Современные юридические клиники

В России конца XX в. о необходимости организации клиническо­го образования заговорили юристы, получившие возможность изучать опыт преподавания юридических наук в зарубежных стра­нах, особенно в США. В 1993-1997 гг. многие будущие клиници­сты - основатели юридических клиник России находились на ста­жировке в США, где им была предоставлена возможность увидеть и "потрогать руками" юридические клиники. После возвращения из таких поездок некоторые российские преподаватели юриди­ческих вузов задумались о возможности адаптации идеи юриди­ческих клиник к российской действительности. Это стало возмож­ным во многом благодаря организационной, методической, финансовой поддержке зарубежных организаций, таких, как Американская ассоциация юристов (ABA), Фонд Форда, Фонд Со­роса.

В настоящее время в России действует уже свыше 70 подоб­ных учреждений. Современные российские юридические клини­ки создавались в разных условиях, с использованием различных ресурсов. Эти обстоятельства обусловили заметное разнообразие клинического юридического образования. Вместе с тем опыт юридических клиник, насчитывающий уже более пяти лет, по­зволяет сделать некоторые обобщения и выявить основные под­ходы к их организации.

Действующим в России юридическим клиникам присущи сле­дующие характерные черты:

1) бесплатное предоставление юридических услуг по реаль­
ным делам, обычно лицам или группам лиц, которые в другом
случае не имели бы доступа к таким услугам;

2) обучение навыкам деятельности: обучение в процессе прак­
тики и посредством практики;

3) прием в клинику лишь тех студентов, которые закончили
базовый курс обучения и выполнили некоторые специфические



условия, как, например, прохождение курса той области матери­ального права, по которой специализируется клиника.

Перечисленные положения вполне могут рассматриваться в качестве минимальных требований, которые должны предъявлять­ся к юридическим клиникам. При этом следует помнить, что юри­дическая клиника отличается от традиционной практики студен­тов, а также от студенческой юридической консультации. Юридическая клиника - это прежде всего особый метод обуче­ния студентов под руководством и контролем преподавателей.

Организационно-правовые формы и структура российских юридических клиник. Юридическая клиника должна иметь оп­ределенную организационно-правовую форму и структуру. В на­стоящее время в зависимости от организационно-правовой фор­мы можно выделить два типа клиник:

юридическая клиника при вузе; юридическая клиника вне вуза.

Клиники первого типа действуют в виде относительно само­стоятельных структурных подразделений юридического факуль­тета вуза либо вуза в целом.

Деятельность юридических клиник при вузе регламентируется помимо общевузовских также локальными нормативными акта­ми, которые регулируют деятельность только юридических кли­ник. К числу локальных нормативных актов относятся, например:

1) положение о юридической клинике, определяющее цели и
задачи клиники, ее штат, органы управления и пр.:

2) учебный план, регламентирующий учебный процесс и уста­
навливающий программу клинического юридического образования;

3) этический кодекс, содержащий правила поведения студента
во взаимоотношениях прежде всего с клиентами, а также колле­
гами по юридической клинике, с правоохранительными органами.

Этот перечень не является исчерпывающим. Юридические клиники разрабатывают и другие акты, необходимые для работы. Например, в клинике юридического факультета Регионального от­крытого социального института (г. Курск) приняты два акта -"Положение о приеме граждан" и "Должностные обязанности со­трудников клиники". В юридической клинике Саратовской госу­дарственной академии права имеются специально разработанные правила приема студентов. В некоторых клиниках действуют пра­вила ведения определенных документов. Таким образом, каждая


клиника может самостоятельно определять правила своей ра­боты.

Юридические клиники первого типа имеют, как правило, соб­ственный штат работников, которые в большинстве случаев явля­ются одновременно сотрудниками юридического вуза или факуль­тета, хотя возможно приглашение и специалистов-практиков.

Наибольшее распространение получили клиники при юриди­ческих факультетах. Юридические клиники как относительно самостоятельные подразделения вуза в целом встречаются доволь­но редко. Как правило, такие клиники возглавляются директором, который осуществляет управление программой, непосредствен­но руководит всеми сотрудниками, отвечает за учебный план и преподает в клинике. Штат клиники включает постоянных и при­глашенных преподавателей. Они организуют и осуществляют учебный процесс в клинике и непосредственно контролируют ра­боту студентов. Преподаватели, как правило, должны иметь выс­шее юридическое образование, опыт практической работы и пе­дагогический стаж. В штат могут входить методист или секретарь, выступающие в качестве администратора, т.е. они занимаются подготовкой встреч, распоряжаются средствами грантов, прини­мают сообщения, организуют обслуживание технических средств, хранение документов, ведут картотеку клиентов и т.п.

В качестве примера можно назвать юридическую клинику Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Оль-денбургского. Штат клиники включает директора, который осу­ществляет общее управление и планирует стратегию развития кли­ники, составление учебных программ, и администратора, ведающего делопроизводством клиники.

В юридической клинике могут быть и коллегиальные органы управления. Например, Положением о юридической клинике Северо-Кавказского технического университета (Ставрополь) пре­дусмотрено создание Совета, в состав которого входят декан юри­дического факультета, работники клиники, представители юсти­ции, прокуратуры, юридических фирм, бюро и т.д. На Совет возлагаются следующие функции:

• решение важнейших вопросов организационной деятельно­
сти клиники;

• предоставление методических рекомендаций об особеннос­
тях оказания правовой помощи определенным лицам и о на­
правлениях деятельности клиники;


• обеспечение связи и взаимодействия клиники с правоохра­
нительными и другими органами власти края;

• рассмотрение спорных вопросов юридической практики, за­
трагивающих права и свободы граждан, и дача рекоменда­
ций сотрудникам клиники;

• заслушивание отчетов о реализации принятых Советом ре­
шений и выполнении задач по оказанию правовой помощи
населению1.

Работу Совета как коллегиального органа дополняют рабочие совещания, в которых принимают участие все преподаватели и студенты клиники. На совещаниях рассматриваются предложе­ния по совершенствованию деятельности клиники, отчеты руко­водителей клиники и студентов о результатах работы, меры по решению организационно-практических задач и др.

Одним из вариантов юридических клиник при вузе являются межвузовские юридические клиники, которые создаются несколь­кими юридическими факультетами, заключившими соглашение об организации клинического обучения для своих студентов. По­скольку создание и нормальная деятельность клиники требуют достаточно больших затрат, то такое объединение усилий позво­ляет решать многие материальные проблемы.

Однако в настоящее время юридические клиники при вузе бла­годаря своей организационно-правовой форме и структуре пред­назначены для обучения только собственных студентов. Опора на штатных преподавателей и студентов только одного вуза (факульте­та) позволяет решить еще одну важнейшую проблему клиники — ин­теграцию клинического обучения в учебный план факультета. Чаще всего для юридической клиники отводятся факультативные часы, что позволяет рассчитывать на финансирование за счет средств вуза. К сожалению, эта задача решена не везде; офици­альное признание клиник Министерством образования РФ и ру­ководством вуза, безусловно, активизировало бы распростране­ние этой методики обучения студентов-юристов.

Юридические клиники вне вуза возникают чаще всего на базе самостоятельной некоммерческой негосударственной организа­ции, открывающей общественные приемные, информационно-правовые центры и т.д. Внутренняя структура таких клиник тоже весьма разнообразна, так как им приходится заниматься привле­чением как преподавателей, так и студентов. Контингент студен-

1 См.: Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. С. 63.


тов обычно формируется из представителей разных вузов. Напри­мер, фонд "ЭПРА" в г. Иркутске на основе договоров с несколь­кими вузами города организовал эколого-правовую клинику.

К сожалению, образовательные программы в таких клиниках зачастую сведены к минимуму. Работа студентов представляет собой форму самостоятельной практики студентов, осуществляе­мой, как правило, без предварительной подготовки, распределе­ния ответственности за результаты работы между преподавате­лем и студентом. Рассматриваемая организационная форма юридической клиники, которую иногда называют интернатурой1, позволяет избежать значительных материальных затрат на фор­мирование базы и рекламирование деятельности, но одновре­менно ослабляет связь с учебным процессом.

Поскольку деятельность юридической клиники направлена на реализацию в первую очередь образовательных целей, то наибо­лее предпочтительной ее организационной формой представля­ется обособленное структурное подразделение вуза или факуль­тета.

Финансирование юридических клиник. Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм заня­тий преподавателю в клинике приходится работать с группой сту­дентов не более 10—15 человек3, что тоже заметно увеличивает затраты.

Современные российские юридические клиники используют различные источники финансирования:

1) благотворительные поступления из различных фондов и организаций, специализирующихся на вопросах, связанных с мо­дернизацией юридического образования в России. Например, финансовую помощь юридическим клиникам оказывают Амери­канская ассоциация юристов, Фонд Форда, Институт "Открытое

1 Как правило, под интернатурой понимается юридическая клиника, дей­
ствующая на базе правоохранительных органов, юридических служб и т.п.

2 В зарубежных клиниках установлено оптимальное соотношение количе­
ства студентов на одного преподавателя -8:1 (8 студентов на одного преподава­
теля).


общество" - Фонд Сороса, Российский фонд правовых реформ

и др.;

2) собственные средства вуза, привлечение которых становит­
ся реальным после включения клинических курсов в учебный план
и интеграции юридической клиники в структуру юридического
факультета или вуза в целом. Кстати, в этом случае юридическая
клиника уравнивается с другими учебными курсами, что тоже
является основанием для ее финансирования из бюджета вуза;

3) иные источники, в том числе помощь со стороны органов
государственной власти или органов местного самоуправления,
привлечение средств негосударственных организаций, где функ­
ционируют клиники, и т.д.

В некоторых юридических клиниках вполне серьезно рассмат­ривается вопрос о возможности самостоятельного зарабатывания денег за счет предоставления платных услуг клиентам, которые обращаются по делам, носящим коммерческий характер, или взи­мания платы с вузов, чьи студенты проходят обучение в клинике, и т.д.

Юридическая клиника и студент. Важным вопросом является регулирование отношений между юридической клиникой и сту­дентами. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о контингенте студентов, обучающихся в клинике: ими могут быть либо все студенты, либо только прошедшие специальный отбор, либо все желающие пройти обучение в клинике. Вновь создавае­мые юридические клиники чаще всего не сталкиваются с этой проблемой, поскольку им приходится привлекать студентов-доб­ровольцев. Однако после завершения периода становления кли­ники, когда интерес к ней заметно возрастает, приток студентов увеличивается. Тогда приходится решать дилемму: либо прини­мать всех, либо производить отбор.

Сторонники всеобщего клинического обучения полагают, что каждый студент должен пройти курс клинического обучения и соответственно получить возможность повысить качество профес­сиональной подготовки, выработать практические навыки. С та­ким мнением можно было бы согласиться, если бы учебные пла­ны юридических вузов и их материальное положение позволяли обеспечить обучающий компонент юридической клиники для всех студентов. Как уже отмечалось, в юридической клинике обуче­ние ведется индивидуально. Преподаватель клиники может рабо-


тать в течение семестра или одного учебного года с небольшой группой студентов. Это могут быть студенты разных курсов обу­чения. Аудиторные занятия в клинике сочетаются с приемом граж­дан и ведением их дел, включая консультирование, составление необходимых юридических документов, представление интере­сов граждан в различных государственных органах. Но все это -под тщательным контролем преподавателя. Как же организовать подобное обучение одновременно для всех студентов, если на каж­дом курсе их 100-120 человек?

Сторонники отбора также исходят из того, что клиническое обучение отличается индивидуальным подходом, но для обуче­ния в клинике от студента требуются определенные качества, по­этому в клинику не должны приниматься все студенты подряд. Кроме того, принуждение студента к работе в клинике может иметь отрицательный результат, так как в этом случае возникают допол­нительные проблемы, касающиеся качества предоставляемых кли­никой юридических услуг и ответственности нерадивых студентов.

В настоящее время во многих юридических клиниках суще­ствует в той или иной форме система отбора студентов. Каждая клиника сама определяет принципы и условия такого отбора. Но при всем разнообразии технологий отбора уже определились^не­которые общие требования к студентам, зачисляемым в юриди­ческую клинику. Во-первых, имеются в виду такие личностные и моральные качества, как вежливость, дисциплинированность, от­ветственность и др. Во-вторых, студенты должны изучить основ­ные теоретические курсы, поэтому к работе в клинике могут при­влекаться преимущественно старшекурсники. В-третьих, студенты должны продемонстрировать успехи в освоении юридических дис­циплин.

Процедуры отбора включают:

• собеседование;

• тестирование;

• изучение письменных документов, представленных студентом;

• деловые игры;

• конкурсы;

• рекомендации;

• сочетание различных процедур и др.

Например, в юридическую клинику Тверского государствен­ного университета принимаются студенты старших курсов, уже изучившие основные отраслевые дисциплины. Прием студентов


основан на принципе добровольности. Студенты, желающие прой­ти обучение в клинике, обращаются к руководителю клиники с письменным заявлением. Отбор производится с учетом отноше­ния студентов к учебе в предыдущий период, их успехов в освое­нии юридических дисциплин, мотивов, побудивших студента об­ратиться с заявлением о приеме в юридическую клинику.

По-иному отбирают студентов для обучения в юридической клинике при юридическом факультете Петрозаводского государ­ственного университета. Там все желающие обучаться в клинике сначала участвуют в ролевых играх и после их завершения руко­водство юридической клиники принимает решение, кого из сту­дентов оставить для дальнейшего обучения.

Деятельность студентов в юридической клинике помимо ра­боты с клиентом включает:

• участие в периодических занятиях в рамках специального
клинического курса с целью выработки практических навыков;

• еженедельные групповые занятия, т.е. встречи для обсужде­
ния дел, обмена опытом;

. еженедельные индивидуальные встречи с куратором для об­суждения дел.

Как правило, консультации клиентам студенты дают после предварительного согласования с преподавателем. В клинике обя­занности студентов могут различаться и, следовательно, по-раз­ному может быть организована их работа. Так, в клинике юриди­ческого факультета Санкт-Петербургского государственного университета студенты распределяются по функциональным груп­пам':

1) консультанты;

2) диспетчеры;

3) служба информации и анализа;

4) группа рекламы и внешних связей.

Подходы к планированию рабочей нагрузки студентов-клини­цистов также могут различаться. В одних случаях нагрузка опре­деляется количеством часов, в течение которых студент работает с клиентами клиники. Например, студент обязывается прорабо­тать в клинике не менее 10 ч в неделю, включая время, потрачен-

1 См.: Доброхотова Ё. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной Рос­сии) // Правоведение. 2000. № 4. С. 229.


ное на встречи с клиентами и иную работу по их делам. В других случаях студенту предлагается составить в течение семестра не менее двух или трех правовых документов по делам клиентов в клинике.

По мере завершения студентами курса клинического обучения они покидают юридическую клинику. Однако возможен и дос­рочный уход студентов из клиники, например, по собственному желанию или в связи с нарушением студентом правил работы в клинике, норм этического кодекса. Поэтому большое значение приобретает вопрос о контроле деятельности студентов. Юриди­ческая клиника должна иметь схему контроля. Существуют раз­нообразные формы такого контроля: регулярные собеседования, письменные отчеты, дневниковые записи. В некоторых клиниках практикуется опрос клиентов по поводу качества предоставлен­ных услуг.

Юридическая клиника и клиент. Юридические клиники, дей­ствующие в России, различаются не только по структуре, источ­никам финансирования и форме организации работы студентов, но и по "категориям" клиентов, с которыми там работают. Так, выделяются клиники "без живого клиента'" и клиники "с реаль­ным клиентом".

В клинике "без живого клиента" для практического обучения студентов ведутся имитационные занятия, когда преподаватель предоставляет учащимся ознакомительный материал для выпол­нения определенных юридических действий, формулирует про­блемную ситуацию, в которой студенты исполняют разные роли. По мере продвижения обучения происходит усложнение задач. Так развиваются различные практические навыки.

Еще одним примером клиники "без живого клиента" является программа "Живое право", направленная на правовое просвеще­ние различных слоев населения. Студентов обучают тому, как преподавать основы права обычным гражданам, а затем сами сту­денты проводят занятия с использованием интерактивных мето­дик по разъяснению права школьникам, осужденным и др.

Однако большинство клиник в России предпочитают работать с "реальным клиентом", когда студенты имеют дело с граждана­ми и их конкретными жизненными ситуациями. Сложилось два типа клиник "реальных клиентов": общей направленности и специализированные.


В клинике общей направленности к производству принимают­ся разнообразные дела. Опыт показывает, что преобладают обра­щения по вопросам, связанным с трудовым, семейным, жилищ­ным и гражданским правом. Преимуществом такой клиники является то, что студентам приходится работать с разными дела­ми. Это помогает им осваивать новые области права, отрабаты­вать навыки ведения дела от начала до конца. Обратной стороной "медали" является неподготовленность студентов, а в некоторых случаях и преподавателей к работе с любым клиентом.

Специализированные клиники принимают в работу только от­дельные виды дел. Например, клиники Фонда экологического правоведения "ЭПРА" (Иркутск) и "Экодаль" (Хабаровск) имеют экологическую направленность. Недостатком таких клиник явля­ется то обстоятельство, что студенты не получают навыка реше­ния разнообразных правовых проблем.

Наряду с названными существуют и другие виды юридиче­ских клиник, например, клиники, осуществляющие дистанцион­ное консультирование клиентов, когда студенты работают с пись­мами. Заметное распространение получило консультирование та­ким способом осужденных к лишению свободы (Ставрополь, Тверь, Красноярск и др.). Отметим и так называемые горячие линии, когда консультирование ведется по телефону. Существу­ют клиники, в которых студенты специализируются на правовой экспертизе нормативных правовых актов, изданных преимуще­ственно региональными органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, и подготовке проектов законода­тельных актов (Хабаровск, Курск).

Ряд юридических клиник сочетает одновременно несколько направлений деятельности. Типичный пример - клиника Твер­ского государственного университета. В клинике ведется прием граждан по всем правовым вопросам и одновременно оказывает­ся правовая помощь осужденным к лишению свободы в рамках программы "Адвокат по переписке" и на личном приеме, который организован в трех исправительных учреждениях на территории Тверской области; получает развитие экологическая программа; наконец, осуществляется правовое просвещение населения обла­сти в рамках программы "Живое право". Аналогичным образом работает юридическая клиника СевКавГТУ (Ставрополь).

Завершая рассказ о современных российских юридических клиниках, процитируем слова, сказанные ровно 100 лет назад и в полной мере отражающие перспективы развития данной формы


практической подготовки отечественных юристов: "Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочислен­ности у нас судов с присущей каждому из них специальной ком­петенцией, а также вследствие бедности и малограмотности боль­шей части нашего простонародья"'.

2.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ В США2

По нашей просьбе краткую историю становления клинического юридического образования в США излагает сотрудница Москов­ского представительства ABA/CEELI3 Марша Ливи4. Предлагаем перевод материала, подготовленного специально для этой книги.

"Я остановлюсь на трех вопросах. Во-первых, на истории кли­нического образования, основы которого были заложены в нача­ле XX в. и которое продолжает развиваться и в настоящее время. Во-вторых, на совершенствовании его методологии и на том, как это отражается на его возможностях. И, в-третьих, на некоторых различных видах юридических клиник, существующих в настоя­щее время.

Что касается истории клинического юридического образова­ния в Соединенных Штатах, то многое я узнала из обширного исследования, проведенного Маргарет М. Бэрри, Джоном С. Дью-бином и Питером А.Джойем, которое вылилось в большую рабо­ту - "Третья волна: Клиническое образование на пороге третье­го тысячелетия (2000)" [The Third Wave: Clinical Education for this Millenium (2000)]. Этот материал, один из черновых вариан-

1 ^Люблинский А. Указ. соч. С. 181.

2 Большинство авторов книги лично знакомы с опытом клинического обра­
зования в США. неоднократно были в американских вузах на стажировке и об­
ладают достаточно развернутой информацией об американских юридических
клиниках. Кроме того, при создании российских юридических клиник в значи­
тельной степени учитывался и адаптировался именно опыт США. Это дало ав­
торам основание для выделения американского опыта клинического юридичес­
кого образования в виде отдельного раздела в данной книге.

3 ABA/CEELI - American Bar Association /Central and Eastern European Law
Initiative (Американская ассоциация юристов / Центральная и восточноевро­
пейская правовая инициатива).

4 В настоящее время Марша Ливи работает в организации РИЛ - Public
Interest Law Initiative (Инициатива права общественных интересов) при Колум­
бийском университете.


гов которого был предоставлен мне Джоном Дьюбином, колле­гой по факультету права Университета Ратджерса, будет опубли­кован в "Clinical Law Review'".

История клинического юридического образования

В 1917 г., когда в России шла революция, которой было суждено изменить ход истории, в Соединенных Штатах были заложены первые семена той революции, которая в конце концов изменила все направление юридического образования. В этом году Уильям Роуи опубликовал в журнале факультета права статью, в которой он утверждал, что юридическое образование, основанное на кли­нике, является лучшим способом подготовки квалифицированных юристов1. Роуи сравнил юридическое образование с подготовкой специалистов в других областях, например в медицине, где работа в клинике является частью процесса обучения будущих врачей, и высказал мнение, что бюро правовой помощи на добровольчес­кой основе, которые уже тогда существовали при некоторых фа­культетах права, должны официально использоваться при обуче­нии студентов-юристов.

Во многих отношениях доводы Роуи представляли собой по­пытку включить в программу обучения на факультетах права ту форму юридического образования, которая являлась основной до начала XX в. и в первые его годы. Прежде чем получить разреше­ние иметь свою практику, будущие юристы изучали право, рабо­тая в качестве учеников опытных юристов. От этой системы на­чали отказываться в начале XX в., заменив ее на метод изучения сборников прецедентов, в соответствии с которым студенты обу­чались в аудитории, знакомясь с решениями по старым, завершен­ным делам2, анализируя их и размышляя о проблемах, связанных с правовой процедурой и теорией права.

Роуи считал, что студенты должны работать вместе с юриста­ми и затем обсуждать реальные дела на занятиях по материально-

1 Rawe William V. Legal Clinics and Better Trained Lawyers - A Necessity
11 Ga // Law Review 59 LI 917.

2 11екоторые штаты продолжали такую форму обучения даже в 70-х годах.
Чтобы получить диплом юриста в Нью-Йорке, можно было учиться в юриди­
ческом вузе или в течение четырех лет работать в качестве ученика адвоката.
После завершения периода ученичества и успешной сдачи экзаменов, необхо­
димых для поступления в коллегию адвокатов, можно было открывать свою
практику в штате Нью-Йорк.


му праву. Он предлагал назначать ответственного преподавателя факультета, который ''будет постоянно заниматься этой работой" и изучать все вопросы, связанные с практикой.

Клиническое образование в том виде, в котором его предло­жил Роуи, не получило быстрого развития в США. Хотя с 20-х по 40-е годы раздавались голоса ученых, которые выступали за то, чтобы клиническое образование было включено в учебные про­граммы факультетов права1 и чтобы при изучении права студенты знакомились с социальными проблемами2, большинство юриди­ческих учебных заведений выступали против такого практичес­кого подхода к юридическому образованию. В 50-х годах были такие учебные заведения, которые пытались вводить в юридичес­кое образование какую-то практику, однако по-настоящему кли­ническое юридическое образование начало формироваться в юридических вузах в 60-х годах.

Эти годы в Соединенных Штатах были временем обществен­ных волнений. В центре внимания движения за гражданские пра­ва был тот факт, что не все американцы имеют равный доступ к правам, гарантированным Конституцией США. Многие молодые люди начинали осознавать ту несправедливость, с которой стал­кивались бедные слои населения, часто не имевшие возможности воспользоваться услугами институтов по защите основных прав человека. Студенты-юристы требовали, чтобы получаемое ими образование было связано с их будущей практической деятельно­стью, в которой они видели себя защитниками интересов бедных и представителей меньшинств.

Движение за клиническое юридическое образование достигло наивысшей точки в то время, когда вопросы социальной справед­ливости стали занимать многих студентов и преподавателей юри­дических вузов. Преподаватель Университета Ратджерса Артур Кайной призывал студентов "заниматься серьезными делами и ситуациями, в которых процесс правоприменительной деятель­ности увязывался бы с фундаментальными проблемами современ­ного общества... [с тем, чтобы] это могло стать замечательным учебным материалом, позволяющим глубоко проникать в фунда­ментальные теоретические, практические и концептуальные про-

1 См.: Barry. Dubin, Joy. The Third Wave: Clinical Education for this Millenium
(draft).

2 Rekosh Edwin. The Possibilities for Clinical Legal Education in Central and
Eastern Europe.


блемы, и все это в контексте реальной жизни с ее волнениями и потрясениями"1.

Студентов также увлекала идея работать над делами, которые "'изменят мир'" для всех или по крайней мере для одного челове­ка, обычно бедного и представителя меньшинств, которому юри­дическая клиника могла бы обеспечить защиту его прав. В озна­менование своей преданности идее защиты интересов бедных и обездоленных студенты факультета права Университета Ратджерса дали своему факультету название "народный" (The People's Electric).

Клиники юридических вузов выполняли также и другую фун­кцию - они давали студентам возможность обучаться профессио­нальным навыкам. Студенты не только приобретали практичес­кие навыки юриста до окончания вуза, но и учились размышлять о тех ценностях, которые лежат в основе профессии юриста, и уважать этические нормы.

В течение следующих 25 лет наблюдалось бурное развитие клинического юридического образования в Соединенных Шта­тах. Клиническое образование стало частью учебных планов боль­шинства юридических вузов. В качестве преподавателей пригла­шались люди, которые не только имели опыт педагогической работы, но и владели практическими навыками работы юриста. Студенты получали зачеты за работу в клинике.

Многие считают, что движение за юридическое клиническое образование в США получило развитие благодаря Фонду Форда. В период 1965 - 1978 гг. Фонд Форда предоставлял гранты кли­никам, чтобы они могли, начав свою деятельность, выжить2. Ког­да Фонд Форда прекратил оказывать поддержку клиникам, при­шлось искать другие источники финансирования. Субсидии для клиник выдавались федеральным правительством через гранты по разделу 9 (Title 9 grants)3. Некоторые вузы субсидировали кли­ники из так называемых фондов IOLTA, которые образовались из процентов на средства клиентов. Ряд клиник известны под назва­нием "клиники на банкнотах", они работали и продолжают суще­ствовать на гранты от частных фондов. Наконец, многие юриди-

1 Kinoy Arthur. The Present Crisis in Legal Education. 24 Rutgers // Law Review.
1. 7. 1969.

2 См.: Meltsner and Schrag. Reform from a CLEPR colony. 76 Columbia Law
Review 581. 1976: Moliterno. Legal Education. Experiential Education and
Professional Responsibility. 38 William and Mari Law Review 71. 92-3 (1996).

1 См.: Higher Education Act. 20 USC s. 1143 (u) 1988: 34 CFR ss 74. 75. 77. 1965.


ческие факультеты начали выделять средства на клиники, кото­рые использовались на заработную плату и покрытие других экс­плуатационных расходов, а также стали нанимать преподавате­лей юридических клиник на более длительный срок.

К 2000 г. вузовские клиники прочно вошли в учебные програм­мы. Преподаватели юридических клиник получают зарплату, во многих учебных заведениях им в той или иной форме гарантиру­ется длительное пребывание в должности, а студенты получают зачеты за работу в клинике. Однако уверенность в завтрашнем дне, которую сегодня испытывает большинство преподавателей клиник, - это сравнительно недавнее завоевание.

Многие преподаватели, работавшие по традиционной методи­ке, и деканы факультетов права сопротивлялись развитию клини­ческого образования. Некоторые считали, что оно имеет слишком узкую практическую направленность, тогда как, с их точки зре­ния, высокой целью обучения в юридическом вузе является раз­витие правового мышления, а не практических профессиональ­ных навыков.

Клиническое юридическое образование было более дорого­стоящим, чем обычные занятия в юридических вузах. В то время как преподаватель юридического вуза, работавший по традици­онной методике, мог во время одного занятия обучить свыше 150 студентов, соотношение "студент клиники/преподаватель'" состав­ляло 8/1. Клинике нужно было иметь помещения, чтобы создать обстановку юридической конторы для беседы с клиентом, для со­вещаний и работы студентов, для преподавателей клиники.

И наконец, юридическим вузам понадобилось время, чтобы признать, что преподаватели клиник заслуживают таких же га­рантий занятости на длительный срок, как и преподаватели, ра­ботающие по традиционной методике. В Соединенных Штатах о преподавателях-"традиционалистах" судят обычно по наличию у них трудов, посвященных важным научным проблемам. "Клини­цисты" часто не имеют времени писать, а если и пишут, то обыч­но их больше интересуют методики преподавания и более прак­тические вопросы. На первом этапе юридические вузы не считали нужным рассматривать такие работы как вклад в науку.

Под давлением многочисленных факторов юридические вузы были вынуждены менять свое отношение к клиникам. Требования студентов о предоставлении клинического образования, призывы общественности к тому, чтобы юридические вузы осуществляли правовую помощь через клиники, требования, предъявляемые


юридической профессией, к тому, чтобы студентов обучали прак­тическим навыкам до того, как они закончат свое образование в вузе, наконец, возникновение отдельной области научных иссле­дований по актуальным вопросам обучения в клинике - все это сыграло свою роль.

Многие юридические вузы США учреждают постоянные дол­жности для преподавателей клиники. Для этого предусматрива­ется оценка работы клинициста за семилетний период по таким параметрам, как педагогическое мастерство, умение письменно излагать свои мысли и склонность к научной работе. Если после завершения этого периода с преподавателем клиники заключает­ся контракт, то, как правило, он получает работу до конца жизни. Одни вузы заключают долгосрочные контракты с клиницистами, в соответствии с которыми их работа подвергается оценке каж­дые 3-5 лет, и, если такой преподаватель удовлетворяет крите­риям, установленным данным вузом для оценки его работы, с ним заключается следующий долгосрочный контракт. Другие вузы ис­пользуют смешанный подход, третьи практикуют краткосрочные контракты, которые не всегда возобновляются.

Американская ассоциация юристов (ABA) - старейшая ассо­циация в США, объединяющая юристов, - регламентирует рабо­ту юридических вузов, устанавливая стандарты и оценивая их работу, чтобы убедиться, что они отвечают предъявляемым ею требованиям. Если результаты проверки оказываются положитель­ными, то такой вуз "аккредитуется" ассоциацией. В докладе 1992 г., известном под названием "доклад МакКрейта'' (по имени его автора Роберта МакКрейта), ABA опубликовала критерии по­вышения профессиональной квалификации, в которые вошло обу­чение основным практическим навыкам юриста: умению взять интервью у клиента, консультированию, переговорам и многим другим, входящим в программу клинического образования.

Обучение в клинике с точки зрения методики

В 70-80-х годах клиническое образование в США приобрело бо­лее широкое распространение, а преподаватели клиники получи­ли заслуженное признание. Клиницисты начали писать о методи­ке преподавания, обращая основное внимание на вопрос о том, "что делали и должны делать преподаватели клиники, как увя­зать методику преподавания в клинике со всей программой обу-


чения в вузе и каковы должны быть цели и задачи обучения в клинике"1.

Практические работники, решившие посвятить себя работе в клинике, понимали, что недостаточно только работать над насто­ящими делами или водить студентов в суд. Нужно было думать о целях клинического образования и разрабатывать такие методы преподавания, которые будут способствовать достижению этих целей. Например преподаватели клиники отметили необходимость решения следующих задач:

а) обучение навыкам, связанным с выполнением практиче­
ских задач, например, ведение интервью, консультирование, пе­
реговоры, навыки выступления в суде и т.д.;

б) обучение навыкам анализа, что не входит в традиционные
учебные программы юридических вузов, т.е. решение проблем,
принятие решений, формулирование фабулы и ее проверка;

в) создание у студентов представлений о том, что значит быть
юристом в конкретном обществе;

г) обучение студентов профессиональным навыкам;

д) обучение студентов навыкам использования собственного
опыта и опыта своих коллег2.

В конце 80-х годов был подготовлен доклад Комитета о разви­тии университетских клиник, в котором говорилось, что клини­ческое образование - это прежде всего метод обучения. Этот метод в основном характеризуется следующим: студентам пред­лагаются проблемные ситуации, аналогичные тем, с которыми юристы сталкиваются на практике; студенты решают эти пробле­мы в ролевой игре; от студентов требуется взаимодействие со сво­ими коллегами для определения и решения этих проблем и, воз­можно, самое главное - работа студента подвергается тщательному критическому анализу'.

Преподаватели юридических клиник часто являются членами ассоциаций, которые всячески способствуют развитию клиниче­ского образования. Ассоциация американских юридических ву­зов при ABA, Ассоциация клинического юридического образова­ния (CLEA) и SALT - это организации, которые проводят конференции, содействуют научно-исследовательской работе че-

1 См.: Barry, Dubin, Joy. Supra note 3, at 416.

2 См.: Dinersten В., Shalleck A. Workshop in Legal Education: Challenges of
Professional Legal Training. December 1989.

3 См.: Barry, Dubin. Joy. Supra fn. 3. at 417.


рез журнал "Clinical Law Review", организуют учебные команди­ровки и способствуют установлению связей между преподавате­лями клиник.

Правила студенческой практики

Ценность клинического юридического образования в Соединен­ных Штатах была признана штатами, которые приняли правила прохождения студенческой практики, позволяющие студентам работать над судебными делами под наблюдением адвокатов. Правила в разных штатах разные, однако все их объединяет об­щая черта- контроль за работой студента. В большинстве правил указано, на каком этапе обучения в вузе студент может проходить практику. В некоторых правилах содержатся очень подробные предписания, в других они достаточно общие.

Так, в Нью-Джерси студенты проходят практику с учетом пра­вила суда 1:21 - 3(b) штата Нью-Джерси, в соответствии с кото­рым студенты третьего курса юридического вуза могут выступать в суде под наблюдением адвоката. В правилах не указано, что оз­начает "выступать в суде"; если противная сторона по делу выс­тупает против данного правила студенческой практики, то воп­рос о степени участия студента в деле обычно решается судом. Например, много лет назад у меня было дело, в связи с которым я хотела, чтобы студенты приняли участие в процедуре рассмотре­ния документов, представленных противной стороной до начала судебного разбирательства, и сняли показания ее свидетелей. Та­кая процедура разрешена в гражданских делах, где каждая из сто­рон имеет возможность "обнаруживать" информацию по делу, ко­торой располагает противная сторона. Адвокат противной стороны был в ярости, когда ему пришлось предоставить свидетелей для дачи показаний. Он решил, что поскольку имеет дело со студен­тами, то может отказать в выполнении этой процедуры, чего не мог бы сделать, если бы другую сторону представлял практику­ющий юрист. Мы передали этот вопрос в суд, и суд постановил, что студенты могут проводить опрос свидетелей, и заставил ад­воката выполнить наше требование.

Законодательство штата Нью-Йорк позволяет студентам, ко­торые обучались, по крайней мере, два семестра в юридическом вузе, и выпускникам вузов, которые закончили обучение, сдали экзамен о допущении к открытию собственной практики и ожи-


дают результатов, выступать в суде "под наблюдением руководи­теля организации по предоставлению правовой помощи или... в соответствии с программой, одобренной штатом"1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: