Новгорода как торгового центра тогда уже было велико. Этот город мог запирать основные торговые водные магистрали, в центре которых он сам стоял, - а именно: Волжскую, Окскую, с присоединением к последней Клязьминской. Иначе говоря, Н.Новгород мог фактически прекращать всю русскую торговлю с Востоком. В этом отношении он походил на Новгород Великий и даже Киев (в период Киевского государства)...

В 1279 году скончался городецкий князь Юрий Александрович, и Городец уже вместе с Н. Новгородом был получен сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. Этот князь был татарским подхалимом, ханским агентом, он вместе с ханом совершил поход на ясов (Северный Кавказ), чем заслужил его полное доверие. В знак своей милости и ласки хан дал ярлык на княжение в Н. Новгороде Андрею Александровичу. Как известно, князь Андрей Александрович, опираясь на поддержку хана, вёл недобросовестную борьбу против своего брата Дмитрия за великокняжеский престол. Так, в 1282 г. князь Андрей Александрович поехал в Золотую орду с ложным доносом на своего брата, что якобы последний «изменил» хану. Андрей Александрович, чтобы держать Н.Новгород в повиновении себе, поставил там своих бояр-властителей, которые нарушили вечевой порядок в городе.

Когда в 1304 г. князь Андрей Александрович умер в Городце, в Н.Новгороде произошли важные события. Поднялся народ, собрал Вече. Нижегородское вече постановило: перебить бояр князя Андрея Александровича, и это решение было исполнено.

На другой год суздальский князь Михаил Андреевич, сын Андрея Александровича, получил ярлык от татарского хана на Н.Новгород. Он прибыл сюда и стал чинить суд и расправу над теми, кто противился княжеской власти, т. е. над «вечниками». Видимо, досталось и Городцу.

В терминах казачества это звучит так: дед был казак; отец-сын казачий, а внук – хрен собачий.

Но у Городца, как и у Городецкого района, существует масса приоритетов и достопримечательностей.

Один из них мы уже обозначили: городецкое казачество. Кто такие? Откуда пришли? Ничего фактически неизвестно и ещё никем не исследовалось. Тем не менее, ещё в 1583 г. мирза приволжской ногайской орды Кель-Магмет жаловался на обиды, чинимые ему Городецкими, мещёрскими и другими казаками, а Боярская Дума именем царя уклончиво отвечала ему: «На Поле ходят казаки многие – казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки (надо полагать Городецкие), а и наших украин казаки (мещёрские), с ними смешавшись, ходят» (Дела Ногайские, кн. 2-я, стр. 230).

В этой связи очень интересен взгляд на ополчение Минина и Пожарского. Историки отмечали, причём и советские историки, и царские, что дворяне и бояре, которые и довели страну до смуты своей узкоклассовой политикой, встретили серьёзное сопротивление со стороны крестьянства и казачества. Дворянство не смогло стать во главе общенационального движения, не объединило народные силы в войне с интервентами. С обеих сторон «бились» друг с другом родственники. Бились на смерть. К концу смуты оказалось, что фактически все наследники на пост царя – батюшки перебиты. А казаки смогли. Призыв донского казака патриарха Гермогена и казачья помощь второму народному ополчению были решающими в деле укрепления Российской государственности. А события в то время проходили страшные. Писатель Валерий ШАМБАРОВ описывает их так: «Народ стал подниматься на борьбу. Вдохновителем её стал патриарх Гермоген. Его держали в заточении, всячески притесняли, требуя призвать людей к покорности… Патриарх через …гонцов извещал, что он разрешает Россию от присяги Владиславу и призывал: «Мужайтесь и вооружайтеся и совет между собой чините, как бы нам от всех врагов избыти. Время подвига пришло!»… На Рязанщине выступил против интервентов Прокопий Ляпунов. Возникло Первое земское ополчение. Весной 1611 г. войска патриотов двинулись к Москве… Россия лежала в полном развале. Её уже опустошали все кому не лень – поляки, литовцы, шведы, украинцы, татары, разбойники. Но всё шире разворачивалась народная борьба. Отряды партизан – «шишей» нападали на оккупантов. А в Нижнем Новгороде Минин и Пожарский стали формировать Второе земское ополчение. Когда об этом узнали поляки в Москве, они обвинили во всём Гермогена. Требовали написать увещевание о роспуске ополчения. Патриарх-казак ответил: «Да будет нам ними милость от Бога и от нашего смирения благословение, а на изменников да излиется от Бога гнев, а от нашего смирения да будут прокляты в сем веке и в будущем». 17 февраля патриарха не стало. Поляки уморили его голодом. Впоследствии Православная Церковь причислила его к лику святых…

Гарнизон (поляков) обчистил кремлёвские сокровищницы, церкви, ободрал даже царские гробы и не желал расставаться с награбленными богатствами (Пожарский предложил почётные условия сдачи – с гарантией жизни и свободного ухода домой. Но ответили по-хамски…). А чтобы продержаться до прихода короля, он (гарнизон поляков) прибег к людоедству. Сперва сожрали пленных, потом гулящих девок, потом стали жрать друг друга и ловить людей на улицах... 27 октября остатки гарнизона капитулировали. Уже без всяких условий. По соглашению между двумя частями ополчения пленных разделили. Те, кто попал к земцам, уцелели. А казаки своих пленных перебили – когда увидели осквернённую столицу, загаженные церкви, чаны засоленной человечины в домах, отношение к полякам было соответствующим… В общем, «пришли казаки с Дону, погнали ляхов до дому»…. 7 февраля на заседании Собора первую «выпись» с предложением Михаила (на царский престол) подал от Дона атаман Филат Межаков… Один из первых указов нового царя был направлен на то, чтобы утвердить доброе имя казаков, замаранное бандитами. Михаил Фёдорович требовал «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было»…. [Валерий Шамбаров, «Казачество. История вольной Руси», с. 101-120, аб.1]

Казаки надеются, что наладится и взаимодействие непосредственно с Городецким православным приходом. Решив свои внутренние проблемы, городецкие священники неминуемо вернутся к вере и пастве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: