1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, существенных взаимосвязях элементов меняющейся окружающей среды; б) в процессах планирования и исполнения действий.
• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.
• Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориентировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных действий.
2. Предмет изучения психологии — ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ.
|
|
• Психический образ обеспечивает ориентировку в неповторяющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, открывает субъекту поле возможных действий и служит условием Выбора эффективного поведения.
• Задача психологии — изучать строение, законы, особенности формирования и развития ориентировочных операций, действий на разных этапах онтогенеза.
3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают'.
• построение образа, который включает:
— ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях: а) актуальных потребностей в форме органических состояний; б) побуждений к действиям;
— ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у человека);
а уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта;
• построение плана решения стоящей проблемы;
• контроль над реализацией принятого решения и коррек-1 ция хода и плана решения;
• оценка результатов.
4. Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире.
• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.
|
|
5. Коренное отличие психики животных и психики человека:
• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удовлетворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими механизмами и условиями обитания;
• в процессе онтогенетического развития человек должен:
а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу предметов и средств такого удовлетворения; в) осознать необходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;
• ориентировочные и исполнительные составляющие человеческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован общественный опыт, обеспечивающий решение различных задач.
6. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает:
• интеллектуальные функции — от восприятия до мышления — служат ориентировке во внешнем поле жизнедеятельности;
• потребности — побуждают к выделению в ситуации объектов и условий (мотивы), которые необходимы для поддержания жизнедеятельности (удовлетворения потребностей);
• чувства, эмоции — возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;
• воля — представляет особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-
тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).
7. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.
9.1. мотибь! человека и их формирование
В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов
мотивации человека. Наилучшее представление об их многообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена] «Мотивация и деятельность». |
Так, в психодинамических теориях присутствуют гипотезы| об инстинктивной и врожденной природе потребностей и' мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведенческой) активности.
У J. Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, —либидо', б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.
• Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием потребности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлетворение потребности; г) количеством энергии, требующейся для удовлетворения потребности (см. выше: теории личности).
|
|
У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что:
• зависимость в раннем детстве от роди i слей вызывает чувство неполноценности, которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого человека. Этому способствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;
• в ответ на комплекс неполноценности может появляться:
а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.
У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом центральную роль в способах удовлетворения мотивов и организации поведения играют наследуемые субъектом архетипы — образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества.
В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).
9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм
1. Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием — «драйвом» (drive), которое зависит от нужды, первичной потребности (need).
|
|
2. Существует совокупность врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т. д.
3. Все новые формы направленной предметной активности — вторичные потребности — живые организмы приобре-
тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.
Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека
Лион Фестингер Теория когнитивного диссонанса
1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые.
• При наличии согласованности в имеющейся системе знаний человек избегает событий, порождающих диссонанс, или старается на замечать и игнорировать их.
2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:
• когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности;
• когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают «Я-концепцию» (Эллиот Аронсон);
• когда люди чувствуют личную ответственность за свои «неверные» действия и поступки;
• когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия.
3. При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный диссонанс устраняется:
• путем изменения одного из элементов системы своих знаний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил
другому;
• путем добавления в противоречивую структуру знаний новых элементов, делающих ее более согласованной;
• путем уменьшения значимости для человека не согласующихся между собой знаний.
4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объяснить внешними факторами, уменьшение диссонанса достигается внутренним оправданием своего поведения путем изменения своих мнений и установок — эффект недостаточного