От умения представить вниманию общественности в лице ГАК ваш научный труд зависит судьба всего вашего дипломного проекта. Помните, что мало кто из присутствующих на защите дипломного проекта детально знаком с работой, а большинство знает ее только по названию. Поэтому задача студента: познакомить всех присутствующих с основными положениями исследования. И, разумеется, от того, насколько грамотно вы сумеете это сделать, зависит мнение о проделанной работе в целом и о вас как о специалисте. Поэтому существенным положительным моментом является предзащита дипломной работы. Это дает возможность «прорепетировать» столь важное событие, как непосредственно защита. Для предзащиты требуется наличие чернового текста работы. Студент докладывает о проделанной работе и об основных полученных результатах, отвечает на вопросы присутствующих, выслушивает замечания и рекомендации, которые помогут впоследствии усовершенствованию дипломной работы. После того, как все рекомендации были учтены и внесены соответствующие поправки, необходимо представить научному руководителю чистовой вариант работы не менее чем за три недели до установленной даты защиты. Сразу необходимо заметить, что дипломная работа готовится в двух экземплярах, один из которых остаётся на руках у студента. Также, перед защитой, студент представляет на кафедру полный текст выпускной квалификационной (дипломной) работы и «сырые» материалы на электронном носителе (CD). После ознакомления с полным текстом исследования, научный руководитель готовит письменный отзыв о проделанной вами работе и представляет его вместе с дипломной работой на кафедру, где принимается решение о её допуске к защите и назначаются рецензенты.
|
|
Во время подготовки к этому важному событию - публичной защите дипломного проекта необходимо тщательно спланировать весь ход вашего выступления. Важно, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные положения:
1. Общий обзор теоретической части, с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.
2. Цель и задачи исследования, его новизна и актуальность.
3. Общий план исследования, характеристика выборки
4. Методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры).
5. Процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика).
6. Основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.
|
|
7. Выводы.
Характеристика этих основных положений должна занимать у вас всего 10-12 минут. Для того чтобы в предоставленное время вы смогли рассказать обо всем, что запланировали, рекомендуется перед защитой, несколько раз проговорить выступления в соответствии с временным регламентом. Так же для удобства вы можете подготовить мини реферат или текст выступления, в котором будут учтены все вышеперечисленные положения.
Защиты дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК, где присутствуют ведущие преподаватели вуза, а также все желающие (студенты, специалисты других учреждений и т.д.). Последовательность всех защит определяется заранее. Перед защитой дипломной работы секретарь ГАК передает работу и все документы председателю комиссии, после чего предоставляется слово выступающим. Умение правильно выбрать важную информацию, доложить ее в соответствии с временным регламентом служит важным критерием при оценке работы в целом.
Для наглядности и красочности своего выступления рекомендуется использование иллюстрационного материала, на котором представлены основные графические и цифровые данные, полученные в ходе исследования. Опыт показывает, что для этого лучше использовать плакаты, или же в мини формате раздаточный материал, но проверьте, чтобы его хватило на всех желающих, и чтобы он был читаем. В настоящее время появилось много современных методов публичной демонстрации иллюстрационного материала (слайды, презентации). Иногда использование этих методов вызывает большие сложности. Поскольку, во-первых, демонстрация может идти вразрез с публичным докладом, а во-вторых, скорость восприятия информации у всех разная и кто-то уже проанализировал демонстрируемый материал и скучает, а кто-то не успел толком ознакомиться с материалом, как один слайд сменяет другой - так и возникает своего рода «эффект калейдоскопа».
После выступления, студент отвечает на вопросы членов комиссии и всех присутствующих на защите. При этом необходимо знать и соблюдать традиционно сложившуюся этику в научной среде. При ответах на вопросы будьте максимально тактичны и корректны. Вы можете поблагодарить человека, задающего вопрос, ведь он способствует более полному раскрытию вашей работы. Желательно также знать по имени и отчеству членов ГАК. Если возможность ответить на вопросы предоставляют не сразу, то необходимо их кратко записывать и отвечать на них в порядке их поступления. Случается так, что по своей сути вопросы могут повторяться, в этом случае необходимо просто ответить еще раз на поставленный вопрос, не указывая на невнимательность человека задающего вопрос (остальные просто оценят вашу тактичность). Во всей процедуре общения с членами комиссии, при ответах на вопросы и дискуссии по проблеме, не следует выступать в роли «задиристого мальчугана», старайтесь избегать таких фраз как «это очень правильный вопрос», «вы меня не поняли», «я же вам объясняю» и т.д. Ведь вы формируете свой имидж, так пусть это будет образ «положительного героя» - тактичного, корректного специалиста и просто приятного человека.
Также необходимо заметить, что недопустимо использование и в тексте работы и при ее публичной защите местоимения «я». Это некорректно, поскольку вы выполняли эту работу не один, а вместе со своим научным руководителем. Целесообразнее использование местоимения «мы» (мы провели..., мы изучили..., нам удалось... и т.д.). Заметьте, что после такого «заявления» успех вашей работы - это имидж вашего научного руководителя. И пусть благодарностью за его труд будут только отличные и хорошие дипломные проекты.
Литература
1. Баловсяк Н.В. Реферат, курсовая, диплом на компьютере. Популярный самоучитель. - СПб.: Питер, 2007 – 176 с.
|
|
2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004 – 176 с.
3. Богуславский Э.И. Структура, содержание и оформление публикаций, докладов, диссертаций и авторефератов: Учебное пособие/ Э.И. Богуславский. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2009. 128 с.
4. ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Минск: Изд-во стандартов, 2001.- 19 с.
5. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления//Библиография. –2004.-№ 3.- С. 45-72; № 4.- С.41-64.
6. ГОСТ 7.80 - 2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. - Введ.1.07.2001.- Минск: Изд-во стандартов, 2000. - 8 с.
7. ГОСТ 7.82 - 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - Введ.1.07.2002//Библиотека и закон: справочник. - М.,2002. - Вып. 13.- С.313-339.
8. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. - М.: Смысл, 2002. - 80 с.
9. Комарова А. В. Методические рекомендации к дипломным исследованиям студентов по педагогике/ Комарова А.В., Платонова С.М. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. -43 с.
10. Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем и пишем реферат, курсовую, диплом на компьютере. – СПб.: Наука и техника, 2008. – 160 с.
11. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей научной степени. - 2-е изд. - М.: Ось-89, 1998. - 208 с.
12. Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., Речь, 2002. - 184 с.
13. Повзун С.А. Оформление медицинской диссертации. СПб., 1995.
14. Трущелев С.А. Медицинская диссертация: руководство. Современные требования к содержанию и оформлению. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 368 с.
Приложение
Заведующему кафедрой психофизиологии и клинической психологии
|
|
доктору медицинских наук профессору……………………………...
от студента 5 курса ……… учебной группы,
обучающегося по специальности 03030265 «Клиническая психология»
Ивановой Ольги Николаевны
Заявление
Прошу разрешить мне писать дипломную работу по кафедре «Психофизиологии и клини-ческой психологии» на тему: «Особенности психологического состояния лиц, перенесших хирургическую операцию по поводу коронарного шунтирования» и назначить моим научным руководителем доцента кафедры кандидата психологических наук Петрова Константина Игоревича.
Подпись (Иванова О.Н.)
Дата
Согласительная подпись Разрешительная подпись
научного руководителя заведующего кафедры
«Согласовано» «Разрешаю»
Доцент кафедры психофизиологии и Заведующий кафедрой психофизио-
клинической психологии логии и клинической психологии
Подпись (Петров К.И.) Подпись (Иванов О.В.)
Дата Дата