Аграрные реформы 1871-1873 гг

Наиболее значимые ступени, предопределившие результаты аграрных реформ, были следующие: отмена феодальной зависимости крестьян, ликвидация феодальной собственности на землю и введение системы купли-продажи земли, и, наконец, реформа поземельного налога. В результате этих реформ была создана частная собственность на землю, и было обеспечено развитие сельскохозяйственного производства, которое для Японии того времени являлось не только главным источником налоговых поступлений, но основным источником проведения преобразований в стране. Вместе с тем, важность аграрной реформы состояла еще и в том, что именно она обеспечила необходимую предпосылку индустриализации – образование избыточного рынка рабочей силы.

Проведение аграрных преобразований. Реформа поземельного налога. Отмена запрета на продажу земли в 1872 году стало первым и важнейшим шагом на пути к установлению нового современного (для того времени) поземельного налога, который стоял в центре всех аграрных преобразований. Любопытно, как оценивал этот акт один из главных деятелей реформы поземельного налога Канда Кохэй. В своей докладной записке 1871 года он писал. "Некоторые выступают против изменения поземельного налога; они говорят, что в " старое время люди наделялись землей в соответствии с размером их семьи (или согласно переписи) и это предотвращало отчуждение земли и сглаживало пропасть между богатыми и бедными. Если мы вдруг разрешим куплю и продажу земли, то это будет противоречить установленному закону и принесет большой вред ". На это можно было бы ответить следующим образом: есть благоразумные и глупые люди, и, кроме того, есть прилежные и праздные люди. Тот, кто умен и бережлив, становится богатым, а тот, кто ленив и расточителен, становится бедным. Если мы запретим приобретение земли и попытаемся уравнять бедного и богатого, то это будет означать ограничение богатого в угоду бедным и постепенно примет такие размеры, что подорвет положение благоразумных и бережливых людей и создаст благоприятные условия для праздных и расточительных..."[29]

Для проведения земельной реформы, прежде всего, необходимо было определить субъектов этой реформы. Другими словами, поскольку новый закон предполагал наиболее полное признание частной собственности на землю, нужно было выяснить реальных, признанных собственников обрабатываемых земель, что в сложном переплетении сложившихся в эпоху Токугава земельных отношениях сделать было очень непросто. С этой целью, всем, кто мог доказать, что является фактическим владельцем земли, были выданы соответствующие удостоверения собственности на землю "тикэн"[30]. Такие удостоверения в начале 1872 года получили, прежде всего, те крестьяне, которые имели свои земельные наделы или выплачивали земельную ренту или другие налоги феодалам или чиновникам сёгуната. Целью такого шага было стремление через введение частной собственности на землю, через разрешение купли-продажи земель, ликвидировать ситуацию, когда основная часть крестьян была не в состоянии прокормиться за счёт своих крошечных наделов, и, тем самым, ускорить процесс концентрации земли в руках немногих владельцев для повышения эффективности сельского хозяйства. Спустя несколько месяцев удостоверения на землю получили также те, кто купил землю после утверждения новой власти. Таким образом, признавалось право частной собственности на землю, и был выделен круг земельных собственников.

Следующим шагом было проведение землемерной съемки по всей стране (1875-1881 гг.). На основании оценки стоимости земли вводился земельный налог (3% от стоимости земли), который взимался в денежной форме, причем, его величина не зависела ни от качества, ни о количества урожая. В законе определялось, что по окончании проведения реформы размер поземельного налога будет соотнесен со стоимостью земли и не может быть понижен или повышен в неурожайный или урожайный годы. Основной целью этого налога было обеспечение стабильного государственного дохода. Следует иметь в виду, что в такой сельскохозяйственной стране, какой была Япония, к тому же не имевшая в то время своей таможенной автономии, покрытие значительных государственных расходов на нужды военного строительства, индустриализацию, содержание большого государственного аппарата, разумеется, зависело, прежде всего, от доходов с поземельного налога. В 1875-1892 гг. доля поземельного налога составляла 85 % от всех бюджетных поступлений. Обеспечив, таким образом, постоянный источник доходов, правительство создавало условия для введения в стране эффективной бюджетно-финансовой системы.

В результате аграрных преобразований произошла концентрация земельной собственности; более трети всей обрабатываемой земли было сосредоточено в руках ростовщиков, помещиков и зажиточных крестьян. Мелкие землевладельцы в большинстве своем лишились земельных наделов и вынуждены были идти в город на заработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: