Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е.
Тренинг делового (профессионального) общения. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 128 с. — (Тренинги и практикумы).
ISBN 978-5-8291 -1090-1 (Академический Проект)
ISBN 978-5-902357-84-1 (Фонд «Мир»)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛЕДОВОЕ ОБЩЕНИЕ
1.1. Анализ и планирование делового Общения
Упражнения
1.2. Навыки установления делового контакта
1.3. Выявление барьеров и помощников в деловом общении
1.4. Выработка навыков активного слушания
1.5. Формирование навыков риторики (ораторского искусства)
1.6. Развитие навыка аргументации
1.7. Развитие навыка коррекции эмоционального состояния партнера
1.8. Принятие решения и завершение общения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Составление сообщения
2.2. Выступление (на совещании)
2.3. Общение по телефону
24. Переговоры
ГЛАВА 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
|
|
Основная цель тренинговых занятий — развитие коммуникативной компетенции, так как на их основе происходит овладение специальными навыками делового общения.
Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.
Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:
а) коммуникативных способностей (развития правильного использования средств коммуникации, культуры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и др.), эмпатия, понимания;
б) способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры.
Цель тренинга: повышение коммуникативной компетенции.
Задачи:
Обучение:
• анализу и прогнозированию поведения партнеров;
• навыкам установления делового контакта;
• навыкам эффективного общения. Развитие:
• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;
• навыка целеполагания и планирования.
Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начинать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.
Такими групповыми правилами являются:
|
|
1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.
Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.
Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:
1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.
2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчиваются, как правило, обсуждением и рефлексией.
3. Заключительный — подведение итогов занятия (высказывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание. Целесообразно чередовать основные упражнения с психогимнастическими для активизации работы, либо для психологической и эмоциональной разрядки после основных упражнений.
Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позволить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, отработка всех этапов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекватность выбранных свойств личности. При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть корректны.
Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каждый получил столько, «сколько смог унести»...