Дж. Рокфеллер

В нашей стране долгое время деловые контакты, будь то в управленческой сфере либо в юридической консуль­тации, либо в любой другой структуре, сводились в основ­ном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Современные социально-экономические условия потребуют от начина­ющих бизнесменов (менеджеров), адвокатов, нотариаль­ных работников и других специалистов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чинов­никами, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессиона­лом!

Деловое общение всегда имеет целевую направлен­ность. В отличие от дружеского деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на дости­жение какой-то предметной договоренности. Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеских, и на­оборот.

Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людь­ми, добиваясь максимальной эффективности деловых кон­тактов.

Вступая в деловой контакт, мы должны отчетливо пред­ставлять, что партнера по общению интересует прежде всего, то, насколько мы ему можем быть полезны. При этом при прочих равных условиях всякий предпочтет того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу. Са­мое заманчивое для партнера предложение можно «про­валить» своим хмурым видом или невоспитанностью.

Высокий уровень умения общаться в деловом мире пред­полагает:

1) высокую коммуникативную культуру, то есть искус­ство говорить (в том числе публично) и слушать;

2) умение объективно воспринимать и правильно по­нимать партнера;

3) умение строить отношения с любым партнером, до­биваться эффективного взаимодействия на основе обоюд­ных интересов.

Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или ауди­торию помогает найти нужные доводы, а владение ора­торским искусством — их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого прояв­ляется умение взаимодействовать с партнером: преодо­левать барьеры в общении, занять нужную психологичес­кую позицию, выйти на соответствующий уровень обще­ния и т. п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире.

Подлинная культура делового общения предполагает и высокую этическую культуру, умение видеть в деловом партнере не только нужную тебе, но и интересную, пол­ноценную личность.

Понимание специфики делового общения приводит к мысли о том, что ему нужно учиться.

1.1. Анализ и планирование делового общения

Деловая беседа является самой распространенной фор­мой делового общения. В процессе деловой беседы рас­сматриваются вопросы устройства на работу, предложе­ния о сотрудничестве, совершаются сделки купли-прода­жи и т. д. Проведение деловой беседы — это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слы­шать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую пси­хологическую позицию в общении, словом, того, насколько мы владеем культурой делового общения. Поэтому ана­лиз и планирование делового общения мы рассматриваем на примере деловой беседы.

Практика показала, что из десяти бесед, которые под­готовлены заранее, семь проходят успешно, а из десяти неподготовленных — только три. А ведь после неудачно­го делового разговора сложно вернуться к нему еще раз. Получив отказ, труднее добиться положительного реше­ния, чем при первой встрече.

Перед началом разговора нужно четко сформулиро­вать для себя, чего необходимо достигнуть в результате встречи.

Общая подготовка к беседе предполагает следующее.

/. Обоснование делового предложения

Вести разговор можно только о том деле, о котором вы хорошо осведомлены. Нужно подготовить базу для веде­ния разговора, продумать ответы на следующие вопросы:

• Что представляет собой фирма или организация, в ко­торую вы обратились?

• Кто из ваших знакомых имел дело с этой фирмой? Ка­ковы их впечатления?

• В чем суть вашего предложения?

• Почему или как оно появилось?

• Как связано ваше предложение с другими сторонами деятельности фирмы?

• Какие выгоды получит фирма от принятия вашего пред­ложения?

• Каковы минусы этого предложения для фирмы?

• Почему вы настаиваете на принятии своего предложе­ния?

• В каком положении окажется фирма в случае, если по каким-то причинам реализация вашего предложения будет прервана (форс-мажорные обстоятельства)? Что конкретно тогда нужно будет сделать?

Следует иметь в виду, что, так как принимать решение будет живой человек, им могут руководить не только ин­тересы дела, но и личные.

Кроме того, успех во многом зависит от того, как по­дать предложение, а выбор формы подачи определяется особенностями тех, к кому оно обращено.

2. Знание о партнере

Получить информацию можно от секретаря или сотруд­ника вашего будущего собеседника, если удастся позна­комиться с ними и «разговорить» их. Следует выяснить:

• компетентность партнера, то есть в состоянии ли этот человек решить вопрос;

• чего опасается партнер, на что он надеется;

• предполагаемую позицию партнера по данному воп­росу;

• особенности характера партнера, предпочитаемая им психологическая позиция и его манера ведения разго­вора. Это очень важная деталь, так как есть трудные собеседники, разговор с которыми может провалить­ся, если не настроить себя определенным образом;

• жизненные установки и принципы партнера. Представ­ление о них позволяет легче найти подход к партнеру;

• потребности партнера. Знание стремлений и желаний партнера помогает оценить, насколько его может заин­тересовать ваше предложение, и представить последнее в выгодном свете. Учет потребностей партнера необ­ходим для успешной аргументации;

• возраст, семейное положение партнера, его увлечения, политические взгляды, образование и т. д. Эти, каза­лось бы, не имеющие отношения к делу сведения могут помочь наладить контакт с партнером. Человеку все­гда приятно, когда в нем видят не только должностное лицо, но и личность.

3. Преодоление негативного отношения к партнеру

В деловом общении часто приходится иметь дело с по­стоянными партнерами или клиентами. Встречаются и такие, в общении с которыми возникает множество барь­еров, — «неприятный человек». Это мешает деловым кон­тактам, так как партнер может чувствовать вашу насто­роженность или неприятие и соответственно относиться к вам. Известно, что убедить легче того, кто вам доверяет, и к кому с уважением и приязнью относитесь вы.

Подумайте, кому вы доверяете? Очевидно, тому чело­веку, которого вы считаете «своим», тому, кто вас пони­мает или стремится понять, наконец, тому, кто хорошо к вам относится.

Следовательно, чтобы проникнуться чувством доверия к партнеру, нужно:

• узнать как можно больше о партнере и принять его та­ким, какой он есть;

• понять его затруднения, и станет ясно, почему он ве­дет себя так, а не иначе;

• отнестись к партнеру как к другу, «полюбить» его, сде­лать «своим»;

• опираться на лучшее, что есть в человеке.

При этом в процессе делового разговора следует вести себя так, чтобы партнер или клиент чувствовал ваше стремление его понять и пойти навстречу его интересам. Нужно настроиться на такой разговор с клиентом или парт­нером, в котором он смог бы высказать свои затруднения. Для этого следует заранее продумать вопросы, в тактич­ной форме затрагивающие его проблемы, и, взвесив свои возможности, помочь ему.

4. Подготовка материалов и документов

Материалы и документы необходимы для введения со­беседника в курс дела и успешной аргументации. Доку­менты не только иллюстрируют и поясняют сказанное, но и придают вес словам, подтверждая их.

Следует заранее подготовить также заявление или до­говор. При благоприятном исходе разговора можно будет сразу же закрепить достигнутую договоренность, предло­жив партнеру подписать документ.

5. Разработка стратегии ведения делового разговора

В первую очередь следует четко уяснить главную цель разговора (достичь договоренности, прийти к какому-то решению и т. д.). Исходя из цели разговора вы определяе­те, чего именно вы хотите добиться в результате беседы. Например: цель разговора — заинтересовать руководите­ля фирмы вами как ценным специалистом. Чего добивае­тесь — чтобы он записал ваши координаты и назвал конк­ретный срок вашей следующей встречи (или подписал за­явление и т. п.).

Для успеха делового разговора важно спросить себя: а какую цель может ставить партнер и какого результата хочет он?

Необходимо заранее предусмотреть, какой исход бесе­ды вас устроит, какой нет, какой вариант вы посчитаете приемлемым для обеих сторон (программа максимум, ми­нимум, компромисс). Например, если вы пришли с дело­вым предложением, максимальный результат — собесед­ник одобрил ваше предложение и назначил следующую встречу для обсуждения сотрудничества. Минимальный — сказал: «Позвоните позже, может быть, это предложение нас и заинтересует, тогда и рассмотрим». Компромисс — партнер заявил, что рассмотрит предложение в ближай­шее время и потом позвонит сам или предложил позво­нить ему в определенный день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: