Фрагмент профессиограммы педагога

Модули профессии ПДГ 1. Объективные характеристики профессиональной деятельности педагога
  Профессиональные задачи ПДГ Профессиональные знания ПДГ Профессиональные действия ПДГ по решению задач Результаты профессиональной деятельности ПДГ
         
1-ый модуль Осознавать (и выбрать как ориентир в профессиональном самоопределении) предназначение педагога, состоящее в воздействии на духовный мир другого развивающегося человека. Становиться и быть педагогом по призванию. Звания о месте профессии педагога среди других профессия, о профессиональной этике. Сохранять стремление оставаться педагогом в ситуациях трудностей, помех, препятствий. Постоянная работа педагогом в течение длительного времени.
2-ой модуль Овладевать педагогическим мастерством. Осуществлять педагогическую деятельность (обучающую, воспитывающую), вооружать учащихся новыми знаниями, способами их самостоятельного приобретения; стимулировать позитивные сдвиги в умственном и личностном развитии учащихся. Овладевать арсеналом накопленных в науке и в практике средств педагогического воздействия. Становиться эрудитом, мастером. Знания своего учебного предмета (и соответствующей области науки). Знания о вариативных методиках обучения и воспитания. Знания о достижениях передового педагогического опыта. Ставить в единстве обучающие, развивающие, воспитывающие педагогические за- дачи, гибко перестраивать их в связи с изменением педагогических ситуаций. Усвоить эталоны, нормы труда педагога. Отбирать методы, формы обучения и воспитания с учетом затрат времени и сил учащихся и педагога. Обученность и обучаемость учащихся, потребности и способности учащихся к само-обучению. Воспитанность и воспитуемость учащихся, потребность и способность учащихся к самовоспитанию, к адаптации в меняющихся условиях.
         
3-ий модуль Строить и реализовывать индивидуальные развивающие, обучающие воспитывающие программы для отдельных учащихся (групп учащихся) на основе их психологического изучения. Становиться мастером-диагностом. Знание особенностей построения индивидуальных программ для учащихся. Выбирать и создавать педагогические технологии под углом зрения психического развития учащихся. Индивидуальные развивающие и воспитывающие программы для учащихся.
4-ый модуль Создавать благоприятный психологический климат. Осуществлять педагогическое общение (взаимообмен информацией, взаимопознание, взаиморегуляция с учащи-мися), стимулировать резервы развития личности всех участников общения, обеспечивать взаимную удовлетворенность участников общения, психологический комфорт. Быть гуманистом. Знания о требованиях профессии педагога к педагогическому общению. Знания о формах групповой и коллективной учебной работы. Специально предусматривать общенческие задачи в ходе обучения, воспитания, гибко их перестраивать. Качества личности учащихся, обеспечивающие их готовность к высоким уровням общения, к сотрудничеству.

(ПДГ) (учителя, преподавателя)

Табл. 19

2. Психологические xaрактеристики профессионально важных качеств деягельности и личности педагога (психограмма)
Психологические знания ПДГ Психологические умения, необходимые для осуществления задач профессиональной деятельности ПДГ Качества личности, позиции, желательные для ПДГ Психологические качества, являющиеся противопоказанием для ПДГ деятельности
       
Знания о специфике труда педагога, состоящей в ориентации на развитие личности другого человека, находящегося в постоянном изменении. Знания о психология смыслообразования как стороны мотивации Постигать преимущества профессии педагога, заключающиеся в обога- щения его самого духовным миром развивающегося другого человека. Стреыипся к нахождению вое новых «смыслов» педа- Устойчивая профессионально-педагогическая направленность, педагогическое призвание. Позиция педагога по призванию. Непонимание предназначения профессии педагога, отношение к труду педагога как временному занятию.
Знания о видах, структуре педагогической деятельности, о педагогической ситуации. Знания психологии обучения. Знания о показателях умственного и личностного развития. Знание возрастной психологии. Умение ставить педагогические задачи под углом зрения психического развития учащихся. Умение изучать, днаг-носцировать психическое развитие учащихся (целостные характеристики их личности и деятельности, зону их ближайшего развития). Умение усиливать у себя специфическую для труда педагога ориентацию на развитие личности другого человека. Педагогическое пелепо-лагание. Педагогическое мышление. Педагогическая интуиция. Педагогическая наблюдательность. Педагогическая импровизация. Позиция эрудита, мастера. Преобладание акцента на внешние, формальные стороны обучения и воспитания (успеваемость, дисциплина, оформление занятий и кабинетов) в ущерб анализу психического развития учащихся.
Знания о динамике умственного и личностного развития в ходе обучения. Умение диагяосцирс-вать изменения и сдвиги в развитии в ходе обучения. Педантические диагностическое мышление. Педагогическое предвидение. Педагогически! оптимизм. Внимание к индивидуальным вариантам панического развития учащийся» Позиция мастера-диагноста. Стремление использовать f i«|»*»» |'И||мцв ООу- чающие технологии без учета индивидуальных особешюстей развития.
Знания психологии общения. Знания о видах» структуре уровня общения, о показателях удовлетворенности участников общения. Умение специально планировать общеическне, коммуникативные задачи под углом зрения психического развития учащихся, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников общения. Гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся. Недооценка роли психо- процессе обучения и *нч Miffii**^*! преоблада- ние} авторитарного сгн-яя общения.

         
5-ый модуль Осуществлять профессиональное саморазвитие своей личности. Стать самодиагностом, автором «сценария» своей профессиональной жизни. Знания о требованиях педагогической профессии к личности. Знания о возможных путях развития личности педагога (тренинги, обмен опытом и др.). Намечать и реализовывать планы постоянного поступательного профессионального роста. Варианты плана личностного профессионального саморазвития; реальный многоступенчатый профессиональный рост ПДГ.
б-ой модуль Осуществлять педагогическое творчество. Применять вовне сочетания из апробированных ранее способов обучения и воспитания; создавать принципиально новые методы, формы, концепции. Становиться творцом, новатором. Знания о запросах общества к творчеству ПДГ, о желательных в разных учреждениях об1 разования формах творчества. Участвовать в занятиях, тренингах, стимулирующих творческие подходы, создавать в учреждениях образования атмосферу, способствующую творчеству ПДГ. Описание реальных отдельных новых разработок ПДГ, изложение новых авторских концепций и систем.
7-ой модуль Проводить педагогическое исследование. Изучать результаты своего педагогического труда в разных условиях при использовании разных методов, форм, средств обучения и воспитания, выявлять причины их различной эффективности. Становиться исследователем. Знания о роли и месте исследовательского подхода ПДГ в разных типах учреждений образования. Формулировать научную проблему на основе анализа затруднений в практике. Участвовать в работе проблемных I'pyuii в учреждениях образования. Планы работы ПДГ - исследователя, записи о ходе и результатах исследования, выводы о сравнительной эффективности разных методических технологий, средств обучение и воспитания
8-ой модуль Изучать свои индивидуальные особенности, выявлять и формировать свой индивидуальный стиль. Осознанно развивать свою индивидуальность как ПДГ. Знания о запросе учреждений образования к уникальности, неповторимости ПДГ как важного условия значимости его личности для учащихся. Использовать в ходе занятий н упражнений средства анализа и коррекции своей индивидуальной манеры осуществления обучения и воспитания. Дневниковые записи ПДГ, индивидуальные характеристики ПДГ.
9-ый модуль Сотрудничать с другими участниками учебно-воспитательного процесса - с коллегами-педагогами, с практическими психологами, с педагогическим акмеологом. Становиться участником реального совместного педагогического труда. Знания об эффективных формах сотрудничества с коллегами и с разными социальными службами в системе образования. Намечать н опро-бировать разные формы сотрудничества в проблемных группах, советах, консилиумах с учетом взаимозаменяемости и взаимодополнения. Предложения к плану сотрудничества с другими педагогами, психологом, акмеологом.
10-ый модуль Синтезировать и применять в педагогическом труде все изложенные выше установки, способы педагогического труда. Становиться профессионалом, экспертом. Знания о педагогическом труде в целом. Находиться в режиме постоянного профессионального роста, направленного на усиление содействию развитию личности учащихся. Многовекторное сотрудничество педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса под углом зрения гуманистической ориентации на развитие личности учащихся.

б      
Знание о структуре личности, о малокомпенсируемых качествах личности ПДГ (перцептивно-рефлексивные способности). Умение осуществлять самодиагностику, само-проектнрование, самоэкспериментирование, развивать свои педагогические способности, позитивную Я-хонцеп-цию. Профессиональная педагогическая направленность; педагогические сиисибнииш, педагогическое самосознание; Я-концепция; Профессиональная обучав- фленсня. Позиция самодиагноста, субъекта педагогического труда, интерна иьногтыеак поиск причин своих профессиональных успехов и неуспехов в себе самом. Отсутствие устойчивой педагогической направленности; неверие а свои профессиональные возможности; негативная Я-концешдня: закрытость для профессионального развития.
Знания о психологии творчества, качествах творческой личности. Знания о критериях новизны педагогической идеи, педагогического открытия. Умения формулировать альтернативы, распознавание нужной новой комбинации среди других, способность оценить новизну подхода, готовность к янноааци-ям. Чувствительность к запросам общества, гибкость педагогического мышления, ленахть образования новых связей, видение знакомого объекта в новом контексте, готовность u'lvfliH от стереотипов, действование у условиях неопределенности. Позиция творца, новатора. Консерватизм мышления, низкая переключа-емость, заниженная профессиональная самооценка, стремление следовать готовым методическим рецептам.
Знания о методах и культуре психолого-педагогического эксперимента, наблюдения. Умения наметить гипотезы педагогического исследования, определить параметры исследуемого явления, выбрать адекватные методы, варьировать условия, «замерить» фон и результаты, провести наблюдения, эксперимент. Исследовательское педагогическое мышление, системность, выделение причинно-следственных зависимостей между целями, способами, средствами, условиями, результатами обучения и воспитания; непредвзятость анализа. Позиция исследователя. Отсутствие стремления изменять тип своего пе.-дагогического мышления, прилагать дополнительные усилия для выявления причин низкой или высокой эффективности г"***" способов ПДГ - труда.
Знания об типах индивидуального стиля в труде ПДГ, их достоинствах и недостатках. Умения осознанно усиливать у себя позитивные черты своего индивидуального стиля и сглаживать негативные. Индивидуальная самобытность в определении смысла, способов, результатов труда ПДГ(педагогическая рефлексия. Позиция индивидуальности. Чрезмерная тенденция к подражанию коллегам.
      ложное стремление быть «как все».'
Знание закономерностей сотрудничества и совместимости в педколлективе. Умение вырабатывать обвтую систему педагогических ценностей, смыслов, сплачивать на этой основе профессиональную концепцию единомышленников. Адекватная профессиональная самооценка, ус- Отсутствие уважительного отношения к индивидуальности коллег, жесткие ожидания.
    цели и задачи, готовность к взаимному приспособлению. Позиция участника и субъекта педагогического COTp)JUitt4wkU.  
Знание психологии педагогического труда, психологии обучения и воспитания, возрастной психодиагностики. Действенная помощь учащимся, квалифицированная экспертная оценка труда.коллег и самого себя, уход от уравнительного подхода в оценке разных ПДГ. Открытая позиция, демократический стиль, позитивная Я-концеп-ция, доброжелательность, низкая тревожность, готовность к дифференцированной опенке своего труда и труда коллег. Позиция профессионала. Профессиональная непригодность как наличие указанных выше в этой графе нежелательных для педагога качеств.

состоянием общества (46, с.Зб), то это определяет и позитивные задачи данной профессии. Отмечается (30), что деятельность предпринимателя характеризуется тем, что он самостоятельно определяет задачи своей деятельности (творец собственного дела, которое может стать зародышем новой профессии (5), его профессиональные действия проходят в условиях высокой неопределенности, результат его труда не регламентирован извне (7). Деятельность требует высокой готовности к оправданному риску, разумного сочетания риска и безопасности (15).

Показано на примере профессии водителя (51), что выявление психологических качеств специалиста целесообразно строить по-разному у специалистов с различным опытом. Так, для опытных специалистов наиболее характерен их стиль вождения, обусловленный тем, что водитель, не ощущая вождение машины как задачу, проявляет неадекватные мотивы, переоценивает свои способности. У неопытных водителей, по данным автора, следует изучать, прежде всего, их умение водить машину и связанные с этим психологические качества (с. 120).

Наш подход к построению профессиограммы описан в 1.4. и предполагает: изложение нормативной заданной извне структуры профессиональной деятельности (задач, результатов и обусловленных ими способов работы), а также изложение психограммы (психологических знаний, умений, профессиональных психологических качеств и психологических противопоказаний). Ниже приводим фрагмент разработанной нами профессиограммы педагога (учителя, преподавателя), см. табл. 19. Фрагмент профессиограммы педагога включает также указание на входящие в нее модули профессии (крайняя графа слева).

Каждому работающему человеку важно научиться осознавать специфические особенности труда в своей профессии, приближаться к построению профессиограммы своей профессии или специальности внутри профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: