Ø Некомунікативні вправи – це типи вправ, які включають заповнення пропусків, побудову речень за даною моделлю, множинний вибір, вправи на зміну категорій/ трансформацію, об’єднання речень, переклад зразків речень з однієї мови на іншу, запитання та відповіді, що включають використання відповідних структур, мовленнєві граматично спрямовані вправи [РРЄ, с. 151].
¯ Признаки классификации упражнений:
1) В связи со степенью самостоятельности учащегося – выполняемые под руководством учителя, программированные, самостоятельные;
2) В зависимости от места выполнения – классные, лабораторные и домашние;
3) В зависимости от количества участвующих – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные;
4) В зависимости от опоры на вспомогательные средства обучения – без использования наглядности, с использованием наглядности, с использованием ТСО;
5) В зависимости от опоры на родной язык – одноязычные, двуязычные, смешанные;
6) В зависимости от характера обратной связи – без ключей, с ключами
|
|
7) В зависимости от отнесенности к тексту – предтекстовые, послетекстовые;
8) В зависимости от преобладания характера мыслительной деятельности – механические (интуитивные и имитативные), полумеханические, основанные на логико-дискурсивных процессах, творческие, смешанные [Бухбиндер, с. 96].
¯ Требования, действительные по отношению к каждому упражнению и к системе в целом. Это соответствие:
· Дидактико-методической задаче;
· Характеру развиваемых умений (здесь требуется операционный анализ);
· Психологическим особенностям усвоения и
· Лингвистическим особенностям материала [Бухбиндер, с. 97].
¯ Специфические требования к системе упражнений:
· Ориентированность системы на достижение конечных (промежуточных) целей;
· Рациональная последовательность упражнений;
· Их взаимная скоординированность;
· Эффективность системы;
· Экономность системы;
· Сочетание практической ценности с решением воспитательно-образовательных задач [Бухбиндер, с. 98].