Шифр раздела, темы дисциплины
| Наименование раздела,
темы дисциплины
| Наименование и содержание лекции
(c указанием часов)
| Трудоемкость, часы
|
Р 1
| Теория и методология
социологии
конфликта.
| Тема 1. Актуальность изучения социологии конфликта
Общее состояние социологической теории. Теоретическая дилемма консенсуса и конфликта в обществе, по Э. Гидденсу. Социальная связь — всеобъемлющее явление социального мира. Структура социальной связи: субъект, предмет, «правила игры».
Востребованность в социологическом анализе современных конфликтов. Междисциплинарная матрица изучения различных видов конфликта. Социология конфликта как учебная дисциплина.
Социология конфликта как специальная социологическая теория, ее место в структуре социологического и научного знания. Связь социологии конфликта с другими социологическими дисциплинами. Соотношение социологии конфликта и конфликтологии.
Объект и предмет социологии конфликта. Предметное поле социологии конфликта, связь с предметным полем социологии безопасности, социологии компромисса и социологии идеологии. Функции социологии конфликта.
|
|
Тема 2. Теоретические основы социологии конфликта
Общая характеристика современного периода развития социологической теории конфликта. Теория социального конфликта, по Р. Дарендорфу. Сущность понимания конфликта, по Р. Дарендорфу и К. Марксу. Социальный конфликт, по Л. Козеру. Классификация конфликтов по нормативной регуляции. Позитивные и негативные функции конфликта.
Общая теория конфликта К. Боулдинга. Статическая и динамическая модели конфликта. Принцип дефицита ресурсов.
Общая теория конфликта Л. Крисберга. Структурно-динамические показатели конфликтного взаимодействия и их роль в аналитическом исследовании социального конфликта.
Социология конфликта Р. Коллинза. Основные принципы анализа социального конфликта в рамках стратификации.
Сущность и понятие риска. Теория рисков в работах У. Бека, Э. Гидденса, О. Яницкого, С. Курдюмова, В. Кузнецова. Поведенческий подход к изучению рисков в работе Н. Лумана «Социология риска», постмодернистские концепции риска У. Бека, Э. Гидденса. «Культурные теории» риска в работах П. Словика, С. Лихтенстай-на, Б. Фишхова. Качественные критерии субъективных представлений о степени риска: значимость последствий; возможность следить за развитием событий; характер распределения негативных последствий; степень новизны технологий.
Стратегия конфликта Т. Шеллинга.
|
Тема 3. Основные понятия социологии конфликта
Категории «конфликт» и «согласие» как два способа существования общества. Понятие конфликта через социальное противоречие. Природа и границы конфликта. Пространственные, временные границы. Типология противоречий (антагонистические и неантагонистические, структурные и неструктурные, структурные и функциональные). Социальный конфликт как форма социального взаимодействия. Социальный конфликт как процесс.
Определение понятия и сущности конфликта как социокультурного явления. Основные признаки конфликта.
Структура социального конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие. Основные модели конфликтного взаимодействия. Объект и предмет конфликта. Категории «время конфликта», «пространство конфликта».
Субъекты, участники, стороны социального конфликта.
Функции социального конфликта.
|
Тема 4. Методология определения видов конфликта
Внутриличностные конфликты. Индивидуально-психологические особенности, сущность внутриличностного конфликта в работах 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Левина.
Особенности исследования этого феномена в работах отечественных ученых (А. Лурия, А. Леонтьев, В. Мясищев). Типология внутриличностных конфликтов, причины и условия их возникновения. Ценностная инверсия социального конфликта и поведения личности.
Сущность и содержание межличностного конфликта. Причины и условия, объективные и субъективные цели и интересы.
Установки, ориентации, мнения и способы поведения.
Виды межличностных конфликтов.
Групповые конфликты. Большие и малые социальные группы, групповая динамика, мотивы и цели.
Проблема лидерства, субкультура группы. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов и их последствия.
|
|
Тема 5. Методология и методы исследования социального конфликта
Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта. Методология системного анализа. Структурно-функциональный метод. Системно-ситуационный метод. Процессуально-динамический метод. Системно-информационный метод. Субъектно-деятельностный метод.
Классификационные основы социального конфликта. Схема А. Здравомыслова.
Оформление феномена социального конфликта в осознанности реальности вызовов, угроз, опасностей и рисков для целей, идеалов, ценностей и интересов человека, социальной группы, общества.
Использование институционально-сетевой методологии, социологического анализа конфликта. Сетевой подход в социологических исследованиях в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Нечаева, В. Радаева.
Основные элементы программы социологического исследования социального конфликта. Методы прикладного анализа. Метод ретроспективного анализа конфликтной ситуации. Метод включенного наблюдения. Метод анализа единичного случая («case-stady»). Методы математического моделирования.
|
|
Р 2
| Динамика социологии конфликта.
| Тема 6. Детерминанты движения и самодвижения конфликта
Сущность понятия социальной напряженности, ее природа. Влияние социальной напряженности на поведение. Основные стадии и признаки социальной напряженности, ее динамика. Порог толерантности. Показатели напряженности, косвенные индикаторы и показатели-переменные.
Коррелирующие показатели состояния человеческого бытия.
Динамика социального конфликта. Определение предконфликтной стадии, Понятие «псевдоконфликт». Основные варианты поведения конфликтующих сторон. Стадии развития конфликта, основные фазы в разрешении конфликта. Основные варианты разрешения конфликта. Взаимосвязь динамики конфликта от субъективного восприятия сторон.
|
|
Тема 7. Социокультурная среда конфликта
Феномен «среда конфликта» как научная категория социологии конфликта, его сущность. Субъекты конфликта, «третья сторона». Ранги и статусы субъектов конфликта. Понятие силы, инцидента и его основные виды. Технология защиты от манипулятивного воздействия.
Динамика внутренней и внешней среды объекта и субъекта социологии конфликта.
Институциональная среда конфликта. Влияние целостности и динамики субъектов конфликта на институциональную среду.
|
Тема 8. Особенности социокультурных конфликтов
Модель мотивационной ориентации М. Дойча. Основные типы мотивационной ориентации в конфликте: кооперативная, индивидуалистская, конкурентная. Личность в конфликте. Возможности диспозиционного подхода к изучению социокультурных конфликтов.
Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта. Основные факторы, влияющие на его возникновение.
Социокультурное «ядро» корпоративизма. Генезис корпоративной культуры. Процесс социокультурного познания организаций. Социокультурные кризисы в работах К. Камерона, Дж. Коллинза, Ю. Красовского, Б. Мильнера, Н. Холдена.
|
Тема 9. Особенности межэтнических конфликтов
Сущность и понятие межэтнического конфликта. Стороны и участники, причины и факторы возникновения межэтнических конфликтов в работах Р. Арона, О. Аршба, Д. Бертона, В. Добренькова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, В. Кудрявцева, В. Тишкова.
Этнические конфликты: история и типология. Этноконфликты в условиях системных изменений.
Этническая безопасность как структурно-образующий элемент политической системы, составная часть национальной безопасности.
Гражданское общество и вопросы межэтнических, межконфессиональных отношений.
Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности.
Государственные и негосударственные системы снятия межнациональной напряженности. Влияние геополитических факторов на характер межэтнических отношений. Особенности состояния этносоциальной системы России.
Противоречия миграционных процессов. Психология участников. Конфликт идентичности.
|
|
Р 3
| Социологический анализ изучения и предотвращения конфликтов.
| Тема 10. Технологии в социологическом анализе и синтезе категорий социологии конфликта и достижения компромисса
Мир и безопасность в XXI в. как доверие, сотрудничество и диалог между людьми и народами. Динамика анализа этих категорий.
Особенность анализа источников информации, позволяющих оценить уровень социально-экономического развития регионов и стран. Сущность и анализ криминологической ситуации в России, возможность принятия государственных решений для предотвращения пороговых значений. Макро- и микроуровень социологического анализа коррупции, формирования теневой экономики.
Особенности анализа межнациональных и межконфессиональных отношений. Социологический анализ проблем безопасности, качества жизни человека.
Роль социологической экспертизы, ее эффективность при подготовке рекомендаций по предотвращению или урегулированию конфликтов. Сущность методики стадийного анализа конфликтов.
Мониторинг социальной напряженности. Техника снятия социальной напряженности.
Значение легитимной и институциональной процедуры.
Ролевая рассогласованность поведения. Методика балансировки сотрудничества, матричная координация поведения.
Критерии оценки эффективности действий по предотвращению конфликтов.
Математическое моделирование предотвращения конфликтов. Конфликт как сложная система.
Особенности институционально-сетевой методологии в предотвращении конфликтных ситуаций.
|
|
Тема 11. Основы предупреждения и разрешения конфликта
Определение объекта, предмета и целей конфликта. Методика прогнозирования конфликтных ситуаций. Симптоматика, диагностика, профилактика — важнейшие элементы предупреждения конфликтных ситуаций. Функции: мотивации регулирования, разрешения, минимизации.
Инструменты анализа, составление «карт» конфликта.
Открытое противостояние. Методика определения стратегии выхода из конфликта. Роль правовых и этнических норм в разрешении конфликта. Характеристика насильственных и ненасильственных методов разрешения конфликта. Критерии разрешения конфликта.
Методика использования информационного потенциала в предупреждении и разрешении конфликтов.
Легитимизация конфликтов.
|
Тема 12. Социологический анализ управления конфликтом
Цели и стратегии поведения в ситуации конфликта — критерии выбора. Два подхода: управление или разрешение конфликта. Характерные особенности принятия управленческих решений. Ситуационная напряженность управления и временные дезорганизаторы поведения. Проблемное осмысление информации, принятие и «запуск» управленческого решения.
Методы изучения мотивации работников. Роль лидера в процессе управления конфликтом. Т. Парсонс о лидере как о необходимом элементе управляющей системы. Классификация лидерства, по М. Веберу.
Переговоры — универсальное средство поиска консенсуса. Классификация, типы и виды переговоров. Основные процедуры ведения переговоров.
Методология управления конфликтом в работах У. Мастенбру-ка, Дж. Скотта, Р. Фишера, У. Юрии, Л. Корэна.
Методология управления конфликтом в работах российских ученых А. Дмитриева, А. Здравомыслова, Д. Зеркина, В. Андреева, Н. Данакина, Л. Дьяченко, В. Нэха.
Психологические аспекты подготовки и ведения переговоров. Регулятивные модели поведения. Поведенческое направление имиджа. Делегирование полномочий работникам. Сущность рефлексивного управления. Игровые рефлексивные эффекты. Профессиональная подготовка специалистов-переговорщиков.
Социологический анализ оценки конечных результатов.
|
|
| Тема 13. Методика формирования компромисса
Предмет, объект исущность компромисса. Конфликт, компромисс, консенсус — важнейшие категории социологии компромисса.
Уступка, партнерство, стратегическое партнерство. Формирование «общих целей», «схем типизации», образцов действий.
Функционально-статусные традиции и правовые нормы.
Основные структурно-функциональные методы (оптимизация социальной структуры, координация и интеграция действий, обеспечение сопоставимости ивзаимосвязи общей и комплексной целей).
Предотвращающий стратегический компромисс.
Процесс формирования компромисса в работах В. Кузнецова.
|
|
| | | | |
Шифр раздела, темы дисциплины
| Наименование раздела, темы дисциплины
| Наименование и содержание практического
занятия (c указанием часов)
| Трудоемкость, часы
|
Р 1
| Теория и методология
социологии
конфликта.
| Тема 1. Актуальность изучения социологии конфликта Основные вопросы для обсуждения
Междисциплинарная матрица изучения конфликта.
Предметная структура научного знания о социальном конфликте.
Социология конфликта как специальная социологическая теория, ее место в структуре социологического знания.
Задания
1. Заполните таблицу «Междисциплинарная матрица изучения конфликта».
2. Подготовить эссе на тему «Актуальность изучения социологии конфликта».
|
|
Тема 2. Теоретические основы социологии конфликта
Вопросы для обсуждения
1. Определение понятия и сущность конфликта как социокультурного явления, его основные признаки.
2. Консенсологическое направление в социологии в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.
3. Конфликтологическое направление в концепциях К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.
4. Становление и развитие социологии конфликта в России.
|
|
Тема 3. Основные понятия социологии конфликта Вопросы для обсуждения
1. Социальный конфликт, источники его возникновения, классификация.
2. Структура социального конфликта (конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие).
3. Объект, предмет, субъект в структуре социального конфликта.
4. Функции социального конфликта.
|
|
Тема 4. Методология определения видов конфликта
Задания
1. Ознакомьтесь с двумя предложенными типологиями конфликтов, сравните их между собой и дополните собственными примерами.
2. Что, на Ваш взгляд, является основанием предложенных типологий конфликтов?
3. Попытайтесь проанализировать достоинства и недостатки (если они имеются) каждой из типологии и дать свою собственную классификацию конфликтов.
|
|
Рубежный контроль
|
|
Р 2
| Динамика социологии конфликта.
| Тема 6. Детерминанты движения и самодвижения конфликта
Вопросы для обсуждения
1.Сущность понятия социальной напряженности. Основные стадии. Порог толерантности.
2.Стадии конфликта, основные фазы разрешения конфликта.
3.Социокультурные позиции: противостояние и слияние.
|
|
Тема 7. Социокультурная среда конфликта
Проведение сюжетно-ролевой игры
«Манипулирование конфликтующими сторонами».
I. Цель игры— на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.
П. Участники игры.Две конфликтующие стороны: индивид — индивид; группа — группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник — работник», «подразделение — подразделение» в организации; неравные: «руководитель — подчиненный».
|
|
Тема 8. Особенности социокультурных конфликтов
Проведение теста «Культура в вашей организации».
Цель теста- выработка навыков определения преобладающего типа культуры в организации, влияющего на регулирование социокультурных конфликтов.
|
|
Теме 9. Особенности межэтнических конфликтов
Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимодействия с прибывающими мигрантами».
I. Основная цель игры- определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.
II. Участники игры:а) две конфликтующие стороны: коренное население и мигранты; б) руководство области; в) эксперты.
|
|
Р 3
| Социологический анализ изучения и предотвращения конфликтов.
| Тема 11. Основы предупреждения и предотвращения конфликта
Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимоотношений по 4-шаговой методике».
I. Основная цель игры- определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.
П. Участники игры:а) две конфликтующие стороны: индивид — индивид; б) группа — группа; в) эксперты.
|
|
Тема 12. Социологический анализ управления конфликтом
Цель задания- познакомить студентов с возможными способами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования.
Форма выполнения.Задание выполняется в письменной форме исдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению.
Основное занятие- ознакомление с методикой определения способов регулирования конфликтов по основе теста (по К. Томасу).
Дополнительное задание (письменная работа)
Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях:
1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны.
2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон.
3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте.
4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время.
5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.
|
|
Тема 13. Методика формирования компромисса
Вопросы для обсуждения
1. Конфликт, компромисс, консенсус - важнейшие категории социологии компромисса.
2. Понятие «уступка». Стратегическое партнерство.
3. Использование математического моделирования в достижении компромисса.
|
|
Рубежный контроль
|
|
| | | | |