Глава шестая 4 страница

Но, увы, говоря словами юмориста Жванецкого: «Не берёт, и на пару не берёт», а если вся эта конструкция, как и «таблетки» Жванецкого, не работает, тогда вопрос к местным чиновникам: «Зачем вам в городе столько вузов, не приносящих абсолютно никакой практической пользы»?

Среди рабочих Заволжского моторного завода очень долго, вплоть до очередной смены руководства ЗМЗ, естественно, ушедшего на повышение, ходил рассказ о том, как приехавший потенциальный иностранный инвестор - инженер достал из кармана складной металлический метр и просто измерив двигатель ЗМЗ, сказал, что он по размерам не подходит к тем автомобилям, которые выпускает его завод. Шутка или изюминка рассказа состояла в том, какие были лица наших топ - менеджеров, когда иностранец достал железный метр.

Интересно, что наши рабочие понимают, на чём основано и стоит производство, а топ – менеджеры – нет. Им ближе то, что их охраняет, возит, развлекает, в эту схему «железный складной метр» не вписывается никак, отсюда и двигатель никуда не «влезает».

Видимо, у вузовского менеджмента те же проблемы, что и у промышленного. Даже в вузах СССР «застойного периода» было понимание того, что мощным фактором, способствующим росту научных исследований, является то обстоятельство, что сами НИР неизбежно порождают более сложные и более дорогостоящие НИР, а следовательно есть смысл развивать мозги и наращивать научную, материальную и производственную базу.

Поскольку плодами НИР являются технология, идея, знания и продукты, то совершенно очевидно, что научные исследования и разработки открывают пути для новых исследований. Деньги в данном случае приносят деньги. Кто-то, из вредности, изобретает продукт, например, такой химикат, как ДДТ (в простонародье давно запрещённый «дуст»). Кто-то другой, из жалости, начинает изобретать противоядие. Кто-то начинает изучать его влияние на почву и животных. Кто-то на человека и так бесконечно.

Если этого не происходит, тогда граждане живут значительно хуже, чем могли бы жить. Вуз учит прежде всего думать, а студенты после окончания сегодняшних гибридов вузов думать самостоятельно не умеют. Но главное, что происходит во время такой учёбы, так это простое ограбление свободнорожденных и благонамеренных граждан – горожан и селян. А чтобы они не кричали «караул, грабят», им на руки выдают диплом о получении высшего образования - второго, третьего.

В нашем случае существует и проблема на городском уровне: эти деньги «за высшее образование», отданные буквально на «поле дураков», могли бы пополнять городскую казну через сеть досуговых учреждений, магазинов и т. п.

То есть муниципальная власть однозначно должна внятно ставить задачи всем учреждениям и организациям, охватывающим или задействующим для решения своих проблем горожан данного муниципалитета. Разработка и постановка задач на муниципальном уровне также относится к научно-исследовательским работам.

Например, если в город приходит вуз всерьёз и надолго, то он не будет бесконечно «обитать» в классах средней школы с молчаливого согласия министра образования РФ. Вуз должен создавать свою материально-техническую базу в данном городе, а не паразитировать на чужом ресурсе. То же самое относится и к олигархическим топ - менеджерам городских предприятий: детям, внукам, друзьям также необходимо ставить посильные задачи, рассказывать о «железном метре».

Одним из плюсов такого научного подхода к жизни является тот факт, что всегда есть чем заняться самому и занять других.

Можно просмотреть на выбор любую кипу научных отчётов, будь то отчёты из области теоретической физики или общественных наук, утилизации мусора или очистки водостоков, и обнаружить в большинстве из них одну общую особенность: содержащееся в конце утверждение, что представленные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований. Несмотря на то, что одной из причин подобных утверждений вполне может оказаться самодовлеющее стремление получить новые ассигнования и новые контракты, вывод о необходимости дальнейших исследований является в большинстве случаев обоснованным.

Можно, конечно, посмотреть и наши, но это сделать значительно сложнее, и даже не потому что они вроде как «для служебного пользования», а потому, что они практически в обобщённом виде отсутствуют.

Для муниципальной власти НИР необходимо рассматривать как одну из отраслей промышленности. Следует сказать, что она привлекательна для любого города. Как выражаются специалисты по местному планированию, она обладает значительными финансовыми средствами, большим числом специалистов и не лишена прелести, а также хорошо смотрится и не издаёт шума, и не отравляет атмосферу.

Говоря более конкретно, новые рабочие места, положительные сдвиги в области экономики и культуры, красивые здания для предприятий, которые меньше загрязняют окружающую среду, чем большинство других отраслей промышленности, престиж и новые возможности для местных вузов (включая субконтракты, консультации и преподавательскую работу по совместительству) – вот некоторые из факторов, под воздействием которых местные органы власти должны стремиться обеспечить размещение научно-исследовательских фирм на находящейся под их управлением территории.

Стараются ли местные органы власти привлечь научно-исследовательские фирмы в свой район в качестве постоянного элемента? У нас - нет. Хотя именно такие фирмы во всём мире, традиционно работающие под «крышами» НИИ и вузов, более защищены от изменений национальных интересов, экономических спадов и т. п.

В отличие от предприятий других типов научно-исследовательская фирма может изменить программу своей ЭВМ, пригласить несколько новых специалистов, изменить своё название и продолжить свою деятельность. В плане решения городских задач у них просто непочатый край работы.

ТИПОВЫЕ АЛГОРИТМЫ

РЕШЕНИЯ ГОРОДСКИХ ПРОБЛЕМ

Вообще – то у людей творческих и деятельных проблем нет, есть задачи, которые они решают. Если система налажена и работает, то она тоже лишена проблем. Например, боеспособная воинская часть. Какие там могут быть проблемы? Там могут быть только боевые задачи.

Но фактически на всех уровнях управления гражданскими делами более привычным словом является слово «проблема». Вывоз мусора – проблема, снег – проблема, дождь – проблема и т. д.

Поэтому мы будем говорить о проблемах, вдруг какой-нибудь чиновник, привыкший к проблемам, нас читает. В этом случае такое слово, как «задача», будет для него самой настоящей новостью. Задачу надо решать и за её решение отчитываться. Проблему решать не надо. Более того, её надо холить, лелеять, увеличивать и т.д., так как проблема – это, прежде всего, деньги на борьбу с ней.

Пытливым умам спокойно не живётся. Они проблему раскладывают по полочкам, придают ей форму задачи и выдают алгоритм решения. Изучение проблемы обычно проходит три фазы, присущие каждому исследованию:

- сбор информации через беседы с теми, кого знаем. Например, с теми, кто каждый день выносит мусор из своего дома на улицу, и даже теми, кто «ходит» около проблемы, касаясь её косвенно, например, пользуется мусоропроводом;

- формулировка принципиальных положений о решении «мусорной проблемы». Мы выдвигаем идеи и организуем их обсуждение с заинтересованными лицами, чтобы научиться отстаивать заслуживающие внимание идеи;

- всё обобщаем, предлагая на рассмотрение заказчика различные альтернативы. Рассматриваем ЛЮБЫЕ альтернативы, например, сброс мусора в городские коллекторы г. Заволжья и городецкие овраги.

Кстати, это и алгоритм деятельности депутатов всех уровней.

Мы не случайно упомянули коллекторы г. Заволжья.

Практически ежегодно выходит Постановление Земского собрания Городецкого района Нижегородской области «Об экологической ситуации в г. Заволжье», где Земское собрание отмечает высокий уровень грунтовых вод, который сокращает срок службы подземных коммуникаций и постановляет:

Принять к сведению сообщение об экологической ситуации…

Утвердить программу по очистке коллекторов г. Заволжья…

Главе администрации …при формировании бюджета …рассмотреть возможность и источники целевого финансирования….

Контроль за ….возложить на ….

В народе этот алгоритм звучит так: «принять, утвердить, рассмотреть, положить…».

Подобные постановления выходят и по очистке городецких оврагов.

Чем такие постановления «угрожают мусору в коллекторах»? Конечно, ничем. Почему? Да потому, что благонамеренное и свободнорожденное население города Заволжья и г. Городца давным-давно забыло, зачем в Заволжье необходимы чистые коллекторы и как в г. Городце появились овраги. А думать над возвращением «ушибленной» памяти фактически некому. Хотя, если к очистке коллекторов отнестись творчески и не как к проблеме, а как к задаче, то задача вполне решаема.

Два полупьяных работника жэка с граблями и один самосвал с водителем способны за лето привести все коллекторы в порядок. Но это просто, а значит очень дешево. Мы рассмотрим более трудный путь. Чтобы и волки были сыты, и думские овцы заняты.

Первое, что необходимо сделать – это придать ей статус общегородской задачи, которая должна быть решена всем населением города. Чтобы народ, даже там, где коллекторов нет, знал, что и он участник решения хоть какой-то общегородской задачи. Для сообщения такой благой вести и существуют средства массовой информации.

Далее, необходимо внимательно изучить, а какая польза ещё может быть от этих коллекторов и кому это может быть полезно и нужно. А вот здесь в дело надо привлекать весь мелкий, средний и «вороватый» крупный бизнес. Объясняя последнему, что с большой зарплаты в России принято платить десятину в пользу бедных. И это не рэкет, это вроде как христианский закон, да и Коран учит тому же. И сразу напоминать, что время, когда Россия состояла из отдельных удельных княжеств, прошло.

После прочтения такой лекции сразу необходимо переходить к делу и показывать всему бизнесу и, конечно, чиновничеству, всю пользу от чистоты заволжских коллекторов. Лозунг может быть простым: «от чистоты коллекторов к чистоте душ» или «от экологии коллекторов к экологии сознания».

Но здесь начинается самое сложное. Чем привлечь население, если местный, хоть и могучий ум Заксобрания и Гордумы, никогда не думал именно над этой проблемой, и никогда не ставил себе задачи хоть чем-то заинтересовывать жителей. Заксобрание, Гордума и депутаты – это отдельная тема. Они часто ставят себе единственную задачу: незаметно проголосовать «за», например, повышение тарифов на коммунальные услуги, при этом оставаясь «против». И это очень заметно.

В этом плане исполнительная власть г. Заволжья оказалась более расторопной. В предыдущей книге мы предложили провести в городе рекламную кампанию за чистый город. Идея была проста. Объявляется конкурс на лучший плакат среди всего населения и детского и взрослого. Лучшие плакаты тиражируются и выставляются на улицах города. И вот, наконец-то, на дверях подъездов появились плакаты с вопросом: «мы люди или погрязшие в грязи…». Так прорастают идеи. Вовлечение всего населения в городские дела – вещь очень важная и нужная.

Вернёмся к коллекторам. Осуществление очистки коллекторов при соблюдении всего уже сказанного позволит достигнуть некоторые из следующих результатов, а возможно и все:

-будут созданы более благоприятные условия для развития туризма, открытия кафе «на берегу», индустрии отдыха;

-окажутся связанными между собой через мосты улицы города. Мосты придадут и дополнительную красоту городу;

-активизируется связь между региональными и местными экологами, так как аналога в области и районе нет, а возможность сделать из малых городов «венецианские места» есть.

Здесь вполне уместно привлечь молодёжное движение. Пусть «пошумят», типа «даёшь молодежь». Конечно, на шум надо денег дать. На «сухую» даже бабушки частушки не поют.

-появится стимул строительства фонтанов, так вода в коллекторы течёт самотёком, строительство даже небольших дамб позволит установить «самобьющие» фонтаны;

- специалисты различных городов, а может и стран с подобными проблемами, научатся совместно работать над проектами, имеющими совместные или общие цели;

- помощь региональной власти, а возможно и иностранные гранты в области развития водных артерий города будет сконцентрированы на значительных целях;

- в качестве дополнительного результата при использовании коллекторов возникнут новые виды деятельности широкого масштаба, такие как: пляжи, мосты, водные виды отдыха и т. д.

«Грамотный» пессимист, читая эти строки, уже скорчил гримасу и высказал своё «Ху», сравнив авторов с Остапом Бендером и его компанией, а город Заволжье с Нью-Васюками. Но наш недавний гость и президент Башкортостана г. Юлимжинов построил в Башкирии шахматный центр. Сначала смеялись над созданием «Нью – Васюков», а потом президент В. Путин вновь его выдвинул на пост президента Башкортостана.

В деле создания и разработки алгоритмов развития города чрезвычайно важен замысел, не имеющий никаких ограничений и направленный на созидание.

Как сегодня работает провинциальная администрация. Она ждёт команды сверху в виде предписаний, постановлений, распоряжений и т. п. Что нового из того, что отражено или не отражено в законах РФ? она может дать? Тем более, что опыт практической деятельности почти весь «внизу», в народе. Селяне уже давно шутят: «У них Давос, а у нас уже и навоза нет». Такова практика.

Глава местного самоуправления, мэр города, должны задирать планку и мыслить примерно так, как мыслит Ю. Лужков. Когда он только начинал работать, он, наверное, думал, что:

- за первый год его работы все подготовленные им материалы и его опыт могут понадобиться хорошему губернатору;

- за следующий год – аналогичные материалы для хорошего государственного премьер - министра;

- за третий – для хорошего президента;

- за четвёртый для хорошего Генерального секретаря ООН; а за пятый год – для хорошего господа бога.

В итоге мэр Москвы Ю. Лужков написал книгу «Развитие капитализма в России – 100 лет спустя. Спор с правительством о социальной политике». К такому подходу к делу надо стремиться. Москвой управлять сложнее, чем Заволжьем. Москва при мэре Гавриле Попове утопала в грязи, а серые зверюшки рыскали по подъездам, ни от кого не прячась. При Лужкове Москву «вылизывают» до блеска.

Кроме того, у мэра Москвы и правильные знакомства во всей иерархии власти от президента РФ до многочисленных воров в законе. Это вам не Ходорковский, возлюбивший Конгресс США и его библиотеку. Лужков – это наше всё. Всё наше – российское.

Что касается выхода со своими идеями на самый верх, то заботиться нужно о выходе только на пятый уровень, если считать сверху. Причина состоит в том, что «законы природы первичны», и если задуманное вами дело благое – оно будет реализовано.

Кроме того, сразу за законами природы на земле стоит народ, и если вы обращаетесь к нему с понятным замыслом - он поможет. Так было всегда и до Минина с Пожарским и после. Народ к идеям относится спокойно и с пониманием, причём к любым. Для него начальник либо дело говорит, либо «дуркует», но всё равно начальник богом данный.

В высшие круги с идеями лезть не стоит, там на новые идеи, особенно социальные, смотрят? как на измену. В высших кругах тем, кто считает себя вершителями, сегодня, в рыночных отношениях, любое напоминание о социалистических отношениях в новых формах может вас перевести из разряда начальников в разряд народных вольнодумцев с такой же зарплатой.

С теми, кто находится наверху, трудно иметь дело, если только у вас нет массы свободного времени и денег.

Идеи и замыслы должны из чего-то родиться. В городе у любого мало-мальски грамотного чиновника, любящего свою работу – причиной для рождения идей и замыслов является любимый город. Он, чиновник, какой бы пост не занимал, должен знать о городе, в рамках своей должности, всё: набор хронологических данных, сведения о тенденциях развития, социальных позициях и эмоциях, графики развития и падения производств, размещённых в городе, данных демографической статистики, данных о внешней торговле, цитат, вырезок из газет и журналов, обобщений и конкретных примеров, а также различные варианты развития в будущем.

Достаточно один день посидеть за этим материалом, чтобы идея родилась. А вот что он должен сделать для этого, но не делает, так это собрать самостоятельно или поручить кому-то собрать весь материал о городе.

Возникает вопрос, кому поручить?

Наиболее оптимальным ответом здесь может стать такой: «Местному независимому сообществу журналистов», местному отделению штаба какой-нибудь самой «вредной» политической партии, депутатскому корпусу, ибо это их прямая обязанность.

Здесь важно учитывать следующее:

1) исполнитель не должен быть связан с заказчиком никакими другими отношениями, кроме договорных – денежных и обязательством «говорить правду и только правду»;

2) у исполнителя не должно быть тесных связей с местной администрацией, характеризующихся постоянным преимуществом в отношении получения информации о состоянии города, района и иных данных;

3) желательно, чтобы исполнитель подобной работой уже занимался. Например, таким исполнителем может быть профильная кафедра вуза, школы милиции или НИИ. Курсанты и студенты тоже в состоянии «вывернуть» город наизнанку и дать точную информацию:

-от - почему не идут дела на «острове невезения», до - какие взятки и чем принято брать».

В подобной практике ничего нового нет и бояться её не стоит, так как данную работу инициирует сам заказчик для своего же блага.

Конечно, упомянутый перечень – это далеко не всё, но это составная часть игры в «кошки-мышки», которую можно вывести в разряд контрольных функций Глав местных администраций за своим аппаратом и генерирования новых идей. Данная работа совершенно не подменяет работу спецслужб, если кто-то усмотрел в данном предложении подмену понятий. Это скорее напоминает необходимую деятельность «гражданского общества», Общественной палаты РФ, местного самоуправления.

Проведение данной работы позволит выйти на функциональные задачи, решение которых позволит улучшить благосостояние горожан и жителей района.

В качестве примеров таких функциональных задач, решение которых злободневно и для Заволжья, можно назвать способность: быстро создавать, обеспечивать эксплуатацию и восстанавливать сети теплоснабжения, водоснабжения и т. п.

В качестве наглядного примера можно привести деятельность Губернатора Аляски в 1969 году.

У него возникла несколько странная проблема, схожая с проблемой России сегодня – штат разбогател. В резервном фонде была уйма денег, которые закон США не разрешал разворовывать, а силовики из ФБР и налоговых органов в то далёкое время и сейчас «за хищения в особо крупных размерах сразу угрожали пожизненным сроком и даже электрическим стулом».

Американцы вообще народ очень «мирный». Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть несколько фильмов о «диком Западе». Это Восток – дело тонкое, а Запад – прямо и грубо.

Губернатор Аляски обратился в Стэндфордский исследовательский институт с просьбой оказать помощь в решении необычной проблемы. Штат разбогател и проблема состояла в том, что власти штата не имели ясного представления о том, каким образом лучше всего распорядиться свалившимся на него богатством.

Что делает губернатор? Он ищет организацию, не связанную ни с самой администрацией штата, ни с его предпринимателями. Он знакомится с деятельностью этой организации и заключает с ней контракт.

После подписания контракта с администрацией штата 3 аналитика института прибывают на Аляску и беседуют с секретарём штата, представителями Планового управления штата и другими официальными лицами, занимающими влиятельные должности. Совместно они принимают решение изучить нужды штата и наметить перспективный план его развития.

Заметим, что цель губернатора заключалась в получении качественного, проведённого в сжатые сроки, исследования, с тем чтобы он и его администрация могли включить соответствующие рекомендации в законодательную программу, которая должна была быть предложена для осуществления на следующий год (аналогия с нами – федеральный, региональный, местный бюджет).

Для проведения исследования был установлен срок 15 недель (4 месяца). Дело было поручено специалисту Стэндфордского института по проблемам управления штатами.

Далее начались организационные мероприятия. Специалист занял большую площадь в основном здании СИИ (института), поставил там дополнительные телефоны, собрал самую большую за пределами Аляски библиотеку из книг, посвящённых этому штату, и создал группу из 36 человек.

В состав группы вошли экономисты, специалисты в таких областях, как развитие туризма, здравоохранения, рыболовства и воздушных перевозок. Этот же аналитик – специалист поставил задачи исполнителям. Членам группы было поручено разработать 24 основные темы, считавшиеся необходимыми для планирования будущего штата.

В течение 15 недель многие специалисты побывали на Аляске. Там они разговаривали с инспекторами по охране живой природы, официальными лицами штата, представителями различных групп населения, банкирами и почти со всеми теми, с кем они хотели говорить или кто хотел говорить с ними. У себя в институте они изучали такие аспекты, как законодательство Аляски, её историю, финансы, а также промышленную статистику. На заключительном этапе работы каждая тема была изложена в виде докладной записки объёмом от 25 до 100 страниц. Затем докладные записки были представлены губернатору штата, который сделал свои замечания.

На основании замечаний губернатора и своих докладов руководители группы приступили к разработке конкретных предложений. В конце концов появился документ объёмом 88 страниц под названием «Основные направления планирования для развития штата Аляски».

Документ был посвящён пяти основным проблемам (промышленное развитие, транспорт, общественное развитие, развитие личности и бюджет) и содержал десятки специфических рекомендаций, включая расширение сети университетов, восстановление запасов хищнически истреблявшихся лососевых рыб, улучшению образования эскимосского и индейского населения, открытие новых воздушных линий, программу борьбы с алкоголизмом, подготовку фельдшеров для отдалённых деревень, развитие туризма, новый упор на сельское хозяйство, фторирование водопроводной воды, разработку новой налоговой политики, а также определение новых функций правительства штата в области планирования.

В заключительном документе обращалось особое внимание на сохранение природных условий штата и на улучшение положения и расширение возможностей для граждан эскимосского и индейского происхождения.

Губернатор использовал исследование в качестве базы для своей законодательной программы на 1970 г. Он предложил, чтобы почти все рекомендации института были претворены в жизнь, и законодательный орган штата согласился с большей частью предложенных им программ.

Не менее интересен вопрос: «А почему собственно необходимо кого – то приглашать, чтобы разобраться во внутренних проблемах города, района или, как в приведённом примере, штата?»

Дело в том, что добросовестное выполнение поставленной задачи позволит получить исполнителю новые заказы. Кроме того, как минимум четыре фактора сводят к минимуму вероятность неудачи проведённого анализа и выявленных проблем:

Во-первых, подход исполнителя к проблемам города (района) будет характеризоваться нарочитой скромностью, если не униженностью, так как ему ещё никто не известен;

Во-вторых, сначала разрабатываются наиболее настоятельные и оперативные проблемы, затем постепенно создаётся единая система подхода к решению проблем;

В-третьих, всё делается с официальными представителями города, а не втихую, забившись в угол;

В-четвёртых, фактор удачи, везение, которое можно выразить тем, что найден клиент, который с пользой употребляет то, что ему может быть предложено. В России подобный заказчик, как и исполнитель, ещё чрезвычайно редок. Одним из первых подобную практику стал вводить мэр Москвы Юрий Лужков.

Его подход к городским проблемам заключается в том, чтобы вначале сосредоточить внимание на наиболее неотложных текущих проблемах, а затем выполнить более тщательный обзор и разработать решение в целом.

В деятельности аппарата мэра Москвы прослеживаются четыре последовательных фазы деятельности:

Первая фаза: рассматриваются конкретные проблемы городских учреждений и оказывается помощь в их разрешении (это делается всегда).

Вторая фаза: рассмотрение этих же проблем с учётом того, какое место они занимают среди других проблем города.

Третья фаза: устанавливает связи между конкретными проблемами и разрабатывает решения для более крупных проблем.

Четвёртая фаза: моделирование решения (города) целиком с тем, чтобы рассматривать и анализировать его как сложную и большую систему, практически в реальном времени.

Примером может служить работа муниципальных служб города в период сильных морозов 2006 года. Дома, где возникали проблемы с отоплением, в считанные минуты наполнялись всеми видами обогревательной техники. Огромный город в целом и каждый муниципальный округ в отдельности оказался готов и к данной ситуации.

Причём принципы подготовки и управления простейшие:

- каждый год управления администрации города обязаны сообщать о своих долгосрочных целях;

- определение альтернатив для достижения долгосрочных целей;

-объяснение, почему выбраны те или иные программы, что предполагается выполнить в течение этих лет и какие для этого потребуются расходы;

Требование мэра к своим чиновникам также просты и заключаются в том, чтобы городские чиновники думали и строили планы на будущее, рассматривая имеющиеся в настоящее время альтернативы.

Кадры решают всё.

В заключение по данной главе предлагается перечень мероприятий, которые могут быть включены в планирование будущего города и показывают творческий процесс порождённый элементарной наблюдательностью за существующими реалиями:

-обеспечение общественного развития на районной базе. В предыдущей книге мы упоминали, что Городецкий район является уникальным районом, так как в нём присутствует сочетание аграрного, промышленного, санаторно-курортного и туристического секторов – это редкое сочетание;

-создание единой для района системы переработки управленческих данных в рамках федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

-создание единого города Городца с двумя основными муниципальными районами города: Городецким и Заволжским;

-проведение в Заволжском районе мер по борьбе с наводнениями,

-изменение городского (Заволжский район г. Городца) районирования с целью децентрализации;

-пересмотр норм, регулирующих строительство, с целью внедрения технических новшеств,

-резкое повышение требований и норм, определяющих меры по охране здоровья и технике безопасности в жилищном и промышленном строительстве,

-строительство моста, связывающего два муниципальных района. Без строительства моста два города Городец и Заволжье никогда не сольются в один.

-сооружение нового ж/д и автовокзалов в Городце и Заволжье;

-создание в Городецком районе на базе г. Заволжья оффшорной зоны;

-введение выплат по линии социального попечительства для оказания помощи в планировании семьи,

-субсидирование городского кооперативного строительства,

-предоставление низкопроцентных коммерческих займов жителям района, получающим благотворительную помощь. Эта проблема существует. Например, мониторинг кредитной банковской деятельности показывает, что некоторые многодетные семьи получают банковский кредит на подготовку детей к школе (одежда, тетради, рюкзак и т. д.) под коммерческие (огромные) проценты;

- введение норм по борьбе с загрязнением вод, воздуха и норм допустимых уровней шума и обеспечение их выполнения,

-установление предельного уровня цен для жителей района. Например, в г. Заволжье цены по-прежнему выше на все виды продуктов, чем в целом по области. А внятного объяснения, почему жители Городецкого района в течение двух лет платили за коммунальные платежи и квартиру в два раза больше, чем в целом по области, нет до сих пор. Как нет и компенсации.

- введение образовательной переподготовки для взрослых,

-введение поощрительных премий за достижения в области преподавательской и культурно-просветительской деятельности,

-повышение оплаты труда преподавателей,

-обеспечение бесплатного обучения для всех студентов, получающих первое высшее образование в г. Заволжье,

- создание новых парковых и заповедных зон в районе.

ЗАВОЛЖЬЕ – ГОТОВЫЙ ОФФШОР

Судьба новой, разумной и мощной России сегодня в решающей мере определяется перспективой развития традиционных исконно русских городов, и совершенно не важно, большие они или малые.

Как одна чистая Душа в состоянии спасти мир, так и один город может не дать погибнуть целому государству. К числу таких городов, несомненно, принадлежат и город Городец, и город Заволжье. Но роли у них из-за различий в жизненных укладах разные.

Городец в течение тысячелетия сохраняет свой, только ему присущий уклад жизни, свою архитектуру и свои ремёсла. Нашествия врагов, войны, революции, перестройки оставляли на нём свой тяжёлый след, разрушая построенное, отбирая нажитое, но как только боль проходила, город снова оживал, восстанавливался и делился своей силой духа, сметкой, данной природой хитростью со всем нижегородским землячеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: