Образ мира в функциональном плане предшествует актуальной ситуативной сенсорной стимуляции. На основе образа мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного содержания значения ситуаций, событий, а также их личностного смысла.
• На основе образа мира постоянно генерируются познавательные гипотезы. При этом внешние сенсорные данные и вызываемые ими впечатления служат «прибавкой» к познавательной гипотезе, преобразуя ее в чувственно переживаемый образ.
• У человека постоянно существуют неосознаваемые ожидания того, что можно встретить и что может измениться в ближайшее время в данных предметных обстоятельствах. Такие ожидания часто фиксируются в терминах «перцептивные установки» и «перцептивные гипотезы».
Глава 11
Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека
11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе
Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления
|
|
1. Мышление представляет собой процессы установления связей (ассоциаций) между элементарными психическими явлениями — ощущениями, представлениями, понятиями.
2. Существует несколько основных типов ассоциаций:
» ассоциации по пространственно-временной смежности;
• ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;
• ассоциации по отношению (атрибутивные, причинно-следственные и др.).
3. Механизмами мышления выступают:
• ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процессе: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации) между представлениями, организованные на основе прошлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются
и накапливаются новые ассоциации;
• персеверативная тенденция, связанная с возвратом отдельных психических структур (ассоциаций) в протекание мыслительных процессов.
Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа
1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отношений: а) сначала между материальными элементами чувственного опыта; б) позднее между представлениями и мыслями.
2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации представлений. Мышление всегда имеет направление, которое задается определенной целью (интенциональность мышления).
• Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» — целевая структура, направляющая
динамику мыслительного процесса.
3. Протекание некоторых мыслительных операций возможно без включения образных представлений — существуют особые формы «безобразного» мышления.
4. Мышление представляет собой систему моторных и интеллектуальных операций, которые направлены на решение задачи — достижение цели в определенных условиях.
|
|
Отто Зельц
Теория антиципирующей схемы в процессах решения
задач
1. Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:
• формированием и уточнением антиципирующей схемы — неосознаваемой организацией отношений между условиями задачи и искомым, которые уточняются и конкретизируются по мере неудачных попыток найти решение и требуют своей завершенности;
• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в качестве которой могут выступать самые разные события и фрагменты текущего повседневного опыта.
2. Существует три основных типа интеллектуальных операций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
• операция дополнения антиципирующей схемы каким-либо элементом;
• абстракция — выделение различных характеристик предметов и связей между ними;
• репродукция сходства — расчленение предмета или понятия в соответствии с определенными известными основаниями.
3. Актуализация операций восполнения антиципирующей схемы может иметь:
• репродуктивный характер — путем рутинной актуализации известных средств решения;
• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абстракции средств решения; б) путем случайно обусловленной абстракции средств решения.
Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,
КарлДункер
Гештальтпсихология: мышление как акт
переструктурирования проблемных ситуаций
1. Психические явления подчинены принципу целостных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-тальт) — несводимости сложных психических явлений к простой сумме составляющих их элементов и единиц.
2. Мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации — смена гештальтов.
• Мышление — это процессы переструктурирования проблемной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) искомого решения.
• Основной механизм мышления — установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.
3. Существует несколько основных законов переструктурирования, которые ведут к структурной завершенности гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменяются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-ты и т. п.
Торндайк, Уотсон Бихевиоризм
1. Мышление есть совокупность навыков — двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»^, которые представляют собой:
• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);
• скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции);
• скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
2. Мышление формируется путем научения на основе:
• классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
• оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.
11.2. Теории мышления в современной зарубежной психологии
|
|
Дж. Гилфорд
Структурная теория интеллекта и интеллектуальных
способностей
1. Интеллект — это совокупность множества относительно самостоятельных способностей.
2. Любой мыслительный акт может быть представлен в системе отношений между тремя составляющими: а) содержание — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
Содержание материала интеллектуальной деятельности:
• конкретный — реальные предметы или их изображения;
• симболический — буквы, знаки, цифры;
• семантический — значения слов;
• поведенческий — поступки другого человека и свои собственные.
Тип выполняемой умственной операции:
• опознание и понимание определенного материала', узнать предмет по неопределенному силуэту;
• память — запоминание и воспроизведение информации', запомнить и назвать ряд цифр;
• конвергентная продуктивность — поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа'. обобщить одним словом несколько понятий;
• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов'. назвать возможные способы использования знакомого предмета;
• контроль и оценка — суждение о правильности, логичности заданной ситуации', найти фактическое или логическое несоответствие на изображении.
Разновидности конечного продукта:
• единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
• классы объектов', разложить предметы на группы;
• отношения', установить связи между объектами;
• системы', выявить правило организации множества объектов;
• трансформации', изменить и преобразовать заданный материал;
• импликации', прогноз результата в рамках ситуации «что произойдет, если...».
Жан Пиаже
Генетическая теория развития интеллектуальных
функций человека
\. Живой организм (субъект) нялелен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процессами.
|
|
• Имитация, умственный образ и изобразительная деятельность являются одновременно семиотическими и фигуративными.
Следует различать три основных типа семиотических функций (вслед за Ф. Соссюром):
• индексы — обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают;
• символы — обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;
• знаки — обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
14. В процессах восприятия следует различать: а) зрительно-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-исследовательскую деятельность, организуемую интеллектуальными схемами.
До 7 лет у детей актуализируются преимущественно статичные репродуктивные образы.
После 7—8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.
Модели мышления в когнитивной психологии
В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации (см. ниже: теории памяти). При этом отмечается, что мышление:
• предполагает использование имеющейся информации (знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и про-
странственных репрезентаций; б) в вербальной форме и логически организованной форме;
• может приводить к конструированию новых репрезентаций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем преобразования исходных репрезентаций;
• носит направленный характер- а) на выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив;
б) на решение проблем, обеспечивающих достижение определенного результата.
При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления человека (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить какие-либо логические и теоретические связи Множество моделей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти (см. ниже: память в когнитивной психологии)
В качестве примеров приведем только две модели, в которых представлены разные аспекты организации мышления.
Greeno, 1973 Модель решения задач
1. Между структурами семантической долговременной памяти и решением задач существует непосредственная связь.
2. Решение задач осуществляется путем образования новых связей между элементами информации, которые репрезентируются в рабочей (оперативной) памяти.
• Объем рабочей памяти ограничен.
• Репрезентация выстраивается на основе информации, поступающей: а) извне через органы чувств, б) из долговременной памяти.
3. Решение задач включает два основных этапа:
• построение когнитивной сети отношений, репрезентирующей задачу, в рабочей памяти;
• построение набора отношений, соединяющего сеть задачи с сетью решения на основе информации, хранящейся в семантической памяти.
4. Построение новых отношений в репрезентированной семантической сети осуществляется путем воспроизведения из долговременной памяти информации о возможных связях и информации о правилах установления новых связей.
N. J. Roese 1994 Теория контрфактов в процессах мышления
1. Вслед за уже реально произошедшими событиями (фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития событий (контрфакты).
2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструироваться в двух противоположных направлениях:
• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вниз контрфакт»);
• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вверх контрфакт»).
3. Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние.
• «Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное состояние, но позитивно влияют на будущую деятельность.
• «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное состояние, но могут негативно влиять на будущую деятель-
ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психологии). г
11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления
1. Основная функция процессов мышления — ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств и средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов.
2. Процессы установления межпредметных связей и отношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образного), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логиче-ского) мышления.
• Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней.
• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления.
3. На каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абстрагирование — обобщение и конкретизация и др.
4. На словесно-логическом уровне в качестве средств организации мышления выступают знаки и символы, которые позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деятельности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений; б) организовывать и осуществлять предварительную ориентировку в реальности на основе выполнения умственных операций и действий.
Функциональные теории мышления. Психологические I механизмы мышления
С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез
• Познаваемые явления и предметы включаются в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и
предметами (синтез).
• Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и устанавливаются новые свойства исследуемых предметов и явлений (анализ).
• Новые свойства и способы их выявления могут фиксироваться с помощью знаково-символических средств в качестве новых обобщений и понятий.
Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза
• В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются существенные признаки предметов и явлений.
• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических обобщений, но и теоретических понятий, направленных на объяснение предметов и явлений.
• Полученные путем мыслительного конструирования понятия фиксируются в знаково-символических средствах.
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
П. Я. Гальперин Механизм интериоризации
Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.
1. Первое направление развития: от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, речевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и отношений с другими людьми.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольности в процессах установления межпредметных связей и отношений. Овладение собственными процессами мышления (см. ниже).
2. Второе направление развития', от внешних произвольных действий с предметами к внутренним умственным формам выполнения действий.
• Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.
• Межфункциональное объединение доречевых форм мышления и речевых функций. Овладение внешними развернутыми формами речевой организации процессов установления межпредметных связей и отношений — процессов мышления.
• Преобразование внешних форм речевой организации
мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние
формы речевой организации.
• Последующее сокращение и автоматизация внутренних
речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.
А. Н. Леонтьев Теория мышления человека
7. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов?
Исходной основой формирования и развития мышления
как особой психической функции выступают формирующи-
еся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).
2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историческим законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?
Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:
• совместным выполнением общей деятельности при распределении действий между членами сообщества — специализации в выполнении отдельных действий;
• развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в распределении, организации и выполнении совместных действий.
Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления.
J. В чем заключается основная отличительная особенность мышления человека от мышления животных?
Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи.
Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).
• У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.
• У человека подготовительный этап — собственно познавательный, ориентировочный — отделяется от исполнительного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символических средств.
Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.
4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?
Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы выполнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.
• Фиксирование способов установления все новых межпредметных отношений и связей с помощью языка и других знаково-символических средств в процессе общественно-исторического развития обеспечивает формирование собственно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.
• Человеческие способы мышления формируются в процессах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими
18 Заказ №4624
людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей
5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности?
Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить.
• мыслительные операции — не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мыслительных действий;
• мыслительные действия — обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений;
• мыслительную деятельность — подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.
Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется:
а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.
6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?
Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-
знания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.
• То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.
• Результаты взаимодействий между предметами сохраняются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов
• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым результатам действий заключать о явлениях и свойствах, недоступных непосредственному восприятию.
7. В чем заключается основной критерийу позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса?
Мышление — это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).
Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.
• Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализацию другого действия, которое необходимо для достижения следующей цели.
• Мышление осуществляется в процессах ориентировочно-исследовательского поиска и обнаружения таких отношений и связей между действиями в определенных предметных условиях (задача), которые обеспечивают достижение определенной конечной цели.
18*
• Цель, способ достижения которой необходимо обнаружить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в определенных предметных условиях).
8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умственные формы мышления человека?
Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.
• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исходно представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.
• Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуализироваться в психике субъекта не только под воздействием предметных условий в конкретных ситуациях (как у высших животных), но и надситуативно — в результате использования соответствующих языковых и других зна-ково-символических средств.
Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.
°. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека?
По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все бо-
лее сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации;
позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.
• Увеличивающееся пространственно-временное отделение в человеческой деятельности умственных ориентировочных компонентов выполняемых действий от практических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировочно-познавательных и исследовательских действий и дея-тельностей.
• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую протяженность.
• По мере увеличения протяженности таких последовательностей мыслительных операций и действий, а также их постоянного повторного воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы установления определенных типов межпредметных отношений и связей с помощью языковых грамматических и логических операций.
• Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и связей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.
^ 10. В каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?
Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-
ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.
• Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения — переноса и обобщения значений слов.
• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и рефлексивно анализироваться в форме феноменов различной степени ясности, сложности, абстрактности.
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина и др. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека
1. Что исходно заложено в основу психического развития человека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?
Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:
• ориентировочную, исходно психологическую составляющую. Ориентировочные составляющие действия включают операции ориентировки, планирования, контроля;
• исполнительную (мышечно-двигательную) составляющую. Исполнительная часть действия включает исполнительные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.
2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий?
Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.
• Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.
• Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).
• Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствии с планом.
• Операции контроля обеспечивают сопоставление реально получаемого результата с предполагаемым (запланированным) результатом.
• Операции коррекции обеспечивают исправления действия по ходу его выполнения.
По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.
3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления?
Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.