Объяснительные принципы. 1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­ствий.

• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.

• Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных действий.

2. Предмет изучения психологии ориентировочная осно­ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­хический образ.

Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­вием Выбора эффективного поведения.

Задача психологии изучать строение, законы, особенно­сти формирования и развития ориентировочных опера­ций, действий на разных этапах онтогенеза.

3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают'.

построение образа, который включает:

— ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях: а) актуальных потребностей в форме органических состояний; б) побуждений к действиям;

— ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у че­ловека);

а уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потреб­ности субъекта;

• построение плана решения стоящей проблемы;

• контроль над реализацией принятого решения и коррек-1 ция хода и плана решения;

• оценка результатов.

4. Физиологические процессы в человеческом мозге по­тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз­нообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведе­ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси­хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю­дьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире.

• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер­минирует формирование новой функциональной систе­мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе­чивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.

5. Коренное отличие психики животных и психики чело­века:

• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов­летворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими меха­низмами и условиями обитания;

• в процессе онтогенетического развития человек должен:

а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред­метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ­ходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;

• ориентировочные и исполнительные составляющие чело­веческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован обще­ственный опыт, обеспечивающий решение различных за­дач.

6. Побуждения, переживания, образы и действия в пла­не представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, ко­торая включает:

интеллектуальные функции от восприятия до мышле­ния — служат ориентировке во внешнем поле жизнедея­тельности;

потребности побуждают к выделению в ситуации объек­тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер­жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно­стей);

чувства, эмоции возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;

воля представляет особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-

тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуа­циях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).

7. Психические феномены, «идеальные» явления и процес­сы есть совокупность умственных действий и образов, кото­рые являются результатом многоплановых функциональ­но-генетических изменений ориентировочных компонен­тов внешних предметных действий.

9.1. мотибь! человека и их формирование

В рамках мировой научной психологии существует мно­жество теоретических подходов к объяснению процессов

мотивации человека. Наилучшее представление об их мно­гообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена] «Мотивация и деятельность». |

Так, в психодинамических теориях присутствуют гипотезы| об инстинктивной и врожденной природе потребностей и' мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждо­му инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, со­ставляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предраспо­ложенность к избирательному восприятию различных фак­торов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведен­ческой) активности.

У J. Фрейда в качестве движущей силы поведения высту­пает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, —ли­бидо', б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, пережи­ванием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по­требности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлет­ворение потребности; г) количеством энергии, требую­щейся для удовлетворения потребности (см. выше: теории личности).

У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный ха­рактер. При этом предполагается, что:

• зависимость в раннем детстве от роди i слей вызывает чув­ство неполноценности, которое может перерастать в комп­лекс неполноценности у взрослого человека. Этому спо­собствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;

• в ответ на комплекс неполноценности может появляться:

а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходст­ва — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.

У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различ­ными путями. При этом центральную роль в способах удов­летворения мотивов и организации поведения играют насле­дуемые субъектом архетипы — образы, происхождение кото­рых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют ги­потезы о наличии «основных, базовых, собственно челове­ческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным моти­вом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное на­правление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А Маслоу развитие личности свя­зано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализа­ции, которая приобретает относительную самостоятель­ность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).

9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм

1. Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием — «драйвом» (dri­ve), которое зависит от нужды, первичной потребности (need).

2. Существует совокупность врожденных первичных по­требностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т. д.

3. Все новые формы направленной предметной активно­сти — вторичные потребности — живые организмы приобре-

тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.

Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека

Лион Фестингер Теория когнитивного диссонанса

1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые.

• При наличии согласованности в имеющейся системе зна­ний человек избегает событий, порождающих диссонанс, или старается на замечать и игнорировать их.

2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:

• когда человек воспринимает самого себя в качестве причи­ны возникшей когнитивной несогласованности;

• когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают «Я-концепцию» (Эллиот Аронсон);

• когда люди чувствуют личную ответственность за свои «не­верные» действия и поступки;

• когда такие действия и поступки имеют серьезные послед­ствия.

3. При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный дис­сонанс устраняется:

• путем изменения одного из элементов системы своих зна­ний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил

другому;

• путем добавления в противоречивую структуру знаний но­вых элементов, делающих ее более согласованной;

• путем уменьшения значимости для человека не согласую­щихся между собой знаний.

4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объя­снить внешними факторами, уменьшение диссонанса дости­гается внутренним оправданием своего поведения путем изме­нения своих мнений и установок — эффект недостаточного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: