Введение. Суховершина Ю. В. , тихомирова Е. П. , скоромная Ю. Е

Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е.

Тренинг делового (профессионального) общения. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 128 с. — (Тренинги и практикумы).

ISBN 978-5-8291 -1090-1 (Академический Проект)

ISBN 978-5-902357-84-1 (Фонд «Мир»)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛЕДОВОЕ ОБЩЕНИЕ

1.1. Анализ и планирование делового Общения

Упражнения

1.2. Навыки установления делового контакта

1.3. Выявление барьеров и помощников в деловом общении

1.4. Выработка навыков активного слушания

1.5. Формирование навыков риторики (ораторского искусства)

1.6. Развитие навыка аргументации

1.7. Развитие навыка коррекции эмоционального состояния партнера

1.8. Принятие решения и завершение общения

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

2.1. Составление сообщения

2.2. Выступление (на совещании)

2.3. Общение по телефону

24. Переговоры

ГЛАВА 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, уме­ний и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.

Основная цель тренинговых занятий — развитие ком­муникативной компетенции, так как на их основе происхо­дит овладение специальными навыками делового общения.

Универсальные коммуникативные навыки обеспечива­ют психологическое взаимодействие людей в процессе дви­жения к общей цели. Они являются общечеловеческой цен­ностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и раз­вить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.

Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:

а) коммуникативных способностей (развития пра­вильного использования средств коммуникации, культу­ры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и др.), эмпатия, понимания;

б) способности осознавать и преодолевать коммуни­кативные барьеры.

Цель тренинга: повышение коммуникативной компе­тенции.

Задачи:

Обучение:

• анализу и прогнозированию поведения партнеров;

• навыкам установления делового контакта;

• навыкам эффективного общения. Развитие:

• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;

• навыка целеполагания и планирования.

Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начи­нать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.

Такими групповыми правилами являются:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каж­дый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда­емая в группе и касающаяся «личных» жизненных ис­торий каждого, не выносится за пределы круга.

6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детали­зировать по эпизодам, а не обобщать недифференциро­ванно.

Соблюдение этих норм (правил) необходимо для дости­жения цели тренинга и создания комфортной психологи­ческой атмосферы.

Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:

1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.

2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчива­ются, как правило, обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс­казывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и пред­ложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание. Целесообразно чередовать основные упражнения с пси­хогимнастическими для активизации работы, либо для психологической и эмоциональной разрядки после основ­ных упражнений.

Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позво­лить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит та­ким образом, что каждый по очереди является руководи­телем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуж­дения является скорость обсуждения, отработка всех эта­пов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекват­ность выбранных свойств личности. При сборе «чемода­нов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно испра­вить, формулировки должны быть корректны.

Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каж­дый получил столько, «сколько смог унести»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: