¯ Грамматический минимум (ГМ) – минимальная совокупность грамматических единиц, необходимых для языкового оформления определенного типа продуктов речи в соответствии с заданным уровнем овладения видами речевой деятельности [Роовет, с. 221].
v Активний граматичний мінімум – …граматичні структури, якими учень має оволодіти для вираження власних думок іноземною мовою [Ніколаєва, с. 72].
v Пасивний граматичний мінімум – …граматичні структури, якими учні можуть користуватися для сприймання та розуміння мовлення [Ніколаєва, с. 72].
v Репродуктивні граматичні навички – це граматичні навички говоріння та письма [Ніколаєва, с. 73].
v Рецептивні граматичні навички – це граматичні навички аудіювання і читання [Ніколаєва, с. 73].
¯ Грамматические умения – способность к переносу грамматических действий в изменившиеся условия [Гурвич, с. 283].
¯ Развитие грамматических умений и их автоматизация (полная или частичная, в зависимости от характера умения) есть основное содержание обучения грамматике [Гурвич, с. 283].
|
|
¯ Параметры грамматических умений:
1. частичные, когда перенос грамматических действий осуществляется в рамках одного какого-либо грамматического явления, с одного его случая применения на другой;
2. групповые, когда перенос протекает в пределах определенной группы явлений грамматики;
3. общеграмматические, когда перенос охватывает все случаи грамматического аспекта речи, и умение действует во свех случаях грамматического кодирования [Гурвич, с. 284].
¯ Основные грамматические умения:
1. умение переносить в речи грамматические действия на слова или комбинации слов, которые в прошлом опыте учащегося этими действиями не охватывались.
2. Умение выбрать правильную грамматическую форму из числа явлений, входящих с ней в одну систему взаимопротивопоставленных единиц, и умение чередовать эти единицы между собой.
3. Умение употреблять грамматическое явление в сочетании с другими [Гурвич, с. 284].
¯ Вспомогательные грамматические умения – умения, которые служат формированию основных грамматических умений [Гурвич, с.288].
¯ Грамматический термин – четкий и очень краткий сигнал, указывающий, какую систему действий нужно применить, имеет большое практическое значение в ходе непосредственной речи [Гурвич, с.288].
¯ Умение грамматического перефраза – … умение «высказать многое малым»; …умение использовать для выражения мыслей строго ограниченный языковой материал [Гурвич, с. 288].
¯ По речевым грамматическим навыком понимаем автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе «грамматического чувства» [Шатилов, с. 297].
|
|
¯ Овладение грамматическими навыками и умениями имеет поэтапный характер:
Первый этап – ознакомительно-подготовительный (его называют часто ознакомительно-аналитическим). Упражнения на этом этапе носят в основном ориентировочный характер (ОУ).
Второй этап – этап автоматизации (стереотипизирующий этап), т. е. этап выработки грамматического навыка.
Третий этап – варьирующий (или ситуативный). Этот этап «пластической приспособляемости к ситуации» [Михайлова, с. 311].
¯ Грамматические речевые динамические стереотипы – речевые грамматические связи, которые формируются в процессе приобретения человеком индивидуально-речевого опыта, т. е. овладения разными видами речи – ситуативной и контекстной, диалогической и монологической, устной и письменной [Шатилов, с. 297].
v Граматичні сигнали – це ознаки, які сигналізують про граматичну структуру… [Ніколаєва, с. 73].
Ø Граматика – це набір принципів, які керують сумою елементів та організовують їх у значущі і завершені ряди (речення) [РРЄ, с. 112].
¯ Грамматика – одно из важнейших средств, обеспечивающих акт коммуникации. Коммуникативно ориентированное преподавание грамматики предполагает учет сфер коммуникации, целей и условий коммуникации, обусловленных реальными речевыми ситуациями общения, социальными позициями партнеров по коммуникации [Михайлова, с. 306].
Ø Морфологія – розглядає внутрішню організацію слів [РРЄ, с. 114].
Ø Синтаксис – розглядає організацію слів у речення/ фрази і трактує її мовою категорій, елементів, класів, структур, процесів та зв’язків, представлених часто у формі системи правил [РРЄ, с. 115].
Ø Граматична компетенція – це здатність організовувати речення для передачі смислу… [РРЄ, с. 150].