Структура и содержание дисциплины

6.1 Распределение учебных занятий по разделам:

Шифр раздела, темы дисциплины Наименование раздела, темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Р 1 Теория и методология социологии конфликта.      
Р 2 Динамика социологии конфликта. 8 8  
Р 3 Социологический анализ изучения и предотвращения конфликтов.      
  Подготовка к экзамену      
  ИТОГО:      

6.2 Содержание лекций:

Шифр раздела, темы дисциплины Наименование раздела, темы дисциплины Наименование и содержание лекции (c указанием часов) Трудоемкость, часы
Р 1 Теория и методология социологии конфликта. Тема 1. Актуальность изучения социологии конфликта Общее состояние социологической теории. Теоретическая ди­лемма консенсуса и конфликта в обществе, по Э. Гидденсу. Социаль­ная связь — всеобъемлющее явление социального мира. Структура социальной связи: субъект, предмет, «правила игры». Востребованность в социологическом анализе современных конфликтов. Междисциплинарная матрица изучения различных ви­дов конфликта. Социология конфликта как учебная дисциплина. Социология конфликта как специальная социологическая тео­рия, ее место в структуре социологического и научного знания. Связь социологии конфликта с другими социологическими дисциплинами. Соотношение социологии конфликта и конфликтологии. Объект и предмет социологии конфликта. Предметное поле со­циологии конфликта, связь с предметным полем социологии без­опасности, социологии компромисса и социологии идеологии. Функ­ции социологии конфликта.  
Тема 2. Теоретические основы социологии конфликта Общая характеристика современного периода развития социо­логической теории конфликта. Теория социального конфликта, по Р. Дарендорфу. Сущность понимания конфликта, по Р. Дарендорфу и К. Марксу. Социальный конфликт, по Л. Козеру. Классификация конфликтов по нормативной регуляции. Позитивные и негативные функции конфликта. Общая теория конфликта К. Боулдинга. Статическая и динами­ческая модели конфликта. Принцип дефицита ресурсов. Общая теория конфликта Л. Крисберга. Структурно-динами­ческие показатели конфликтного взаимодействия и их роль в ана­литическом исследовании социального конфликта. Социология конфликта Р. Коллинза. Основные принципы ана­лиза социального конфликта в рамках стратификации. Сущность и понятие риска. Теория рисков в работах У. Бека, Э. Гидденса, О. Яницкого, С. Курдюмова, В. Кузнецова. Поведен­ческий подход к изучению рисков в работе Н. Лумана «Социология риска», постмодернистские концепции риска У. Бека, Э. Гидденса. «Культурные теории» риска в работах П. Словика, С. Лихтенстай-на, Б. Фишхова. Качественные критерии субъективных представ­лений о степени риска: значимость последствий; возможность сле­дить за развитием событий; характер распределения негативных последствий; степень новизны технологий. Стратегия конфликта Т. Шеллинга.
Тема 3. Основные понятия социологии конфликта Категории «конфликт» и «согласие» как два способа существо­вания общества. Понятие конфликта через социальное противоре­чие. Природа и границы конфликта. Пространственные, времен­ные границы. Типология противоречий (антагонистические и неан­тагонистические, структурные и неструктурные, структурные и функциональные). Социальный конфликт как форма социального взаимодействия. Социальный конфликт как процесс. Определение понятия и сущности конфликта как социокуль­турного явления. Основные признаки конфликта. Структура социального конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие. Основные модели конфликтного взаимодействия. Объект и предмет конфликта. Категории «время конфликта», «пространство конфликта». Субъекты, участники, стороны социального конфликта. Функции социального конфликта.
Тема 4. Методология определения видов конфликта Внутриличностные конфликты. Индивидуально-психологиче­ские особенности, сущность внутриличностного конфликта в рабо­тах 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Левина. Особенности исследования этого феномена в работах отечест­венных ученых (А. Лурия, А. Леонтьев, В. Мясищев). Типология внутриличностных конфликтов, причины и условия их возникно­вения. Ценностная инверсия социального конфликта и поведения личности. Сущность и содержание межличностного конфликта. Причи­ны и условия, объективные и субъективные цели и интересы. Установки, ориентации, мнения и способы поведения. Виды межличностных конфликтов. Групповые конфликты. Большие и малые социальные группы, групповая динамика, мотивы и цели. Проблема лидерства, субкультура группы. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов и их последствия.  
Тема 5. Методология и методы исследования социального кон­фликта Основные методологические подходы к исследованию соци­ального конфликта. Методология системного анализа. Структур­но-функциональный метод. Системно-ситуационный метод. Про­цессуально-динамический метод. Системно-информационный ме­тод. Субъектно-деятельностный метод. Классификационные основы социального конфликта. Схема А. Здравомыслова. Оформление феномена социального конфликта в осознанно­сти реальности вызовов, угроз, опасностей и рисков для целей, иде­алов, ценностей и интересов человека, социальной группы, обще­ства. Использование институционально-сетевой методологии, социо­логического анализа конфликта. Сетевой подход в социологиче­ских исследованиях в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Неча­ева, В. Радаева. Основные элементы программы социологического исследова­ния социального конфликта. Методы прикладного анализа. Метод ретроспективного анализа конфликтной ситуации. Метод вклю­ченного наблюдения. Метод анализа единичного случая («case-stady»). Методы математического моделирования.  
Р 2 Динамика социологии конфликта. Тема 6. Детерминанты движения и самодвижения конфликта Сущность понятия социальной напряженности, ее природа. Влияние социальной напряженности на поведение. Основные ста­дии и признаки социальной напряженности, ее динамика. Порог толерантности. Показатели напряженности, косвенные индикато­ры и показатели-переменные. Коррелирующие показатели состояния человеческого бытия. Динамика социального конфликта. Определение предконфликтной стадии, Понятие «псевдоконфликт». Основные вариан­ты поведения конфликтующих сторон. Стадии развития конфлик­та, основные фазы в разрешении конфликта. Основные варианты разрешения конфликта. Взаимосвязь динамики конфликта от субъективного восприятия сторон.  
Тема 7. Социокультурная среда конфликта Феномен «среда конфликта» как научная категория социоло­гии конфликта, его сущность. Субъекты конфликта, «третья сторо­на». Ранги и статусы субъектов конфликта. Понятие силы, инци­дента и его основные виды. Технология защиты от манипулятивного воздействия. Динамика внутренней и внешней среды объекта и субъекта со­циологии конфликта. Институциональная среда конфликта. Влияние целостности и динамики субъектов конфликта на институциональную среду.
Тема 8. Особенности социокультурных конфликтов Модель мотивационной ориентации М. Дойча. Основные типы мотивационной ориентации в конфликте: кооперативная, индиви­дуалистская, конкурентная. Личность в конфликте. Возможности диспозиционного подхода к изучению социокультурных конфлик­тов. Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта. Основные факторы, влияющие на его возникновение. Социокультурное «ядро» корпоративизма. Генезис корпора­тивной культуры. Процесс социокультурного познания организа­ций. Социокультурные кризисы в работах К. Камерона, Дж. Кол­линза, Ю. Красовского, Б. Мильнера, Н. Холдена.
Тема 9. Особенности межэтнических конфликтов Сущность и понятие межэтнического конфликта. Стороны и участники, причины и факторы возникновения межэтнических конфликтов в работах Р. Арона, О. Аршба, Д. Бертона, В. Добренькова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, В. Кудрявцева, В. Тишкова. Этнические конфликты: история и типология. Этноконфликты в условиях системных изменений. Этническая безопасность как структурно-образующий эле­мент политической системы, составная часть национальной без­опасности. Гражданское общество и вопросы межэтнических, межкон­фессиональных отношений. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напря­женности. Государственные и негосударственные системы снятия меж­национальной напряженности. Влияние геополитических факто­ров на характер межэтнических отношений. Особенности состоя­ния этносоциальной системы России. Противоречия миграционных процессов. Психология участни­ков. Конфликт идентичности.  
Р 3 Социологический анализ изучения и предотвращения конфликтов. Тема 10. Технологии в социологическом анализе и синтезе кате­горий социологии конфликта и достижения компромисса Мир и безопасность в XXI в. как доверие, сотрудничество и диа­лог между людьми и народами. Динамика анализа этих категорий. Особенность анализа источников информации, позволяющих оценить уровень социально-экономического развития регионов и стран. Сущность и анализ криминологической ситуации в России, возможность принятия государственных решений для предотвра­щения пороговых значений. Макро- и микроуровень социологи­ческого анализа коррупции, формирования теневой экономики. Особенности анализа межнациональных и межконфессио­нальных отношений. Социологический анализ проблем безопас­ности, качества жизни человека. Роль социологической экспертизы, ее эффективность при под­готовке рекомендаций по предотвращению или урегулированию конфликтов. Сущность методики стадийного анализа конфликтов. Мониторинг социальной напряженности. Техника снятия со­циальной напряженности. Значение легитимной и институциональной процедуры. Ролевая рассогласованность поведения. Методика балансиров­ки сотрудничества, матричная координация поведения. Критерии оценки эффективности действий по предотвраще­нию конфликтов. Математическое моделирование предотвращения конфлик­тов. Конфликт как сложная система. Особенности институционально-сетевой методологии в пред­отвращении конфликтных ситуаций.  
Тема 11. Основы предупреждения и разрешения конфликта Определение объекта, предмета и целей конфликта. Методика прогнозирования конфликтных ситуаций. Симптоматика, диагнос­тика, профилактика — важнейшие элементы предупреждения кон­фликтных ситуаций. Функции: мотивации регулирования, разре­шения, минимизации. Инструменты анализа, составление «карт» конфликта. Открытое противостояние. Методика определения стратегии выхода из конфликта. Роль правовых и этнических норм в разре­шении конфликта. Характеристика насильственных и ненасиль­ственных методов разрешения конфликта. Критерии разрешения конфликта. Методика использования информационного потенциала в пре­дупреждении и разрешении конфликтов. Легитимизация конфликтов.
Тема 12. Социологический анализ управления конфликтом Цели и стратегии поведения в ситуации конфликта — крите­рии выбора. Два подхода: управление или разрешение конфликта. Характерные особенности принятия управленческих решений. Ситуационная напряженность управления и временные дезорга­низаторы поведения. Проблемное осмысление информации, при­нятие и «запуск» управленческого решения. Методы изучения мотивации работников. Роль лидера в про­цессе управления конфликтом. Т. Парсонс о лидере как о необхо­димом элементе управляющей системы. Классификация лидерства, по М. Веберу. Переговоры — универсальное средство поиска консенсуса. Классификация, типы и виды переговоров. Основные процедуры ведения переговоров. Методология управления конфликтом в работах У. Мастенбру-ка, Дж. Скотта, Р. Фишера, У. Юрии, Л. Корэна. Методология управления конфликтом в работах российских ученых А. Дмитриева, А. Здравомыслова, Д. Зеркина, В. Андреева, Н. Данакина, Л. Дьяченко, В. Нэха. Психологические аспекты подготовки и ведения переговоров. Регулятивные модели поведения. Поведенческое направление имиджа. Делегирование полномочий работникам. Сущность реф­лексивного управления. Игровые рефлексивные эффекты. Профессиональная подготовка специалистов-переговорщиков. Социологический анализ оценки конечных результатов.
    Тема 13. Методика формирования компромисса Предмет, объект исущность компромисса. Конфликт, компро­мисс, консенсус — важнейшие категории социологии компромисса. Уступка, партнерство, стратегическое партнерство. Формиро­вание «общих целей», «схем типизации», образцов действий. Функционально-статусные традиции и правовые нормы. Основные структурно-функциональные методы (оптимизация социальной структуры, координация и интеграция действий, обес­печение сопоставимости ивзаимосвязи общей и комплексной це­лей). Предотвращающий стратегический компромисс. Процесс формирования компромисса в работах В. Кузнецова.  
         

6.3 Содержание практических занятий:

Шифр раздела, темы дисциплины Наименование раздела, темы дисциплины Наименование и содержание практического занятия (c указанием часов) Трудоемкость, часы
Р 1 Теория и методология социологии конфликта. Тема 1. Актуальность изучения социологии конфликта Основные вопросы для обсуждения Междисциплинарная матрица изучения конфликта. Предметная структура научного знания о социальном кон­фликте. Социология конфликта как специальная социологическая тео­рия, ее место в структуре социологического знания. Задания 1. Заполните таблицу «Междисциплинарная матрица изучения конфликта». 2. Подготовить эссе на тему «Актуальность изучения социоло­гии конфликта».  
Тема 2. Теоретические основы социо­логии конфликта Вопросы для обсуждения 1. Определение понятия и сущность конфликта как социокуль­турного явления, его основные признаки. 2. Консенсологическое направление в социологии в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса. 3. Конфликтологическое направление в концепциях К. Марк­са, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. 4. Становление и развитие социологии конфликта в России.  
Тема 3. Основные понятия социоло­гии конфликта Вопросы для обсуждения 1. Социальный конфликт, источники его возникновения, клас­сификация. 2. Структура социального конфликта (конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие). 3. Объект, предмет, субъект в структуре социального конфликта. 4. Функции социального конфликта.  
Тема 4. Методология определения ви­дов конфликта Задания 1. Ознакомьтесь с двумя предложенными типологиями кон­фликтов, сравните их между собой и дополните собственными при­мерами. 2. Что, на Ваш взгляд, является основанием предложенных ти­пологий конфликтов? 3. Попытайтесь проанализировать достоинства и недостатки (если они имеются) каждой из типологии и дать свою собственную классификацию конфликтов.  
Рубежный контроль  
Р 2 Динамика социологии конфликта. Тема 6. Детерминанты движения и самодвижения конфликта Вопросы для обсуждения 1.Сущность понятия социальной напряженности. Основные стадии. Порог толерантности. 2.Стадии конфликта, основные фазы разрешения конфликта. 3.Социокультурные позиции: противостояние и слияние.  
Тема 7. Социокультурная среда кон­фликта Проведение сюжетно-ролевой игры «Манипулирование кон­фликтующими сторонами». I. Цель игры— на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сто­ронами своим рангом для получения одностороннего преимущест­ва в конфликте. П. Участники игры.Две конфликтующие стороны: индивид — индивид; группа — группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник — работник», «подразделение — подразделение» в организации; неравные: «руководитель — подчи­ненный».  
Тема 8. Особенности социокуль­турных конфликтов Проведение теста «Культура в вашей организации». Цель теста- выработка навыков определения преобладающе­го типа культуры в организации, влияющего на регулирование со­циокультурных конфликтов.  
Теме 9. Особенности межэтниче­ских конфликтов Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимодей­ствия с прибывающими мигрантами». I. Основная цель игры- определить и усвоить методику улуч­шения взаимоотношений между сторонами. II. Участники игры:а) две конфликтующие стороны: коренное население и мигранты; б) руководство области; в) эксперты.  
Р 3 Социологический анализ изучения и предотвращения конфликтов. Тема 11. Основы предупреждения и предотвращения конфликта Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимоотно­шений по 4-шаговой методике». I. Основная цель игры- определить и усвоить методику улуч­шения взаимоотношений между сторонами. П. Участники игры:а) две конфликтующие стороны: инди­вид — индивид; б) группа — группа; в) эксперты.  
Тема 12. Социологический анализ управления конфликтом Цель задания- познакомить студентов с возможными спосо­бами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования. Форма выполнения.Задание выполняется в письменной фор­ме исдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению. Основное занятие- ознакомление с методикой определения способов регулирования конфликтов по основе теста (по К. Томасу). Дополнительное задание (письменная работа) Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях: 1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убе­дительны. 2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон. 3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте. 4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через опре­деленное время. 5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.  
Тема 13. Методика формирования компромисса Вопросы для обсуждения 1. Конфликт, компромисс, консенсус - важнейшие категории социологии компромисса. 2. Понятие «уступка». Стратегическое партнерство. 3. Использование математического моделирования в достиже­нии компромисса.  
Рубежный контроль  
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: